Влияние учетной политики на финансовые показатели предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 15:34, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является выявление влияния учетной политики организаций на финансовое положение организаций. При этом ставятся следующие задачи:

рассмотреть основные понятия и порядок формирования и раскрытия учетной политики;
изучить организационно–технические и методологические аспекты учетной политики;
изучить влияние на финансовое положение организации.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и содержание учетной политики
1.1 Теоретические основы понятия «учетная политика» 7
1.2. Порядок формирования и раскрытия учетной политики 10
2. Влияние учетной политики на финансовые показатели предприятия
2.1. Модели учета финансовых результатов и их влияние на
показатели эффективности деятельности 24
2.2. Особенности формирования учетной политики организации

в целях налогообложения 31

2.3 Влияние учетной политики на финансовые показатели

2.3.1. Анализ финансовой устойчивости 39

2.3.2. Финансовые коэффициенты 45

2.3.3. Анализ ликвидности 52

2.3.4. Учетная политика как инструмент управления финансовым

положением организации 64

Заключение 73

Список использованных источников 77

Приложения

Работа состоит из  4 файла

приложение 7.doc

— 69.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРиложения.doc

— 161.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

1 глава Бакалаврской работы Сафиной Регины.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

      Данный  факт подтверждает тенденцию, которая проявляется в том, что по отдельным вопросам, не урегулированным российским законодательством в области бухгалтерского учета, рекомендуется руководствоваться правилами, установленными МСФО. Так п. 22 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» допускает возможность проверки нематериальных активов на предмет обесценения в порядке, определенном МСФО.

      Уточнен порядок, согласно которому должны вноситься изменения в учетную политику, а также оцениваться последствия этих изменений. Это соответствует правилам внесения изменений и оценки их последствий, установленным МСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки».

    Принятие  ПБУ 1/2008 можно считать шагом в  сторону сближения с международными стандартами составления финансовой отчетности. Однако, несмотря на проводимую реформу, в стандартах сохраняется ряд отличий, основные из которых представлены в приложении 1.

    Подход  к исправлению ошибок в бухгалтерской отчетности в соответствии со ст. 39 Приказа Минфин России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

    Таким образом, в ходе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО по разработке и применению учетной политики сохранились следующие отличия [9]:

    - определение учетной политики, представленное  в МСФО, подобно определению, данному  в РСБУ. Отличие заключается в  том, что учетная политика по  МСФО ориентирована на подготовку  финансовой отчетности, в то время как по РСБУ назначение учетной политики в большей степени относится к ведению бухгалтерского учета;

    - на уровне общих положений  различий нет. В то же время  порядок отражения хозяйственных  операций, закрепленных в ПБУ  и в Законе "О бухгалтерском учете", в ряде случаев приводит к нарушению требования приоритета содержания перед формой;

    - отсутствие в МСФО требования  непротиворечивости объясняется  тем, что международные стандарты  в большей степени ориентированы  на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета;

    - отсутствие в МСФО положений,  регламентирующих организационные  аспекты учетной политики, объясняется  тем, что МСФО ориентированы,  скорее, на принципы формирования  финансовой отчетности, нежели на  порядок ведения бухгалтерского учета;

    - требования РСБУ к изменению  учетной политики по сути повторяют  перечисленные в МСФО основания,  однако с одним добавлением:  в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики допустимо  при существенном изменении условий  деятельности, а по МСФО главное - более надежное представление информации в бухгалтерской отчетности;

    - в МСФО, в отличие от РСБУ, предусмотрен  ретроспективный пересмотр показателей  финансовой отчетности при обнаружении  ошибок. В РСБУ предусмотрен перспективный  пересмотр показателей финансовой отчетности, за исключением случаев, когда обнаружены ошибки до даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности;

    - МСФО определяет более детальный  перечень раскрытий в отношении  информации об изменении учетной  политики.

      Общие требования к учетной политике организации. Общие требования к учетной политике изложены в ст. 313 НК РФ. При формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ или нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в российском законодательстве не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то согласно п. 7 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики организация может исходить из принципов МСФО. ПБУ 1/2008 предписывает всем организациям раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета (журнал регистрации хозяйственных операций, журналы–ордера, вспомогательные ведомости, мемориальные ордера, Главная книга, оборотная ведомость и т.д.). В составе приказа по учетной политике в отношении бухгалтерского учета утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, разработанный на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
  • все формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности (в этих документах обязательно должны быть реквизиты, которые перечислены в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете»), а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации (перечень имущества, подлежащего инвентаризации, ее периодичность, сроки, состав инвентаризационной комиссии);
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота (прежде всего, это график документооборота, в котором прописано движение документов в организации, начиная от их создания и до передачи в архив) и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями (речь идет о внутреннем контроле в организации, проводить который могут специально созданная для этих целей служба внутреннего аудита, ревизионная комиссия или кто-нибудь из работников);
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

      При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

      При разработке и утверждении учетной  политики организации преследуются две основные цели: закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета; регулирование (на уровне внутреннего нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухгалтерского учета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

      Принятая  учетная политика организации оформляется  соответствующей организационно–распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Учетную политику организации для бухгалтерского и налогового учета можно оформить как отдельными приказами, так и одним. Но в любом случае в ней надо указать, какие документы разрабатывают, чтобы организовать бухгалтерский и налоговый учет. Как правило, их оформляют в виде приложений.

      Вопросы, касающиеся отдельных налогов, могут быть раскрыты в соответствующих разделах единого приказа об учетной политике для целей налогообложения. Однако можно для каждого налога составить свой отдельный документ (свою отдельную учетную политику) и утвердить эти документы в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

      При наличии у организации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений в учетной политике необходимо утвердить целый комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений между головной организацией и подразделениями (сроки представления данных в головную организацию, порядок уплаты налогов, порядок ведения книг покупок и продаж, выставления счетов–фактур и др.).

      Также в учетной политике должны найти  отражение решения организации в отношении тех норм законодательства, которые оставляют право выбора за организацией. Ведь по целому ряду вопросов налоговое законодательство дает налогоплательщикам право выбирать способ учета из нескольких возможных. Поэтому грамотно составленная учетная политика для целей налогообложения может помочь избежать многих спорных ситуаций в финансово–хозяйственной деятельности организации.

      Изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского  
    учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий деятельности организации, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

      Изменения должны быть закреплены приказом или  распоряжением руководителя. ПБУ 1/98 разрешало вводить изменения только с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно–распорядительным документом. Согласно ПБУ 1/2008 изменения могут вноситься не только с начала года при наличии определенной причины. Одной из таких причин является реорганизация организации, например, случай присоединения одной организации к другой. Реорганизованная организация должна применять единую учетную политику. Естественно, что в данной ситуации вполне возможно потребуется внести изменения в ранее применявшуюся учетную политику. Также потребность в изменении учетной политики может возникнуть и при разделении организаций. Поэтому ПБУ 1/2008 разрешает не только вновь созданным организациям, но и организациям, возникшим в результате реорганизации, оформлять учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

      О внесенных в бухгалтерскую учетную  политику изменениях следует сообщить в пояснительной записке, которая  входит в состав годовой бухгалтерской  отчетности организации. Если изменения  учетной политики произошли в  течение года, то информация о них раскрывается в промежуточной бухгалтерской отчетности.

      Периодичность внесения изменений в бухгалтерскую  учетную политику законодательством не оговаривается. Изменения в нее можно вносить даже ежегодно, но следует помнить, что внесение изменений влечет за собой необходимость проведения трудоемких расчетов.

      Если  внесенные изменения в учетную  политику оказали или могут оказать  существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, необходимо оценить последствия этих изменений в денежном выражении.

      Внесение  корректировок в отчетность организации  необходимо для того, чтобы пользователи этой отчетности смогли сравнить данные за текущий и предыдущий годы в  сопоставимых показателях.

      Тем не менее, если оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики за предыдущие периоды не может быть произведена с достаточной точностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета может применяться только с отчетного года, в котором внесены изменения. В пояснительной записке этот факт должен быть обязательно отражен.

      Организация должна раскрывать избранные при  формировании учетной политики способы  ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

      Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

      К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.

2 глава и конец бакалаврской работы Сафиной Регины.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Влияние учетной политики на финансовые показатели предприятия