Виды финансово – экономического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:29, контрольная работа

Описание

Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность. В общем виде система внутреннего контроля — это комплекс мер, принимаемых руководством организации для предупреждения и выявления негативных событий, т.е. служит для обеспечения надлежащего функционирования и управления самого органа или организации. Это внутрислужебная, внутриуправленческая функция, контроль вышестоящего органа за нижестоящим.

Содержание

1. Виды внутреннего финансово- экономического контроля ......…….……..3
2. Виды внешнего финансово- экономического контроля …………..…….11
3. Общее и различия в целях и задачах внешнего и внутреннего
финансово- экономического контроля …………………………….….……..20
Список литературы ……………………………………………….…………23

Работа состоит из  1 файл

Контроль и ревизия - копия.docx

— 54.68 Кб (Скачать документ)

      Кроме того, различные правоохранительные органы в пределах своей компетенции  взаимодействуют со специальными контрольными органами.

     Неотъемлемым  элементом обоих указанных процессов формирования, распределения и использования финансовых и материальных средств государства является валютный контроль.

    Валютный  контроль является самостоятельной областью финансово-экономического контроля и обеспечивает соблюдение требований валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности и совершении хозяйственных операций с использованием валют иностранных государств как при формировании,  так и при расходовании финансовых средств государства.

     Согласно  Федеральному закону РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

     Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным  банком Российской Федерации.

    Органами  валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации, федеральный  орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Кроме того Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку  Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками  профессиональные участники рынка  ценных бумаг, в том числе держатели  реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные  органы федеральных органов исполнительной власти.

    Контроль  над осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями  или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции  федеральные органы исполнительной власти и агенты валютного контроля.

     Общественный  контроль осуществляется без посредства государственных контролирующих органов и реализуется на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу через средства массовой информации.

     Основой осуществления общественного контроля является соблюдение принципов гласности, свободы слова и открытости, которые представляют собой непременные атрибуты демократического общества. Для его осуществления не создаются какие-либо специальные органы.

        Осуществлять общественный контроль  либо принимать участие в его  осуществлении могут любые желающие  этим заниматься лица и общественные  формальные и неформальные организации  в пределах предоставленных законодательством  прав и полномочий. Наиболее активными  субъектами общественного контроля  в настоящее время являются  печатные и электронные средства  массовой информации. В материалах  журналистских расследований вскрывается  большое количество нарушений  законодательства, хищений, мошенничества,  нецелевого расходования средств,  укрывательства от уплаты налогов  и др.

     Независимый аудиторский контроль, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., - это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

     Основными задачами аудиторского контроля являются следующие:

  • установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам;
  • проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

     Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Общее и различия  в целях и задачах  внешнего и внутреннего  финансово-экономического  контроля 

       Деление контроля на внешний и внутренний вид является относительным. Внешний и внутренний контроль являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы контроля. Степень взаимосвязи между внутренним и внешним контролем во многом зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия.

       Данные внутреннего контроля, помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией как о допущенных в течение отчетного периода ошибках и нарушениях, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля..

         Таким образом, внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия.

     Определенная взаимосвязь между внешним и внутренним контролем проявляются так же в следующем:

1. Они являются неотъемлемой частью системы контроля. 
2. Руководствуются законами и нормативными актами РФ. 
3. Объектами их изучения являются основная (профессиональная), вспомогательная и финансовая деятельность организации. 
4. Совместно обеспечивают непрерывность контроля и полный охват всех видов деятельности. 
5. При осуществлении внешнего контроля используют данные внутреннего контроля за проверяемый период.

6. Подразделение  внутреннего контроля привлекают  к участию в процессе проверки  органами внешнего контроля. 

     Внешний и внутренний контроль так же объединяют единые методические приёмы проведения.

      Наряду с взаимосвязью между внешним и внутренним контролем имеются существенные различия по ниже перечисленным аспектам (таб.2). 

Таблица 2

Сравнительная характеристика видов финансово-экономического контроля 

Показатели для сравнения Виды  финансово-экономического контроля
Внутренний Внешний
Пользователи  информации Для руководителей  самого предприятия. Внешние пользователи и, прежде всего, органы государственной  власти
Степень открытости информации Документы внутреннего  контроля носят сугубо конфиденциальный характер. Материалы внешнего контроля предаются гласности, ограничение  действует только в отношении  обязательного сохранения государственной, военной и коммерческой тайны.
Обязательность  контроля Обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности в соответствии с внутренней документацией. Проверка необходимо только для тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами, в целом является добровольной, осуществляется по решению руководства предприятия или по мере необходимости.
Цели  организации контроля Обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Используемые  измерители Денежные, так и не денежные измерители (натуральные показатели: штуки, метры, тонны, литры; часы, машино-часы и т.д.) Денежные - рубли, в рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Объекты изучения аудита, их интеграция.    Являются циклы деятельности предприятия: снабжение, производство, реализация (сбыт) или получение дохода. Основное внимание уделяется центрам ответственности — структурным подразделениям, возглавляемым руководителями. Являются разделы и участки бухгалтерского учета; хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое.
Периодичность контроля Внутренний  контроль осуществляется непрерывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности. Обязательный  контроль (аудит), проводится, как правило, не чаще одного раза в год. Аудиторским заключением подтверждается годовая бухгалтерская отчетность.
Степень надежности информации Используются приблизительные, но оперативные оценки, т.к внутренний контроль зачастую не связан с операциями на счетах бухгалтерского учета. Не может быть абсолютно точной.
Привязка  ко времени Организована структура контроля так, чтобы в любой момент времени она соответствовала целям предприятия В соответствии с принципом документальной обоснованности оценивается достоверность того, что уже свершилось.
Организация контроля Предусмотрен уставом предприятия. Организуется руководством предприятия, которое самостоятельно определяет контрольные объекты, вопросы проверки и участвующих в ней лиц, предоставляющие ему результаты. Главный принцип организации— целесообразность и экономичность. Государством регламентируются только основные направления контроля. Предусмотрено законом для защиты государства и общества в целом; в определенной степени централизован и регламентирован, независим в выборе объекта проверки, в определении методов и направления.

Список  литературы 
 

    
  1. Андреев А.Г., Соменков А.Д. Правовые основы финансового  контроля. // Финансы. – М., 2007. -  №12. – с. 62-64.
  2. Андрюшин С.А. Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2007. - №4. – с. 59-63.
  3. Аудит и ревизия: Справ. Пособие / Бавдей А.Л., Белый И.Н., Дробышевский Н.П. и др.; Под общ.  ред. Белого И.Н. – Мн.: ООО “Мисанта”, 2006.
  4. Балконов И.Р. Контроль и ревизия. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 384с.
  5. Белков Л.Н. Ревизия на предприятии. – М.: Норма, 2008. – 310 с.
  6. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 412 с.
  7. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. Пособие / Под. Ред. Проф. М.В. Мельник. – М.: ИНФА – М, 2007. – 346с.
  8. Бурцев В.В. об этике и принципах финансового контроля. // Финансы. – М., 2007. - №6. – с. 59-62.
  9. Денисов Г.В. Ревизия как форма экономического контроля. – СПб.:Питер, 2007. – 368с.
  10. Кравченко Н.М. Планирование ревизии. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2009. - 378с.
  11. Лобанов О.Р. Контроль и ревизия. – М.: Норма, 2007. – 410 с.
  12. Маренков Н.Л. Практика контроля и ревизии: учеб. Пособие / Н.Л. Маренков Т.Н. Веселова. –М.: КНОРУС, 2005. - 352с.
  13. Орликов Л.В. Ревизия: понятие и этапы проведения. – СПб.: Велби, 2008 – 224 с.
  14. Сурикова А.П. Особенности внутреннего и внешнего финансового контроля на предприятии // Главбух. - №7. – 2008.- С.5-10
  15. Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит: Основные методологические приемы и технология. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  16. Финансы: Учебник для вузов /  Под ред. Проф. Дробозиной Л.А. – М.: ЮНИТИ, 2006.
  17. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 504с.
  18. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 607с.

Информация о работе Виды финансово – экономического контроля