Управление затрат на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание

Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы.
Основная цель данной работы заключается в оценке эффективности управления затратами, выработка мероприятий по повышению эффективности управления затратами на предприятии.
Объектом исследования является предприятие, а предметом исследования – оценка эффективности управления затратами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. стр. 3
1 Понятие и сущность затрат…………...........................................................стр. 5
2 Направленность методики управления затрат.
2.1 Цели и методы управления затратами…………………………………...стр. 15
2.2 Этапы разработки системы управления затратами……………………. стр. 18
3 Ошибки и эффективность управления затратами.
3.1 Типичные ошибки в управлении затратами…………………………….стр. 23
3.2 Оценка эффективности затрат…………………………………………....стр. 29
Заключение…………………………………………………………………….стр. 31
Список литературы……………………………………………………………с

Работа состоит из  1 файл

Управление затрат на предприятии.docx

— 68.47 Кб (Скачать документ)

Долгое время прибыль считалась  показателем результативности деятельности в бизнесе, но изменившиеся условия  бизнес-среды доказали, что основным результатом деятельности является свободный денежный поток, который остается у компании после реализации ее стратегии. Прибыль -это показатель эффективности деятельности. Управление компанией может быть эффективным, но нерезультативным. Например, компания продает товар с высокой наценкой, но с отсрочкой платежа в 2 месяца. Ее деятельность в текущем месяце будет эффективной, но нерезультативной. Часто руководитель для принятия решений использует только один отчет - о доходах и расходах - и контролирует только показатель чистой прибыли. Тогда для него останется неразрешимым вопрос: почему у компании прибыль есть, а денег нет.

В бизнесе главный результат - денежные средства, прибыль же является показателем  эффективности управления. Если выбирать между результативностью и эффективностью, важнее, на мой взгляд, результативность. Однако одной из основных задач, стоящих  перед предприятиями, является повышение  эффективности управления бизнесом. А значит, руководителю нужно управлять  прибылью.

Сегодня на предприятиях используется несколько видов учета: бухгалтерский, налоговый, управленческий. В каждом учете могут быть свои правила признания доходов и расходов, классификации затрат. Руководитель порой удивляется, почему в бухгалтерском и управленческом учетах значения прибыли различаются. Прибыль - относительный показатель, который зависит от учетной политики. Существуют различные варианты расчета прибыли.

Валовая прибыль - это доход, который получает компания после продажи своей продукции с учетом ее себестоимости, т.е. это доход от реализации за вычетом себестоимости реализованной продукции.

Прибыль от основной деятельности (операционная прибыль) - это прибыль, появляющаяся в результате профильной, основной деятельности компании, той деятельности, ради которой предприятие создавалось. Она представляет собой валовую прибыль за вычетом коммерческих и управленческих расходов.

Операции, которые осуществляет компания, можно разбить на 3 группы:

- связанные с основной деятельностью;

- связанные с финансовой деятельностью (получение и погашение кредитов, займов);

- связанные с инвестиционной деятельностью (поступление и выбытие долгосрочных активов).

В отчете о доходах и расходах прежде всего отражаются операции, связанные с основной деятельностью. Финансовая деятельность отражается косвенно - через начисленные проценты за привлеченные кредиты. Инвестиционная деятельность отражается также косвенно - через амортизацию, которая учитывается при расчете операционной прибыли.

Чтобы очистить показатель эффективности  основной деятельности от влияния инвестиционных и финансовых факторов, рассчитывается прибыль до вычета амортизации, процентов  за кредит и начисленных налогов. Это главный показатель эффективности  основной деятельности. Прибыль до вычета амортизации, процентов и  налогов равна сумме прибыли  от основной деятельности и амортизации, начисленной за период.

Наконец, из операционной прибыли  вычитаются расходы, не относящиеся  к основной деятельности: проценты от финансовой деятельности, доходы и  расходы от продажи оборудования, более не используемого компанией, доходы и расходы от инвестиций, не связанных напрямую с основным бизнесом. В результате получается прибыль до налогообложения. После  начисления налога на прибыль будет  определена чистая прибыль.

Каждый показатель прибыли важен  по-своему. Так, валовая прибыль отражает способность продукта компании генерировать доход. Получение компанией валовой  прибыли позволяет ей осуществлять коммерческие и управленческие расходы, в т.ч. расходы на продвижение  товара, транспортные услуги, содержание административного аппарата и т.д. Операционная прибыль показывает, сколько  способна заработать компания с учетом всех расходов, связанных с ее деятельностью. Важно, однако, увидеть эффективность  основной деятельности без влияния  инвестиционной. Так, например, если бухгалтерия  произвела переоценку основных средств в сторону увеличения их стоимости, то и амортизационные отчисления увеличатся, а, следовательно, прибыль от основной деятельности уменьшится. Но это не означает, что вдруг снизилась эффективность предприятия. Поэтому в первую очередь при управлении эффективностью бизнеса руководителя должна волновать операционная прибыль без влияния подобных факторов. В обязательной финансовой отчетности данный показатель не представлен, поэтому его приходится рассчитывать дополнительно. Для акционеров же основным показателем эффективности деятельности компании и эффективности работы ее руководства является чистая прибыль.

Выбор варианта действий для увеличения прибыли зависит от стратегии  предприятия, определяемой с учетом внешней среды, этапа развития и  специфики бизнеса. На этапе завоевания рынка компании стремятся получать прибыль, больше продавая. Затем рынок начинает насыщаться и продажи не могут расти быстрыми темпами. Тогда начинается повышение эффективности - за счет увеличения цен либо за счет наведения порядка в компании, оптимизации затрат, ускорения оборачиваемости активов.

Очень важно правильно определиться с тем, в каком сегменте работает компания и какой путь создания прибыли оптимален. Например, компания, которая продает компьютеры и, следовательно, работает на высококонкурентном рынке, где торговая наценка минимальна, не может поднять цены, т.к. у нее сразу упадет объем продаж. Поэтому фирма должна стремиться повысить оборачиваемость текущих активов. А высокорентабельная компания, продающая итальянскую мебель, не может значительно увеличить объемы продаж. От снижения компанией цены объемы продаж не вырастут или вырастут незначительно. Она должна делать акцент на рентабельности своей деятельности.

Опыт западных компаний показывает, что топ-менеджеры в погоне за высокими показателями, которые можно предъявить акционерам, научились отлично манипулировать чистой прибылью в ущерб стратегическому развитию компании. Между тем высокое значение прибыли в прошлом квартале не означает, что компания будет процветать в будущем. Прибыль - показатель текущего или оперативного управления. Поэтому, эффективно управляя прибылью, руководитель не должен забывать о своей главной задаче - стратегическом управлении. А для этого ему понадобятся другие показатели. Наиболее важные финансовые показатели деятельности предприятия - это маржинальный доход и чистый денежный поток. Из относительных показателей - рентабельность активов и собственного капитала, показатели структуры капитала, коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности. В управлении затратами главное - жить по средствам, т.е. тратить не больше, чем зарабатываем, оставляя запас для инвестиций и реинвестиций. Решение об отказе от производства продукции, для которой цена реализации не покрывает переменных затрат, не является однозначным. Существуют ситуации, в которых предприятие некоторое время может осознанно реализовывать такую продукцию. Например, это возможно при выходе на новые рынки -предприятие осуществляет демпинговую политику, направленную на привлечение покупателей и вытеснение конкурентов. Вероятно, предприятие пытается сохранить сложившийся рынок в расчете на дальнейший рост платежеспособности покупателей (любой знает, что в большинстве случаев завоевать рынок дороже, чем поддержать его). Возможно, что предприятие вынуждено реализовывать такую продукцию, т.к. она оплачивается живыми деньгами, а не бартером или взаимозачетами. Подводя итог, можно отметить, что экономить лучше не за счет сокращения чего-либо (персонала, выплат и пр.), а за счет оптимизации процессов, в т.ч. организации труда. Следует заинтересовать сотрудников в улучшении результатов и там, где возможно, давать заработать больше. Также необходимо учитывать отраслевые особенности.

 

3.2 Оценка эффективности управления затратами

 

Оценка  управления затратами строится и  на классификации затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные — затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых  были произведены эти затраты. Неэффективные  — расходы непроизводительного  характера, в результате которых  не будут получены доходы, так как  не будет произведен продукт. Неэффективные расходы — это потери на производстве. К ним относят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и цеховых кладовых, порча материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют  в текущем учете хода производства. Оно служит для определения эффективности  работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости  ее нормативному (плановому) уровню.

Для обеспечения  действенности системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов, т. е. лиц, работающих на предприятии. Особо важно выделение контролируемых затрат на предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами.

Неконтролируемые  затраты — это расходы, не зависящие  от деятельности субъектов управления.

Производственная  деятельность объединяет в своем  составе несколько сфер: основное и вспомогательное производство, освоение новых видов изделий, разработку новых технологий. Непосредственно  основное производство состоит из многочисленных технологических операций и нескольких процессов. Учет должен предусматривать  взаимосвязь затрат и доходов  с действиями руководителей подразделений  ответственных за расходование соответствующих  ресурсов.

Основная  цель классификации — обеспечить информацией систему контроля и  регулирования затрат на производство.

 

Эффективное управление затратами подразумевает:

    1. Управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия - от создания до утилизации;
    2. Органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции;
    3. Умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;
    4. Организацию системы управления производством, ориентированной на постоянные контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;
    5. Сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учете;
    6. Вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат;
    7. Оперативность получения информации о затратах и ее анализа и др.
    8. Широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
    9. Повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат. 
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенного исследования можно сделать  следующие выводы.

Основной целью управления затратами  является экономия ресурсов и повышение  эффективности их использования  для уменьшения себестоимости продукции  и, как следствие, увеличения прибыли  и рентабельности.

Сокращение затрат является более  эффективным инструментом увеличения прибыли, чем увеличение объема продаж. По оценкам финансистов уменьшение затрат на 5-7% увеличивает прибыль  на такую же величину как и увеличение объема продаж на 30% при неизменной рентабельности. Изменение себестоимости существенно влияет на объем продаж, минимально необходимый для безубыточного функционирования предприятия, на выбор отпускных цен, на рентабельность и, как следствие, на привлечение кредитов.

Для увеличения объема продаж зачастую необходимо дополнительное финансирование производства, что в ряде случаев  проблематично или связано с  дополнительными затратами, продажа  дополнительного количества произведенной  продукции может создать трудности  в силу ограничения спроса, а также  привести к дополнительным издержкам  на реализацию.

Снижение затрат на выпуск единицы  продукции дает важное преимущество перед конкурентами – возможность  применения более низких или гибких цен.

В целом основными преимуществами эффективного управления затратами  являются:

  • Производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен.
  • Наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей
  • Возможность использования гибкого ценообразования
  • Предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия
  • Возможность оценки деятельности каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения
  • Принятие обоснованных и эффективных управленческих решений.

Соответственно  пути повышения управления затратами  на предприятии предложены следующие:

  1. Повышение технического уровня производства.
  2. Совершенствование организации производства и труда.
  3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества.
  4. Улучшение использования природных ресурсов.
  5. Отраслевые и прочие факторы.

Информация о работе Управление затрат на предприятии