Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:54, реферат
Целью данной работы является исследование международной валютно-кредитной системы и участия России в ней.
Для достижения поставленных целей в работе были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены виды валютных систем;
рассмотрены инструменты валютных отношений, такие как валютный курс, средство и формы международных расчетов;
дать оценку внешнеэкономической деятельности РФ;
охарактеризовать интеграционные процессы в мировой валютной системе;
определить проблемы валютного регулирования в РФ;
оценить взаимодействие России с международными финансовыми организациями;
рассмотреть преимущества и недостатки вступления России в ВТО;
определить перспективы интеграции России со странами дальнего зарубежья.
ВВЕДЕНИЕ
1. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ
1.2 МИРОВЫЕ ВАЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
1.3 МЕХАНИЗМ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
2. МЕСТО РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ
2.1 ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
2.2 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ
2.3 ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
2.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
3.2 ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ СО СТРАНАМИ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
б) с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
в) с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
г) с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе";
д) с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
е) с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения.
Как видим, используя метод прямого перечисления разрешенных вариантов поведения, Закон опирается на частноправовые термины и институты, соглашаясь (п.2 ст.1 Закона) на такое их понимание, которое предусмотрено гражданским законодательством.
2) Валютные операции, запрещенные к осуществлению в силу прямого указания Закона. Перечень таких операций исчерпывающе определен Законом. Прямо запрещены все валютные операции между резидентами, кроме перечисленных в п.1 ст.9 Закона.
Классификация валютных операций по их предмету подчеркивает различие валютно-правовых режимов, в зависимости от того, какую именно ценность субъекты валютных отношений используют для обмена или отчуждения.
По данному критерию можно выделить следующие виды валютных операций:
1) операции с иностранной валютой и внешними ценными бумагами;
2) операции с валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами.
Операции с внешними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений; в иностранной валюте такие сделки осуществляются без ограничений только при условии, если хотя бы одним из участников сделки является нерезидент. Проведение резидентами и нерезидентами (в том числе уполномоченными банками) сделок с внешними и внутренними ценными бумагами осуществляется по общим правилам, установленным законодательством РФ о ценных бумагах, без каких-либо изъятий, в силу чего в дальнейшем эти виды сделок в настоящей работе отдельно не рассматриваются и самостоятельным предметом исследования не являются.
Наконец, классификация валютных операций по их субъекту указывает на различие валютно-правовых режимов в зависимости от того, кто (резидент или нерезидент) является участником соответствующих валютных отношений.
По этому критерию выделяются следующие виды валютных операций:
1) операции резидентов между собой.
По общему правилу такие валютные операции запрещены, за исключением прямо перечисленных в тексте Закона (ст.9 Закона). Выше приведен перечень таких разрешенных операций;
2) операции между резидентами и нерезидентами.
По общему правилу в настоящее время такие валютные операции осуществляются без ограничений, хотя в принципе такие ограничения могут вводиться;
3) операции между нерезидентами.
Такие валютные операции осуществляются без ограничений.
Так, как следует из ст.10 Закона, нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках либо банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.
Нерезиденты также вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Представляется
также обоснованной позиция ряда ученых,
выделяющих в качестве отдельной группу
валютных операций, осуществляемых между
резидентами, относящимися к государственным
(административно-
Таким образом, по общему правилу все валютные операции (включая, следовательно, и валютные сделки) между резидентами, не являющимися уполномоченными банками, запрещены, за исключением отдельных изъятий, прямо предусмотренных Законом (ст.9).
Уполномоченные банки в силу Закона и выданной им лицензии Банка России на осуществление банковских операций в иностранной валюте наделены правом осуществления широкого круга операций с валютными ценностями. Так, уполномоченные банки осуществляют все операции, разрешенные к осуществлению резидентам РФ, помимо этого, все сделки, разрешенные выданной банку лицензией Банка России на осуществление банковских операций в иностранной валюте, а кроме того, на основании Указания Банка России от 28 апреля 2004 г. N 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками", дополнительно, без ограничений совершают от своего имени и за свой счет:
а) операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) операции, связанные с исполнением обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства и договорами залога, исполнением регрессных требований поручителей;
в) операции, связанные с приобретением у третьих лиц - уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам - уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;
г) операции, связанные с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (договорам лизинга);
д) операции с внешними ценными бумагами;
е) операции, связанные с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внутренними ценными бумагами и внешними ценными бумагами;
ж) операции, связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;
з) операции, связанные с доверительным управлением денежными средствами;
и) операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного банка) по вышеуказанным операциям.
Такие дополнительные права уполномоченным банкам предоставлены, по-видимому, в связи с тем, что указанные операции представляют собой обычную банковскую деятельность (или тесно связаны с ней) и являются объективно необходимыми для развития банковского дела. Таким образом, уполномоченные банки, в сравнении с иными резидентами, наделены большим объемом прав в отношении валютных операций и валютных сделок.
Важно также разделение валютных операций по форме проведения: наличные и безналичные. Вообще Закон исходит из необходимости максимального ограничения возможности осуществления расчетов в наличной иностранной валюте, что объясняется выполнением публичных задач валютной политики государства по защите национальной валюты, т.е. недопущению ее вытеснения из расчетов за счет замещения иностранной валютой. Преследуя достижение этих публичных интересов, Закон, императивно вторгаясь в частноправовую сферу, сводит наличные валютные операции к минимуму.
До недавнего времени существовал институт обязательной продажи части валютной выручки, в рамках которого резиденты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны были осуществлять продажу определенной доли поступившей к ним от нерезидента валютной выручки, наполняя этим внутренний валютный рынок в целях обеспечения предложения иностранной валюты в рамках государственных задач валютно-курсовой политики. Необходимость такого инструмента валютной политики, как обязательная продажа части валютной выручки, поступившей резиденту от нерезидента, была обусловлена публичными по своей природе задачами пополнения золотовалютных резервов Центрального банка РФ и обеспечения стабильного предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Таким образом, публичные интересы при их преломлении применительно к имущественным (валютным) отношениям, связанным с зачислением валютной выручки, приводили к возникновению специфической обязанности субъекта - обязанности по отчуждению части собственного имущества (иностранной валюты) в особом порядке. Однако с 1 января 2007 г. норма Закона о возможности установления такой величины валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, исключена, в силу чего институт обязательной продажи части валютной выручки как принудительное обременение резидентов прекратил свое существование.
Изложенное можно заключить общим выводом: валютные операции между уполномоченными банками, а также между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений; между резидентами и уполномоченными банками - практически без ограничений, между резидентами - по общему правилу запрещены (за отдельными исключениями, прямо установленными Законом).
В течение последнего года мировая экономика вступила на путь оживления после беспрецедентной рецессии, связанной с глобальным финансовым кризисом. 2009 г. в экономическом отношении был наихудшим со времени Великой депрессии 1930-х годов. Лишь немногие районы мира смогли избежать катастрофы; экономика продолжала расти только в странах Азии (исключая Японию), Африки и Среднего Востока. В том же 2009 г. падение приостановилось, однако темпы роста в первом полугодии 2010 г. были недостаточными для того, чтобы достичь уровня докризисного 2007 г. Бюджетные трудности в некоторых странах зоны евро развязали весной 2010 г. новый локальный финансовый кризис. Развитым странам, слишком рано приступившим к консолидации своих бюджетов, угрожает дефляция. Политика государственной поддержки экономического роста привела к сильной деградации государственных финансов, что заставило правительства разрабатывать планы оздоровления. После подъема мировой экономики в 2010 г. ожидается замедление роста в 2011 г. (с 4,5% до 3,7%), что связано с падением темпов в развитых странах (с 2,2% до 1,8%), а также в странах с формирующимися рынками (с 3,1% до 2,8%).
Кризис в наибольшей степени затронул государства, у которых в докризисный период наблюдались наибольшие макроэкономические диспропорции (Венгрию, Россию и страны Балтии), а также в наибольшей степени интегрированные с соседями в области торговли (Мексику и некоторые страны Азии). В лучшем положении оказались страны с емким внутренним рынком - Китай, Индия, Индонезия и Бразилия, а также те, где были разработаны программы поддержки экономики (Приложение Б).
В 2010 году продолжалось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, который способствовал ускорению роста импорта.
Восстановлению роста в 2010 году способствовало улучшение ситуации в мировой экономике, оживляющийся внешний спрос и рост цен на сырьевые товары российского экспорта, восстановление фондовых индексов и укрепление позиций платежного баланса. Наряду с внешним спросом, положительный вклад вносило восстановление внутреннего спроса, как инвестиционного, так и потребительского, стимулируемого антикризисными мерами, а также восстановление запасов.
Основные тенденции социально-экономического развития России в 2010 году отражены в приложении В.
В первой половине 2010 года основным фактором роста был потребительский спрос. Во II квартале выросли инвестиции, что поддержало также рост промышленного производства. Позитивные тенденции в экономике в III квартале были прерваны, произошло снижение роста, связанное со сложными природно-климатическими условиями лета 2010 года. В IV квартале резко усилился рост инвестиций, поддержанный ростом мировых цен и экспорта. Цена нефти марки "Urals" в среднем в IV квартале составила 85,1 доллара США за баррель. Более высокими темпами стали расти промышленные виды деятельности, работающие на внутренний спрос. Улучшилась ситуация на рынке труда, на протяжении всего года происходило снижение безработицы. По мере роста госрасходов сохранялась положительная динамика гособоронзаказа, инфраструктурных и высокотехнологичных проектов.
Таблица 1 - Темпы прироста основных показателей экономики (в % к предыдущему периоду)
2010 | ||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. | |
ВВП |
0,4 |
0,6 |
-0,4 |
2,6 |
Промышленное производство |
2,1 |
2,2 |
-0,3 |
1,9 |
Инвестиции в основной капитал |
-2,5 |
2,3 |
1,2 |
7,7 |
Строительство |
-6,8 |
5,7 |
2,1 |
6,9 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
2,3 |
-2,8 |
-2,5 |
0,4 |
Реальная заработная плата |
1,2 |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
Оборот розничной торговли |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
-0,2 |
Сложные природно-климатические условия лета 2010 года и пожары привели снижению в экономическом росте в III квартале, когда, по оценке Минэкономразвития России, ВВП сократился с исключением сезонного фактора на 0,4 процента. С наступлением осени экономика России возобновила свой рост и в IV квартале выросла на 2,6% по сравнению с III кварталом.
В годовом выражении прирост ВВП за 2010 год составил 4,0 процента.
Рисунок 1 - Динамика ВВП за 2008-2010 г.
Внешнеторговый оборот, по оценке, в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 30,6% и составил 646,8 млрд. долларов США, при этом экспорт вырос на 31,2%, импорт - на 29,7 процента.
В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 61,5%, импорта - 38,5 процента.
Таблица 2 - Внешняя торговля Российской Федерации (в млрд. долл.) США)