Внутренний аудит как функция управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание

Цель работы – определить роль, которую играет внутренний аудит в системе управления предприятием.
Задачи:
рассмотреть сущность внутреннего аудита;
выяснить какую роль играет внутренний аудит в системе управления;
выяснить какое место занимает внутренний аудит в системе управления организацией.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1.Определение внутреннего аудита 5
2.Роль внутреннего аудита в компании 8
3.Место внутреннего аудита в системе внутреннего контроля 10
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

внутренний аудит.docx

— 46.42 Кб (Скачать документ)

     МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

     ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 
 
 

     Реферат по аудиту

     на  тему:

     «Внутренний аудит как необходимая функция управления предприятием» 
 
 
 

     Выполнила: студентка 

     группы  ДНФ-404

     Мужелевская Е.Б.  
 
 
 
 
 

     Москва 2011

Оглавление

     Введение 3

     1.Определение внутреннего аудита 5

     2.Роль внутреннего аудита в компании 8

     3.Место внутреннего аудита в системе внутреннего контроля 10

     Заключение 14

     Список литературы 15 
 

 

     Введение

     Внутренний  аудит для российской практики понятие  новое, в то же время за рубежом  он активно применяется уже с  конца XIX века на средних и крупных  предприятиях промышленности, строительства, на предприятиях и в организациях транспорта и связи и других сфер деятельности, имеющих сложную управленческую структуру.

     Происходящие  в последнее время процессы, ведут  к необходимости организации  цивилизованного контроля над работой  наемных менеджеров и предоставления гарантии того, что они управляют  исключительно в интересах учредителя, а не своих личных или конкретной группы учредителей.

     При этом в качестве основного инструмента  контроля и гаранта честных отношений  между учредителем и наемными менеджерами выступает служба внутреннего  аудита.

     Справедливости  ради следует заметить, что понятие  внутреннего аудита действительно  не является новым, оно возникло достаточно давно. И если на первых этапах своего становления (вторая половина 19-го века, Германия) он в большей степени  представлял собой форму контроля за состоянием бухгалтерского учета, то уже в начале 20-го века смысл внутреннего аудита заключался в нефинансовой оценке операций компании и систематическом поиске путей повышения эффективности управления.

     Несмотря  на длительный процесс своего развития, наибольшее распространение внутренний аудит стал получать в третьем  тысячелетии. Однако и в настоящее  время среди специалистов не наблюдается  единства в подходах к определению  термина "внутренний аудит". Одни из них пытаются отождествить внутренний аудит с внешним или, по крайней мере, найти между ними сходство, другие же, наоборот, пытаются найти различия или противоречия.

     Функционирование  предприятий в условиях предпринимательства  объективно обусловило создание в аппарате управления службы внутреннего аудита. В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления  компетенции, прав и ответственности  органов управления и должностных  лиц, а также четкой системы экономической  ответственности должностных лиц  и специалистов предприятия. Все  вышеперечисленное подтверждает актуальность выбранной темы, предопределило ее цели и задачи.

     Цель  работы – определить роль, которую играет внутренний аудит в системе управления предприятием.

     Задачи:

    1. рассмотреть сущность внутреннего аудита;
    2. выяснить какую роль играет внутренний аудит в системе управления;
    3. выяснить какое место занимает внутренний аудит в системе управления организацией.

 

     

    1.Определение внутреннего аудита

     Для целей правила (стандарта) аудиторской  деятельности «Изучение и использование  работы внутреннего аудита» под  внутренним аудитом понимается организованная экономическим субъектом, действующая  в интересах его руководства  и собственников, регламентированная внутренними документами система  контроля, за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

     Внутренний  аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации) в установлении законности проводимых работниками хозяйственных операций и их экономической целесообразности для предприятия, в соблюдении установленного порядка ведения бухгалтерского учета.

     Стоит заметить, что организация, цели, роль и функции внутреннего аудита, определяются руководством и (или) собственником  экономического субъекта в зависимости  от организационно-правовой формы и  сложившейся системы управления, содержания и специфики деятельности, объемов финансово-экономической  деятельности и состояния внутреннего  контроля.

     Внутренний  аудит, по определению международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

     Данное  определение охватывает основные характеристики внутреннего аудита.

  1. Независимость и объективность. На этих двух фундаментальных качествах основывается профессия внутреннего аудитора. Под независимостью имеется в виду организационная независимость, которая определяется в значительной степени уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Под объективностью понимается индивидуальное качество внутреннего аудитора, заключающееся в том, насколько аудитор беспристрастен в своих оценках и выводах.
  2. Совершенствование деятельности организации – это цель внутреннего аудита. Главное в деятельности внутреннего аудита - не выявить нарушения и ошибки для последующих оргвыводов и наказания виновных, не написать отчет в объеме нескольких десятков страниц, а увидеть и оценить риски, слабые стороны в работе организации и дать рекомендации, направленные на снижение уровня риска и повышение эффективности систем и процессов.
  3. Предоставление гарантий (англ. assurance) и консультаций (англ. consulting) заказчикам (клиентам) внутреннего аудита. Предоставление гарантий, в данном случае, есть объективный анализ аудиторских доказательств с целью осуществления независимой оценки и выражения мнения о достоверности информации и эффективности систем и процессов. Основное отличие консультирования от предоставления гарантий заключается в том, что в первом случае характер, объем работы и форму отчетности определяет клиент, а во втором – сам аудитор по согласованию с заказчиком. При этом сфера предоставления гарантий и консультаций за последние годы существенно расширилась и включает в себя:
  • управление рисками,
  • внутренний контроль,
  • корпоративное управление.

     Как правило, к функциям внутреннего  аудита относятся:

  • проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
  • проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  • проверка деятельности различных звеньев управления;
  • оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
  • проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
  • работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  • специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  • разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

 

     2.Роль внутреннего аудита в компании

     Решение о том, необходим ли в компании внутренний аудит, принимают собственники и высшее исполнительное руководство  компании. Решение это определяется многими факторами, к которым  относятся разделение функций владения и управления бизнесом, размеры и  структурная разветвленность компании, географический разброс ее активов, уровень рисков, присущих деятельности компании.

     Конечно, необходимость внутреннего аудита для компании должна диктоваться  экономической целесообразностью. Для небольших компаний в наличии  функции внутреннего аудита, вероятно, нет необходимости. Однако с ростом размеров компании и усложнением  процессов управления у собственников-менеджеров может сложиться иллюзия, что, несмотря на все изменения, деятельность компании находится под контролем. Но на самом  деле, руководство уже не в состоянии  контролировать ситуацию во всей полноте. Тогда внутренний аудит оказывается весьма полезен.

     Если  в компании функции владения и  управления разделены - собственники занимаются вопросами определения стратегии  и направлений развития компании, не вникая в детали ведения дел, а  для управления компанией нанимают квалифицированных менеджеров, - актуальным для собственников становится вопрос контроля за состоянием дел в компании, деятельностью менеджмента. Как говорится, доверяй, но проверяй. В этом случае внутренний аудит становится неотъемлемым компонентом системы корпоративного управления в качестве одного из наиболее действенных инструментов контроля со стороны собственников над деятельностью наемного руководства компании.

     Внутренний  аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задача менеджеров — управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. Успешность выполнения этой задачи зависит в значительной степени от двух факторов:

  1. обладает ли менеджер информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений;
  2. существует ли эффективная система контроля выполнения принятых решений.

     Сами  менеджеры, для которых управление бизнесом является частью повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию. Даже если менеджер считает, что эффективно контролирует все процессы, у него, как правило, нет времени и специфических  навыков для сбора и структурирования соответствующей информации. Внутренний аудит в силу своей специфики  обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием  для обобщения и анализа данных. Поэтому тесное взаимодействие со службой  внутреннего аудита повышает эффективность  принятия решений менеджментом. Именно внутренний аудит является тем объективным  источником информации, помогающим менеджеру  по-новому, «не замыленным глазом» посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.

     Роль  внутреннего аудита особенно важна  для холдинговых компаний и компаний с разветвленной филиальной сетью. Значимость внутреннего аудита в  этом случае определяется необходимостью для головной/материнской компании получать своевременную и объективную  информацию о деятельности филиалов/дочерних компаний. А они, в свою очередь, также  получают немалую пользу от внутреннего  аудита. Во-первых, происходит ознакомление в рамках всей компании с лучшими  практиками в работе отдельных подразделений, носителем которых, в силу специфики  своей деятельности, является внутренний аудит. Во-вторых, внутренний аудит  способствует более глубокому пониманию  в филиалах/дочерних компаниях политик  и процедур головной/материнской  компании. 

Информация о работе Внутренний аудит как функция управления предприятием