Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа
Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.
Содержание
Введение
1. Необходимость введения и основные этапы совершенствования валютного контроля в Российской Федерации
2. Цели, задачи, содержание валютного контроля
3. Механизм валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций
4. Практическое задание
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Необходимость введения и основные этапы совершенствования валютного контроля в Российской Федерации
2. Цели, задачи, содержание валютного контроля
3. Механизм валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций
4. Практическое
задание
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.
Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного регулирования, важнейшим направлением которого является валютный контроль).
Фундамент нормативной базы валютного регулирования образовали Закон РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле", а также принятые в его развитие многочисленные законодательные акты.
В настоящее время данная тема является актуальной, т.к. деятельность по применению законодательства о валютном регулировании и валютном (экспортном и импортном) контроле свидетельствует о том, что тенденция утечки капитала из страны пока не преодолена.
Более того, ужесточение законодательства о валютном контроле в качестве обратной реакции предпринимателей обусловило поиск ими новых каналов и способов утечки валюты за рубеж: изменение методов валютного регулирования влечет совершенствование способов противодействия ему.
Однако, так или иначе на настоящий момент сложилась система валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации, составляющая неотъемлемую часть финансовой системы страны. От ее эффективности во многом зависят эффективность и уровень развития экономики страны. В первую очередь это касается устойчивости национальной валюты, стабильности финансово кредитной и, в частности банковской системы, состояние финансового рынка, инвестиционного климата в стране, способности государства интегрироваться в международное экономическое сообщество.
Валютный контроль является административной мерой, применяемой государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов.
Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются ли они свободно, либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение операций, как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля.
Таким образом, целью работы является рассмотрение валютного контроля и валютного регулирования в стране, в частности, роль коммерческих банков, как агентов валютного контроля. Работа написана на основе анализа существующего законодательства, законов, Указов Президента Российской Федерации и инструктивных документов Центрального Банка РФ, направленных на совершенствование валютного контроля в стране, на предотвращение незаконной утечки валюты за границу, на создание в стране всеохватывающей системы валютного контроля и ужесточения санкций к нарушителям действующего валютного законодательства.
валютный
финансовый контроль
1. Необходимость введения
и основные этапы совершенствования
валютного контроля
в Российской Федерации
Непрерывно развиваясь, усложняясь и приспосабливаясь к новым условиям, валютный рынок прошел путь от локальных центров торговли векселями в иностранных валютах до фактически единственного, подлинного международного рынка, экономическую роль которого трудно переоценить. Вместе с развитием и совершенствованием валютного рынка развивались и совершенствовались валютные операции, появлялись новые их виды, улучшалась техника их проведения.
Составной частью валютного регулирования выступает валютный контроль, как форма государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.
Развитие и становление валютного регулирования и валютного контроля происходило не одним днем, прошло много лет, прежде чем появилась существующая система валютного регулирования и валютного контроля. При этом в своем развитии валютное регулирование и валютный контроль прошли несколько этапов.
Первый этап - до 1986 года в СССР в условиях валютной монополии государства практически не существовало понятия «валютные права» предприятий и населения. Валютные доходы, иностранные кредиты и резервные активы централизованно использовались в основном в форме бюджетных ассигнований в соответствии с государственным валютным планом. Гражданам СССР было запрещено владеть иностранной валютой, открывать валютные счета, совершать валютные сделки, если документально не подтверждалась законность получения валюты (работа за рубежом, наследство, гонорар и.т.д.).
Второй этап развития валютного контроля начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (кроме предприятий ВПК) получили право прямого выхода на внешние рынки.
Была установлена и стала развиваться система так называемых «валютных отчислений», когда поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции.
Контроль со стороны государства осуществлялся посредством установленных валютных ограничений, в соответствии с которыми экспортная выручка участников внешнеторговой деятельности подлежала зачислению на их счета только после отчисления государству иностранной валюты по установленным нормативам.
В целом в СССР у государства была монополия на проведение операций с валютой и валютными ценностями за исключением незначительного ряда разрешенных операций, связанных в основном с командировками граждан СССР за границу.
Вышеуказанная монополия поддерживалась жестким контролем за соблюдением правил проведения валютных операций. За нарушение данных правил граждане СССР, привлекались к уголовной или административной ответственности.
В дальнейшем, в условиях перехода к рыночным отношениям в СССР, порядок проведения валютных операций был в значительной мере либерализирован, с чего и начался следующий этап.
Третий этап начался с вступлением в силу, в марте 1991 года, Закона СССР от 1 марта 1991 года № 1982-1 «О валютном регулировании» (далее - Закон № 1982-1). Впервые в финансовую практику были введены такие понятия валютного регулирования как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала».
В целях обеспечения соблюдения установленных Законом № 1982-1 валютных ограничений, в качестве основного инструмента был введен валютный контроль.
Важно, что Законом № 1982-1 основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствовало практике большинства стран мира. Главными документами, в которых была предпринята попытка комплексно отрегулировать практически все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стали разработанные Госбанком СССР, в соответствии с его компетенцией, положения о регулировании валютных операций на территории СССР (письмо Госбанка СССР от 24 мая 1991 года № 352).
Четвертый этап, по сути, является началом истории валютного регулирования и валютного контроля в России.
Становление валютного контроля в России началось в 1992 году, с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 3615-1), который установил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации.
Для выполнения функции по валютному контролю Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 года № 1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» была создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России).
За сравнительно короткий период существования ВЭК России в стране была заложена основа общегосударственной территориально-межотраслевой системы валютного и экспортного контроля, последовательно реализовывались меры правового, экономического и административного воздействия на нарушителей валютного законодательства, что обеспечивало выявление и пресечение разного рода незаконных валютных операций, включая ограничение масштабов утечки российского капитала.
В связи с проводимой Правительством Российской Федерации работой по оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю была упразднена.
Часть функций упраздненной Федеральной службы переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации, где был образован Департамент валютного контроля. Минфину России были переданы также территориальные органы ВЭК России с сохранением прав и функций ликвидированного органа.
Следующий этап развития валютного регулирования и валютного контроля начался со дня вступления в силу нового Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), направленного на либерализацию валютного законодательства и создание максимально благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию.
Принятие Закона № 173-ФЗ было вызвано необходимостью привести валютное законодательство России в соответствие с требованиями реальной экономической ситуации в стране и современного международного экономического сотрудничества.
Следует отметить, что, если предыдущий Закон № 3615-1 исходил из принципа - «запрещено все, что не разрешено», Закон № 173-ФЗ исходит из противоположного принципа реализации валютной политики - «разрешено все, что прямо не запрещено законом».
Целью Закона № 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации, как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Данный этап коренных изменений в законодательстве Российской Федерации о валютном регулировании совпал с проведением административной реформы. В ходе административной реформы было принято решение о преобразовании надзорных, контрольных и иных не правоустанавливающих структур, выделенных из министерств, в независимые организации.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которой переданы функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов Российской Федерации.