Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 15:34, дипломная работа
Целью данной работы является выявление влияния учетной политики организаций на финансовое положение организаций. При этом ставятся следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и порядок формирования и раскрытия учетной политики;
изучить организационно–технические и методологические аспекты учетной политики;
изучить влияние на финансовое положение организации.
Введение 3
1. Понятие и содержание учетной политики
1.1 Теоретические основы понятия «учетная политика» 7
1.2. Порядок формирования и раскрытия учетной политики 10
2. Влияние учетной политики на финансовые показатели предприятия
2.1. Модели учета финансовых результатов и их влияние на
показатели эффективности деятельности 24
2.2. Особенности формирования учетной политики организации
в целях налогообложения 31
2.3 Влияние учетной политики на финансовые показатели
2.3.1. Анализ финансовой устойчивости 39
2.3.2. Финансовые коэффициенты 45
2.3.3. Анализ ликвидности 52
2.3.4. Учетная политика как инструмент управления финансовым
положением организации 64
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложения
Учетные данные весьма условны и умение ими манипулировать может позволить достичь поставленных целей без дополнительных затрат, то есть учетная политика может выступать как:
− инструмент управления затратами, финансовыми результатами, значением статей отчетности и финансовым состоянием;
− инструмент управления величиной начисленных налогов;
− действенный инструмент практического разрешения противоречий нормативных актов по бухгалтерскому учету;
− инструмент унификации учетных процедур и снижения их трудоемкости;
− инструмент реализации принципов МСФО.
Эффективная учетная политика - это закрепленная внутренней документацией совокупность принципов, приемов и правил ведения учета, которая соответствует стратегии развития организации и способствует получению максимального эффекта от функционирования системы учета в рамках действующего законодательства.
Можно выделить несколько вариантов целеполагания при формировании учетной политики:
1)
Учетная политика, направленная
на снижение трудоемкости. В бухгалтерском
учете это проявляется в
2)
Учетная политика, направленная
на рационализацию денежных
3)
Учетная политика, направленная
на согласования с
4)
Учетная политика, направленная
на формирование
1.2.
Порядок формирования и раскрытия учетной
политики
Учетная политика является основным документом, который определяет способы ведения бухгалтерского учета, используемые при отражении хозяйственных операций (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Она является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и формируется согласно действующим нормативным документам в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Учетной политикой определяются не только организация и методология бухгалтерского учета, но и утверждаются мероприятия по оптимизации хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки факторов хозяйственной деятельности, погашение стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Основы формирования учетной политики содержатся в положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Приказом Минфина России от 6.10.08 г. № 106н утверждено ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», которое заменило аналогичное ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9.12.98 г. № 60н. Новое ПБУ 1/2008 приближено к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В частности, в нем организациям при отсутствии по конкретному вопросу в нормативных правовых актах способа ведения бухгалтерского учета дано право разрабатывать собственный способ учета исходя не только из российских положений по бухгалтерскому учету, но и из МСФО.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налога на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика является документом, который утверждается налогоплательщиком. В этом документе заложены нормы и условия, в рамках которых организация считает возможным и достаточным получать достоверную и оперативную информацию о хозяйственной деятельности, опираясь на действующие законодательные акты.
В настоящее время в учетной политике для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения имеются существенные различия. По этой причине предприятия составляют два отдельных документа: один – по бухгалтерской учетной политике, а другой – по налоговой учетной политике. При составлении документов учитывается, что способы бухгалтерского и налогового учета должны как можно меньше отличаться друг от друга. Сближение бухгалтерского и налогового учета – лишь часть тех выгод, которые может дать грамотно составленная учетная политика. Этот документ помогает организации сэкономить на налоге на имущество, НДС и налоге на прибыль. Но для этого нужно правильно выбрать и обосновать учетную политику.
На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации». Данное Положение распространяется:
Учетной
политикой определяется одна из практикуемых
в настоящее время форма
Централизованная форма предполагает сосредоточение бухгалтерии в одном месте – в едином центре, в котором концентрируется вся учетная документация, ведется бухгалтерский учет по всем статьям бухгалтерского баланса и составляется финансовая отчетность (включая налоговую).
Децентрализованная форма означает передачу ведения бухгалтерского учета представительствам, филиалам, цехам, отделениям и другим подразделениям предприятия; если они выделены на отдельный баланс, обособлены, но не получили статуса юридического лица. Бухгалтерии таких хозяйственных единиц в установленные головным предприятием сроки представляют в главную (центральную) бухгалтерию оборотный или сальдовый баланс, а также внутрихозяйственную отчетность, используемую для составления сводной статистической и финансовой отчетности (например, отчета по труду и заработной плате, бухгалтерского баланса и т.д.).
При смешанной форме ведения бухгалтерского учета отдельных учетных объектов (например, начисления выплат и удержания по заработной плате, расхода материалов в производстве, изготовления и передачи деталей и т.п.) ведется бухгалтериями подразделений, а учет других объектов (например, основных средств, нематериальных активов и других), а также сводный учет и составление финансовой отчетности осуществляются в главной бухгалтерии предприятия. В этом случае первичная документация остается в подразделениях, а затем в установленном порядке направляется в архив. В главную бухгалтерию представляются в определенные сроки учетные регистры, по которым составляются сводные бухгалтерские проводки по предприятию в целом. Взаимоотношения главной бухгалтерии с подразделениями при децентрализованной и смешанной формах бухгалтерского учета оформляются авизо и учитываются на активном или пассивном счете.
С 1 января 2009 г. вступили в силу ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденные приказом Министерства финансов России от 6.10.08 г. № 106н. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» признан утратившим силу.
Сравнение текстов ПБУ 1/98 и ПБУ 1/2008 показывает, что основные положения ПБУ 1/98 изменений не претерпели. Новая редакция вносит в российскую практику бухгалтерского учета не применяемые ранее элементы международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), касающиеся порядка формирования учетной политики, а также порядка внесения изменений в учетную политику организации.
Если в ПБУ 1/98 установлено, что учетная политика организации формируется только главным бухгалтером, то ПБУ 1/2008 (п. 4) предусматривает формирование учетной политики не только главным бухгалтером, но и иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации. Норма ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 3.11.06 г.) дает право руководителю:
Кроме того, теперь в составе учетной политики утверждаются все формы первичных учетных документов, применяемых для отражения фактов хозяйственной деятельности, а не только те формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые аналоги. При формировании учетной политики обязательно утверждение регистров бухгалтерского учета.
В ПБУ 1/2008 в отличие от ПБУ 1/98 указывается, что, если в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета конкретных операций, организации необходимо разработать соответствующий способ исходя из бухгалтерского законодательства и МСФО и отразить это в учетной политике. Ранее в подобных случаях МСФО не применялись при разработке способов ведения бухгалтерского учета.
Исключение абзаца первого из п. 18 ПБУ 1/2008 носит в большей части технический характер, поскольку все способы и приемы, перечисленные в исключаемом абзаце регламентированы специальными ПБУ и требуют раскрытия на их основе. Таким образом, ПБУ 1/2008 является стандартом, определяющим общие требования в учетной политике, а ПБУ по отдельным учетным объектам определяют конкретные способы и приемы, в том числе и возможность использования МСФО.
Информация о работе Влияние учетной политики на финансовые показатели предприятия