Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:14, доклад
Управление - сложный процесс приведения системы в желаемое состояние, согласованное с целями управления. Предприятие как объект управления, включает в себя большое количество постоянно взаимодействующих и многозначносвязанных между собой подсистем и элементов, поэтому оно может иметь необозримое множество состояний. В этом первая сложность организации управления. Каждое изменение состояния системы может иметь как положительные, так и отрицательные экономические последствия, которые трудно предусмотреть заранее. В этом вторая сложность организации управления
Возвращаясь к рассмотрению вопроса принятия управленческих решений, для определения круга принимаемых решений и соответственно объема необходимой информации рассмотрим классификацию управленческих решений (рис. 3).
Рис. 3. Классификация управленческих решений по стадиям жизненного цикла продукции.
Все решения, принимаемые руководством предприятия можно отнести к той или иной стадии жизненного цикла продукции. Кроме этого управленческие решения можно классифицировать по ряду признаков: по сфере действия, по продолжительности действия, по уровню управления, на котором принимается решение, масштабности, объекту воздействия, форме отражения, способу передачи.
Характерной чертой западного управленческого учета, которая обусловлена целями и задачами управления, является интеграция учета затрат и результатов и принятия управленческих решений. В силу объективных экономических условий, определяемых системой централизованного управления и жесткой регламентации хозяйственной деятельности звеньев народного хозяйства учет в нашей стране на протяжении последних десятилетий зачастую развивался как инструмент внешней отчетности и незначительно влиял на процесс принятия управленческих решений на уровне предприятия. С переходом к рынку ситуация должна измениться. В условиях хозяйственной самостоятельности и обособленности предприятий, сложности их ориентации в рыночных условиях существенно возрастает роль учета как инструмента для принятия различных управленческих решений. Проблема заключается в практическом применении на предприятиях хорошо разработанных за рубежом методик управленческого учета.
Анализируя предпосылки внедрения уже существующих методик управленческого учета в нашей стране, следует отметить, что длительное время учет воспринимался среди научных и практических работников как метод контроля за сохранностью общенародной собственности. Служба учета находилась в изоляции от других служб управления. Такое положение дел приводило к тому, что учетные данные крайне неудовлетворительно использовались в текущем управлении производством, поскольку большая часть времени специалистов экономической службы затрачивалась на группировку информации и составление отчетности вышестоящим организациям. Учетная информация предназначалась для контроля по вертикали. Субъектами контроля выступали Минфин СССР и республик и опосредованно вышестоящая организация, которые формировали систему отчетности по многочисленным показателям, характеризующим самые разнообразные аспекты производственной и финансовой деятельности предприятия. В силу этого образовалась система громоздкого, сильно регламентированного учета, важнейшей задачей которого было обеспечение юридического получения экономической информации о состоянии и результатах деятельности предприятия и составление многочисленных форм отчетности. В 90-е годы в печати началось обсуждение путей приведение системы учета в соответствие с требованиями управления в условиях рыночной экономики.
В системе управления производством учет является не только источником информации об объекте управления, но и инструментом оперативного контроля за его состоянием. В связи с этим отдельные экономисты считают, что система учета должна обеспечивать получение показателей структурных подразделений без организации специального оперативного учета, так как необходимо иметь достоверную информацию о деятельности подразделений, обеспечивая бухгалтерский учет.
Другие экономисты считают, что основная роль в определении результатов деятельности предприятия и его структурных подразделений принадлежит системе оперативного учета.
Следует согласиться с тем, что оперативный учет более детальный и позволяет обобщать информацию в ее динамике. Вместе с тем данные оперативно-технического учета не дают в достаточной степени достоверной и точной информации для определения производства, в определении прогнозов в развитии или ожидаемых результатов, что может дезориентировать управление. Поэтому считают, что оперативный учет самостоятельно может использоваться на тех участках работы, где не требуется абсолютно точных результатов.
Результаты проведенного А.С. Стуковым анализа показывают, что на уровне предприятия, цеха и отдельных рабочих мест, посредством бухгалтерского учета может быть отражено выполнение 52,9% показателей, оперативно-технического учета - 44,1% показателей, стратегического учета - 48,5% показателей, при этом 61.7% показателей требуют предварительной аналитической обработки. Вместе с тем кажущееся 52.9+44.1+48.5... = 100% как оказывается объясняется тем, что один и тот же показатель может отражаться несколькими видами учета, то есть по сути дела автор не исключает дублирования учета. Исследования информационной системы предприятия, свидетельствуют о том, что 50% всей информации является избыточной в информационном потоке, вместе с тем в учете отсутствует около 50% информации необходимой для управления.
Таким образом, с одной стороны наблюдается большой дефицит информации и ее запаздывание, с другой стороны, половина информации, предоставляемой системой учета оперативно-технического, стратегического учета ни кому не нужна, что можно охарактеризовать как кризисное состояние управления. Следовательно, необходимо активизировать исследования потребности в информации управляющей системы, подходов к получению необходимой информации, способов приведения информационной системы в соответствии с требованиями управления.
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы и определить следующий минимум функций управленческого учета:
1) сбор сведений, связанных с различными уровнями управления предприятием. Сведения не ограничиваются тем, что зарегистрировано в книгах и журналах предприятия, а охватывают и данные внешних источников;
2) анализ данных. Данная функция охватывает классификацию и анализ данных;
3) оценка данных. Данная функция включает определение соответствующих и несоответствующих данных в зависимости от степени их значимости для администрации;
4) представление соответствующих данных в виде четких, упрощенных отчетов так, чтобы они помогли администрации в принятии оптимальных решений.
2ИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
1.1. Понятие об управленческом учете, его место в информационной системе управления организацией
Организации в условиях перехода к рыночным отношениям крайне нуждаются в аналитической оперативной информации, характеризующей рациональность использования производственных ресурсов, целесообразность инвестирования в них, рентабельность хозяйственно-финансовой деятельности организации. Эти задачи могут быть решены с помощью управленческого учета, о чем свидетельствует практика экономически развитых стран.
Управленческий учет охватывает все виды информации, которая собирается, измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководству и менеджерам, вырабатывающим и принимающим обоснованное управленческое решение.
Управленческий учет иногда называют внутренним учетом, который включает систему производственного учета. Производственный учет предполагает систему сбора, регистрации, обобщения и обработки информации о затратах на производство, контроль за их состоянием и калькулирование себестоимости продукции. Формирование показателей производственно-хозяйственной деятельности организации в системе управленческого учета является коммерческой тайной организации, фирмы.
Управленческий учет представляет собой систему сбора определенной информации и ее использования внутри предприятия. Именно в этом смысле, т. е. в значении определенной системы сбора и обработки информации, следует употреблять слово «учет» применительно к информации для целей управления. Эта информация не может быть доставлена финансовым учетом, так как перед ним стоят совершенно другие цели и задачи. В рамках управленческого учета осуществляются планирование, контроль и оценка производственной деятельности организации.
Планирование, заключающееся в составлении смет расходов, контроль за их исполнением, измерение результатов деятельности необходимы для любой организации, в какой бы сфере она ни существовала. Любой организации, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности, требуется квалифицированное управление людскими, материальными и финансовыми ресурсами. Созданию эффективного механизма такого управления в значительной степени способствует организация управленческого учета.
Содержание управленческого учета (сбор определенной информации, ее обработка и анализ) в каждом конкретном случае определяется целями управления. Оно может быть изменено по решению управленческого персонала в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.
Другим важным моментом при определении сущности управленческого учета является аналитичность информации. В системе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается с целью выработки наиболее подходящего в данный момент для организации управленческого решения. Например, эффективность производственной деятельности может быть определена по данным управленческого (в частности, производственного) учета путем сопоставления фактических и нормативных затрат и результатов произведенных расходов.
Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия: непрерывности, целенаправленности, полноты информационного обеспечения, использования объективных экономических законов, воздействия на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.
Управленческий учет является составной частью системы управления предприятием. Он призван обеспечить процесс сбора информации:
• для контроля эффективности текущей деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений, видов деятельности, секторов рынка;
• для планирования будущей стратегии и тактики осуществления хозяйственно-финансовой деятельности в целом и отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
• для измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и подразделений организации, в частности, исчисления уровня рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг, секторов и сегментов рынка;
• для корректировки принятых управленческих решений в ходе процесса производства и реализации продукции, товаров и услуг, уменьшения субъективности в процессе принятия решений на всех уровнях управления.
Главными принципами управленческого учета являются ориентация на достижение поставленной задачи, необходимость обеспечения альтернативных вариантов ее решения, участие в расчетах нормативных параметров оптимального варианта и в контроле его исполнения, ориентация на выявление отклонений от заданных параметров исполнения, интерпретация выявленных отклонений и их анализ.
Кроме того, необходимо соблюдать общие принципы сбора информации для управления: опережение данных для принятия управленческого решения и ответственность за его последствия. Гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей. Вместе с тем, если нет ответственности за результаты хозяйствования на всех уровнях управления, вести управленческий учет не имеет смысла.
В текущей деятельности предприятия информация управленческого учета часто сводится к выявлению отклонений фактических показателей от расчетных. Это относится не только к величине затрат на производство, но и к отклонениям в нормах запаса, ценах, сроках платежа и т. п. На основе информации об отклонениях принимаются меры по ликвидации причин, вызывающих превышение фактических издержек производства над нормативными, потери прибыли и имущества.
По характеру применения управленческий учет универсален. Его можно внедрять на всех предприятиях и в организациях, имеющих затраты и запасы на складах, и в процессе их движения по стадиям производственного цикла до склада готовой продукции. Запасы включают сырье как продукт добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства; материалы, подвергшиеся предварительной обработке как на самом предприятии, так и на других (полуфабрикаты – заготовки, поковки, отливки, детали, узлы и т. п.); трудовые ресурсы – массу живого труда, которой располагает предприятие в данный момент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности и результат труда.
Данные управленческого учета предназначены для администрации предприятия, которую представляют управленческий персонал, менеджеры, руководители. Для каждого из них информация определяется в зависимости от выполняемых функций и занимаемой должности. Для менеджеров, например, наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий.
Информация о работе Управленческий учет и ево роль место в систьеме управления предприятия