Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:54, реферат
Целью данной работы является исследование международной валютно-кредитной системы и участия России в ней.
Для достижения поставленных целей в работе были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены виды валютных систем;
рассмотрены инструменты валютных отношений, такие как валютный курс, средство и формы международных расчетов;
дать оценку внешнеэкономической деятельности РФ;
охарактеризовать интеграционные процессы в мировой валютной системе;
определить проблемы валютного регулирования в РФ;
оценить взаимодействие России с международными финансовыми организациями;
рассмотреть преимущества и недостатки вступления России в ВТО;
определить перспективы интеграции России со странами дальнего зарубежья.
ВВЕДЕНИЕ
1. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ
1.2 МИРОВЫЕ ВАЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
1.3 МЕХАНИЗМ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
2. МЕСТО РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ
2.1 ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
2.2 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ
2.3 ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
2.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
3.2 ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ СО СТРАНАМИ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
Основные целевые индикаторы (по годам) приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года (млрд. долларов США)
2015 прогноз |
2020 прогноз | |
Экспорт товаров, всего |
638 442 |
903 477 |
экспорт топливно-энергетических товаров |
375 247 |
484 232 |
экспорт машин и оборудования* |
55 49 |
122 94 |
Импорт товаров, всего |
683 585 |
943 703 |
Экспорт транспортных услуг |
23,4 |
41 |
Прямые инвестиции российских компаний за рубежом |
93 |
216 |
Прямые иностранные инвестиции в Россию |
108 |
209 |
Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается в рамках реализации ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики на каждом из этапов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития.
Значительный рост капитализации российского фондового рынка ставит в повестку дня задачу создания в России международного финансового центра. Благодаря этому будет расширен круг инвесторов, в том числе зарубежных, оперирующих на российских фондовых площадках, а российские предприятия получат возможность за счет эмиссии ценных бумаг привлечь значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов.
Деятельность России в ведущих международных институтах должна заключаться в максимально активном участии в них как в решении глобальных проблем, так и в создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования.
Актуальными остаются задачи присоединения к Всемирной торговой организации и вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития на условиях учета экономических интересов России. Будет активизирована работа в структурах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке.
Значительную роль будет играть политика по налаживанию конструктивного диалога с крупнейшими экономическими партнерами России - Европейским союзом, Китаем, Индией и США, в том числе в рамках стратегических партнерств и диалогов с участием представителей бизнеса. Важное значение будет придаваться развитию диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в сфере экономики.
Будет использован потенциал других региональных экономических объединений (Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах.
Предстоит сформировать национальный механизм содействия международному развитию.
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны.
Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы - выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.
В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство (ОЭП) России и ЕС, которое должно быть основано на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.
Приоритетными направлениями взаимодействия с Европейским союзом являются следующие:
Доступ к европейским технологиям и компетенциям;
Сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;
Стратегическое партнерство в сфере энергетики;
Развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров;
Устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки.
Организационной базой сотрудничества будет Договор о стратегическом партнерстве, до вступления в силу которого продолжит свое действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Германия. В долгосрочной перспективе развитие российско-германских торгово-экономических отношений будет определяться высоким уровнем активности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Одновременно усилится технологическая взаимосвязь между двумя странами, базирующаяся на германских инвестициях в Россию, экспорте технологий и технологического оборудования из Германии.
Акцент в торгово-экономических отношениях с Францией будет сделан на реализации крупных проектов в высокотехнологичных областях (авиация и космос, транспорт, АПК, нанотехнологии, автомобилестроение). Получит дальнейшее развитие сотрудничество между российскими и французскими регионами.
Италия будет оставаться важнейшим партнером России как в энергетической сфере, так и в других областях (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, телекоммуникации, информационные технологии, производство потребительских товаров). Будет развиваться взаимодействие в производственной кооперации и по линии промышленных округов.
Россия заинтересована в развитии взаимовыгодной торговли и инвестиционных проектов с Великобританией, в том числе в финансовой сфере и энергетике.
Финляндия. Добрососедский характер российско-финляндских отношений будет содействовать дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических связей, которые будут определяться сохранением мощной энергосоставляющей российского экспорта и ростом прямых капиталовложений финских компаний в российский лесной и энергетический комплексы, отрасли потребительского рынка.
Отношения Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы будут развиваться в условиях восстановления кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширения присутствия российских компаний на рынках этих государств. Сохранится значение этих стран в качестве транзитных территорий для экспорта российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
Страны Балтии. Этот регион будет оставаться зоной особых экономических интересов России. В качестве отличительной черты отношений России с Литвой, Латвией и Эстонией останется тесное переплетение вопросов внешнеэкономического порядка, прежде всего обеспечения бесперебойного функционирования важной для России транзитной инфраструктуры, с проблемами национальной безопасности страны и защиты прав наших соотечественников.
Другой характерной особенностью региона будет существенная роль приграничного сотрудничества.
Цель внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР - обеспечить отвечающий интересам России и ее экономическому потенциалу уровень торгово-экономических связей и инвестиционного взаимодействия, добиться структурной диверсификации взаимной торговли, прежде всего с быстрорастущими центрами мировой экономики, и географической сбалансированности экономических отношений с партнерами по региону, продолжить активное участие России в основных интеграционных структурах АТР, использовать возможности двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.
Главные цели внешнеэкономической политики России в отношении Китая - закрепление стратегического партнерства в торговой и инвестиционной сферах на сбалансированной основе, расширение присутствия на быстрорастущих рынках товаров и услуг, а также интеграция российской и китайской экономик.
Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
Продвижение российской машинно-технической продукции на рынок Китая с акцентом на проекты в сфере энергетического, транспортного машиностроения, поставок оборудования для горно-шахтной промышленности, гражданского авиа - и судостроения;
Углубление сотрудничества в сфере НИОКР и образования;
Совершенствование взаимодействия в сфере противодействия теневой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности.
Россия рассматривает АТЭС прежде всего как уникальный механизм экономической интеграции стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и будет использовать членство в АТЭС для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Будет активизирована работа в структурах форума АТЭС и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии - полномасштабное использование потенциала диалогового партнерства Россия - АСЕАН в целях обеспечения благоприятных условий для российских компаний по продвижению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе путем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепление за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциации.
Соединенные Штаты Америки следует рассматривать в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений, что определяется лидирующей ролью США в мировой экономике и торговле, масштабами их научно-технического, инвестиционного и финансового потенциала. Они доминируют во многих международных и региональных экономических и финансовых институтах. Экономические и политические события, происходящие в США, заметно воздействуют на общее состояние мировой экономики.
Американский рынок представляет значительный интерес для российских компаний как с точки зрения продаж российских товаров и услуг, так и приобретения зарубежных активов в реальном секторе, освоения передовых технологий и бизнес-компетенций.
Поступательное развитие двустороннего экономического сотрудничества сдерживается сохраняющимися в США препятствиями и дискриминационными ограничениями (поправка Джексона-Вэника, жесткий экспортный контроль США в отношении поставок технологий в Россию, антидемпинговые меры и др.). Ликвидация или снижение данных барьеров будет достигаться путем использования различных форм межправительственного экономического диалога, поощрением долговременных кооперационных связей компаний обеих стран.
Основными задачами в отношениях с США будут укрепление взаимодополняемости экономик двух стран, в том числе в сферах энергетики и транспорта, финансов, обеспечение доступа к американским технологиям и компетенциям, продвижение российских товаров, услуг и инвестиций на рынки США.
Как для регионов Ближнего и Среднего Востока, так и для Африки актуальна задача участия российских компаний в приватизации промышленных активов, в том числе созданных с технической помощью бывшего СССР (Иран, Турция, Марокко, Нигерия, Гвинея, Ангола).
Международные валютные отношения - совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве, позволяющие осуществлять постоянный "перелив" денежных капиталов, формирующихся в процессе национального производства.
Особенности и стабильность системы зависит от степени соответствия принципов построения её структуры принципам построения структуры мирового хозяйства, расстановке сил на мировой арене и интересам ведущих стран. Важным элементом международных валютных отношений является валютный курс как измеритель стоимостного содержания валют.
Международные расчёты - регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам - важная составная часть валютных отношений.
Подводя итог исследования валютной системы России, следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютного курса.