Условия отнесения к объектам интеллектуальной собственности

Автор работы: Юлия Кокарева, 23 Июня 2010 в 17:52, реферат

Описание

В системе бухгалтерского учета деятельности предприятия оценки интеллектуальной собственности причисляются к такой большой и очень разнородной группе активов, как «нематериальные активы». Учет и оценка нематериальных активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив».
Термин «материальный» (англ. - tangible) происходит от латинского «tangere» и означает «касаться, осязать», иными словами все то, что имеет материальную, осязаемую сущность. В свою очередь, «нематериальный» (англ. – intangiblе) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от от 16 октября 2000 г. N 91н и введено в действие с 01.01.2000), нематериальные активы – это часть имущественного комплекса организации (ст. 132 ГК РФ), используемая в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящая доход.

Работа состоит из  1 файл

Условия отнесения к объектам интеллектуальной собственности.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)
 
  1. Условия отнесения к объектам интеллектуальной собственности

    В системе бухгалтерского учета деятельности предприятия оценки интеллектуальной собственности причисляются к такой  большой и очень разнородной  группе активов,  как «нематериальные  активы». Учет и оценка нематериальных активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив».

    Термин  «материальный» (англ. -  tangible) происходит от латинского   «tangere» и означает «касаться, осязать», иными словами все то, что имеет материальную, осязаемую сущность.  В свою очередь, «нематериальный» (англ. – intangiblе) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.

    В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от от 16 октября 2000 г. N 91н и введено в действие с 01.01.2000), нематериальные активы это часть имущественного комплекса организации (ст. 132 ГК РФ), используемая в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящая доход.

    Согласно  п. 4 Положения к нематериальным активам  могут быть отнесены:

  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  • исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  • имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
  • исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
  • исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
  • деловая репутация организации;
  • организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Что относится к нематериальным активам согласно РСБУ 

Вид активов РСБУ
Интеллектуальная  собственность, защищенная патентами При соблюдении общих требований стандарта
Товарные  знаки При соблюдении общих требований стандарта
Авторское право Попытка ограничения  письмами Минфина РФ от 31 января 2003 г. № 04-02-05/2/1; от 12 ноября 2003 г. № 04-02-05/2/65; от 9 июня 2004 г. № 03-02-05/2/32.
Программное обеспечение При соблюдении общих требований стандарта, в том  числе надлежащего оформления документов
Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и технологические работы Обособленно, при  соблюдении условий ПБУ 17/02 (как научно-исследовательские работы, так и опытно-конструкторские работы)
Конфиденциальные  знания, дающие преимущества на рынке (коммерческая тайна) Нет, так как  российское законодательство не относит  данные права к исключительным
Права обслуживания, лицензии, квоты, франшизы Нет, так как  данные права не относятся к исключительным
Списки  клиентов, доля рынка, права на сбыт и т. п. Нет, так как  данные преимущества не относятся к  исключительным правам
Расходы на стимулирование, подготовку персонала Нет, так как  отсутствует «возможность идентификации от другого имущества»
Организационные расходы (расходы на учреждение компании) Да, так как  есть прямое указание в пункте 4 ПБУ 14/2000
Деловая репутация (гудвил) при приобретении другой компании Да, так как  есть прямое указание в пункте 4 ПБУ 14/2000
 

    Нематериальные  активы весьма неоднородны по своему составу, по характеру использования  или эксплуатации, по степени влияния  на финансовое состояние предприятия  и результаты хозяйственной деятельности, поэтому необходим дифференцированный подход к их анализу и включению в экономический оборот. В практической работе следует учитывать следующие принципы классификации и формирования нематериальных активов:

  1. По степени участия в производстве:
    • функционирующие (работающие) нематериальные активы, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период;
    • нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем.
  1. По степени отчуждения:
    • отчуждаемые - полностью передаваемые при их продаже, передаче, аренде;
    • неотчуждаемые - остающиеся в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование.
  1. По степени влияния на финансовые результаты предприятия:
    • объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию;
    • объекты нематериальных активов, опосредованно влияющие на финансовые результаты.
  1. По степени правовой защищенности:
    • нематериальные активы, защищаемые охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями);
    • нематериальные активы, не защищенные охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями).
  1. По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:
    • единоличные - то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями предприятия;
    • паевые - то есть объекты нематериальных активов, разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;
    • приобретенные со стороны - то есть объекты нематериальных активов, которые получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.

     

           В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

      Тот факт, что объекту учета  можно вменить некоторое учетное  наименование, указывает на то, что  он идентифицируем и распознаваем. Момент идентификации, по оценке многих специалистов, весьма спорен. Тем не менее, к нематериальным активам могут быть отнесены объекты, отвечающие следующим условиям (п.3 Положения):

    Отсутствие  материально - вещественной (физической) структуры;

    Возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

    Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

    Использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

    Организацией  не предполагается последующая перепродажа  данного имущества;

    Способность приносить организации экономические  выгоды (доход) в будущем;

    Наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).  
     

2. Методы оценки  интеллектуальной  собственности. Суть  затратного, сравнительного, доходного подходов.

    На сегодняшний  день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Предпочтения при выборе того или  иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности, экономической ситуации на момент оценки.

Сравнительный подход    метод сравнения  продаж ОИС
метод стоимости  замещения
Затратный подход метод восстановительной  стоимости
  метод исходных затрат
метод расчета  роялти
метод исключения ставки роялти
методы DCF
методы прямой капитализации
Доходный подход Экспресс - оценка

метод избыточной прибыли

ДОХОДНЫЙ метод основанный на «правиле 25%»
  экспертные  методы

Рисунок 1. Методы оценки интеллектуальной собственности

    Подход  к оценке стоимости  – общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.

    1. Сравнительный подход
 

    При сравнительном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.

    Двумя наиболее распространенными источниками  данных, используемыми в сравнительном  подходе, являются рынки, на которых  продаются как интересы в собственности  на аналогичные неосязаемые активы, так и деривативы (фьючерсы и опционы). Должна существовать обоснованная база для сравнения, когда опора делается на сравнимые ОИС, которые присутствуют в той же отрасли или бизнесе, что и рассматриваемый ОИС, или в той же, которая реагирует на те же экономические переменные.

    Когда для обеспечения ориентиров при  определении величины стоимости  используются предыдущие сделки в отношении  предмета оценки, могут потребоваться  корректировки данных с учетом течения  времени и изменившихся обстоятельств  в экономике.

    Основными элементами сравнения, которые должны рассматриваться при отборе и анализе сделок по продаже являются следующие:

  1. Структура и объем  юридических прав собственности  на неосязаемое имущество, передаваемых в сделке.
  1. Существование каких-либо специальных условий и соглашений о финансировании.
  1. Экономические условия, которые существовали на соответствующем  вторичном рынке во время сделки по продаже.
  2. Отрасль или бизнес, где использовался (или будет использоваться) неосязаемый актив.
  3. Физические характеристики.
  4. Функциональные характеристики.
  5. Технологические характеристики.
  6. Включение других нематериальных активов в сделку.

  Для определения диапазона рыночной цены интеллектуальной собственности выявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает собственник благодаря приобретению прав, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники.

    Нижняя  граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для собственника оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой стоится тсратегия поведения собственника при переговорах. Основные этапы расчета нижней границы приведены в таблице 2.

    Верхняя граница цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента – потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.

Таблица 2

№ этапа

Расчет  растущего рынка

Расчет  для поделенного  рынка

1

Минимальная оценка ОИС (патента или лицензии), приемлемая для патентообладателя через расчеты ожидаемого будущего приращения прибыли патентообладателя на растущем рынке, где патентообладатель имеет установленную долю рынка, которая не подвергается риску с проникновением конкурента. При этом необходимо учесть возможности альтернативного использования капитала, требуемого для расширения рынка, а также целесообразность проведения экспансии.

Так как возможности  для расширения доли или объема рынка  в основном исчерпаны, оценка должна отражать неизбежное при отказе от исключительности, обеспечиваемой патентом, уменьшение доли рынка, занимаемой патентообладателем. Простейший способ оценить эти потери – рассчитать потерю прибыли от продаж в каждом году наличия патентной охраны, а затем суммировать эти потери с учетом коэффициентов дисконтирования.

2

Патентообладатель должен учесть поправку на эффект сопутствующих  или производных продаж (например, комплектующие изделия, расходные  материалы, программное обеспечение  и т.д.)

 

3

При анализе дохода патентообладателя учитываются издержки на дополнительные производные мощности, которые потребуются при отсутствии конкурента и расширении производства, издержки на расширение маркетинга и сбыт, а так же риски, возникающие при любом расширении рынка.

Учет изменений  производственных мощностей, сокращение расходов на маркетинг и сбыт.

Информация о работе Условия отнесения к объектам интеллектуальной собственности