Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.

Содержание

Содержание
Введение
1. Необходимость введения и основные этапы совершенствования валютного контроля в Российской Федерации
2. Цели, задачи, содержание валютного контроля
3. Механизм валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций
4. Практическое задание
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ВЭД.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

     Основным моментом при проведении текущего контроля за экспортными контрактами является контроль за поступлением экспортной выручки. При импортных контрактах функции текущего валютного контроля несколько шире. В контракте, по которому предусмотрен авансовый платеж банк отслеживает сумму переведенную импортером в пользу иностранной фирмы, так как эта сумма не может быть больше суммы, указанной в паспорте сделки, а, следовательно, и в контракте.

     Последующий валютный контроль за экспортными операциями заключается в основном в контроле за предоставлением экспортерами документов валютного контроля, за правильностью их заполнения и соблюдения.

     Валютный контроль экспортно-импортных операций осуществляет агент валютного контроля – уполномоченный банк, который подотчетен Центральному Банку Российской Федерации.

     Для того, чтобы проводить проверки соблюдения резидентами валютного законодательства РФ органы и агенты валютного контроля должны получать от проверяемых физических и юридических лиц необходимые документы о проведении валютных операций, документы, подтверждающие выполнение обязательств по контрактам и кредитным соглашениям и др. Законодательством установлен круг документов, которые агенты валютного контроля имеют право запрашивать у резидентов при проведении валютных операций. Среди этих документов следующие:

     1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

     2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

     3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

     4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

     5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

     6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

     7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

     8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ;

     9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственной регистрации;

     10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

     11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в Документарной форме;

     12) паспорт сделки.

     Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ).

     Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

     Для подтверждения действительности и юридической силы документов, исходящих от официальных органов иностранных государств, необходимо прохождение специальной процедуры — консульской легализации, если официальные документы и акты исходят от государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, (1961 г.) и если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами. Консульскую легализацию совершают консульские учреждения РФ за границей и Департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

     Консульская легализация не исключает представления нотариально заверенного перевода документа на русский язык. После консульской легализации документ оказывается действительным только для того государства, консульская служба которого его легализовала.

     Официальные документы и акты, исходящие от государств — участников Гаагской конвенции 1961 г., принимаются без консульской легализации. В соответствии с указанной Конвенцией на таких документах проставляется специальный штамп — апостиль (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ. Документ, на котором проставлен апостиль, Может быть использован в любой из стран — участниц Гаагской Конвенции 1961 г.

     Официальные документы, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.)).

     Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

     Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом перечисленных выше документов либо представления им недостоверных документов.

     Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

     В развитие положений Закона РФ 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк РФ разработал систему учета и отчетности участников внешнеэкономической деятельности по валютным операциям, основные положения которой изложены в Инструкции Банка России от 15 июня

     2004 г. №11 7-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок". Она вступила в силу с 18 июня 2004 г. Инструкцией №117-И введена новые виды документов для учета валютных операций: "Справка о валютных операциях" и "Расчетный документ".

     Установлено, что резиденты (юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели) при поступлении на их счет и при списании с их счета иностранной валюты вместе с документами, являющимися основанием для проведения валютной операции, должны представлять в уполномоченный банк подготовленный ими документ "Справку о валютных операциях". Это справка, которая позволяет банку и валютным органам идентифицировать в результате каких видов деятельности возникла необходимость в проведении этих валютных операций. В ней в унифицированной форме указывается:

     - направление платежа, его сумма с указанием кода используемой валюты;

     - вид валютной операции;

     - номер паспорта сделки (если он используется по этой операции);

     - дата и номер заявления на резервирование (если по этой операции действующим законодательством установлено требование о резервировании).

     Для улучшения учета и обработки информации все валютные операции разделены на более чем 180 видов, имеющие свои цифровые коды.

     При осуществлении валютных операций в валюте РФ как резиденты, так и нерезиденты представляют в уполномоченный банк, так называемый, "Расчетный документ", составленный в установленной стандартной форме. Банк ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней следующей информации:

  1. номер счета резидента или нерезидента;
  2. дата совершения валютной операции;
  3. код вида валютной операции;
  4. сумма валютной операции по списанию средств со счета (зачислению средств на счет);
  5. код страны банка - получателя (отправителя) платежа;
  6. номер паспорта сделки (если сумма по контракту превышает в эквиваленте 5000 долларов США);
  7. сумма валютной операции в единицах валюты цены контракта.

     "Справка о валютных операциях", "расчетный документ" и иные документы, предусмотренные новыми правилами, которые являются основанием для проведения валютных операций, представляются резидентами и нерезидентами при списании валюты с его счета в уполномоченном банке, а при поступлении валюты на счет - не позднее 7 рабочих дней от этой даты.

     Документы, представляемые резидентами и нерезидентами в банк для учета и контроля, хранятся там не менее 3 лет. На основе представленных документов уполномоченные банки ведут в электронном виде базу данных по валютным операциям.

     Банк ведет досье по паспорту сделки, в которое помещаются:

  1. экземпляр ПС;
  2. обосновывающие документы;
  3. справка о валютных операциях, в которой содержится информация о ПС;
  4. документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом;
  5. ведомость банковского контроля;
  6. документы, регулирующим порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.

     Существуют определенные особенности оформления документов при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами при предоставлении и получении кредитов и займов.

     Так действие установленных правил не распространяется на кредитные операции нерезидентов с российскими резидентами - кредитными организациями, а также, если сумма кредитного договора невелика и не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора. При проведении валютных операций по кредитным договорам через российские банки клиент предоставляет в свой уполномоченный банк "Справку о валютных операциях", а если расчеты проводятся через счета в банках, расположенных на территории иностранных государств (банков-нерезидентов), то он представляет "Справку о расчетах за рубежом по кредитным договорам", которая содержит сведения о ходе кредитной операции, необходимые банку для заполнения документов валютного контроля. Эта справка предоставляется не позднее, чем через 45 календарных дней после совершения операции.

     Уполномоченный банк, который ведет учет и контроль за ходом кредитном операции, формирует "Ведомости банковского контроля", в которые не позднее чем через 5 дней после совершения заносятся все сведения о проведении этой операции. Ведомости ведутся в электронном виде, но если клиенту банка необходимо их представить в органы валютного контроля, то по его письменному заявлению ведомость на бумажном носителе с подписью и печатью банка выдается самому резиденту не позднее следующего рабочего дня после его обращения.

     Уполномоченный банк составляет и представляет в территориальное управление Банка России "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки". Указанный отчет формируется с целью получения информации о валютных операциях резидентов, осуществляемых в соответствии с Положением Банка России от 1 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

Информация о работе Валютный контроль