Внутренний аудит как функция управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание

Цель работы – определить роль, которую играет внутренний аудит в системе управления предприятием.
Задачи:
рассмотреть сущность внутреннего аудита;
выяснить какую роль играет внутренний аудит в системе управления;
выяснить какое место занимает внутренний аудит в системе управления организацией.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1.Определение внутреннего аудита 5
2.Роль внутреннего аудита в компании 8
3.Место внутреннего аудита в системе внутреннего контроля 10
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

внутренний аудит.docx

— 46.42 Кб (Скачать документ)

     3.Место внутреннего аудита в системе внутреннего контроля

     Внутренний  аудит является составной частью системы внутреннего контроля компании. Будучи частью целого, внутренний аудит  оценивает эффективность системы  в целом. Таким образом, он играет роль обратной связи, которая делает систему устойчивой и позволяет  настраиваться в зависимости  от происходящих изменений.

     

     Внутренний  аудит может принимать различные  организационные формы: он может  быть организован на крупных и  средних предприятиях как самостоятельное  структурное подразделение, подчиняющееся  непосредственно руководителю организации, а может быть организован как  самостоятельное структурное подразделение  головной организации, осуществляющее контроль за дочерними и зависимыми организациями.

     Независимость мнения внутреннего аудитора заключается  в его свободе от проверяемых  служб, но не от руководства. Внешний  аудит осуществляется периодически (один, два раза в год), внутренний - гораздо чаще, что существенно  повышает эффективность деятельности структурных подразделений организации. Несомненными плюсами также являются гораздо меньшие затраты в  сравнении с внешним аудитом  и глубина знаний внутренними  аудиторами стиля работы, управления, культуры и политики предприятия.

     Сколько и какие органы контроля иметь  в компании – определяется, в  первую очередь, требованиями законодательства. Например, для акционерных обществ  законодательством предусмотрено  наличие совета директоров (наблюдательного  совета) и ревизионной комиссии.

     Собственники и менеджмент компании, исходя из своих потребностей, могут создавать и другие органы контроля. Выбор богатый: контрольно-ревизионная служба, служба внутреннего контроля, служба внутреннего аудита, служба безопасности, отдел контроля качества. Другое дело, что, подчас, по-разному называющиеся органы контроля в значительной мере дублируют работу друг друга. Это, как правило, приводит к экономической неэффективности их деятельности.

     Немалую роль в принятии решения о структуре  органов контроля играет состояние  контрольной среды в компании и, если говорить более широко, уровень  развития ее корпоративной культуры.

     Если  системы внутреннего контроля и  управления рисками не выстроены  или работают неэффективно, поле деятельности для внутреннего аудита очень  сильно сужается, поскольку задача внутреннего аудита - оценить эффективность  этих систем. В данном случае первоочередной задачей для менеджмента компании является проектирование и внедрение  системы контроля. Этим занимаются службы внутреннего контроля или  контрольно-ревизионные службы.

     Поскольку построение системы внутреннего  контроля есть процесс трудоемкий и  длительный, наличие в компании отдельного контрольно-ревизионного подразделения (контрольно-ревизионной службы) является объективной необходимостью на определенном этапе. Данное подразделение приобретает  особую значимость, если у руководства  компании нет возможности и/или  желания строить эффективную  систему контроля и создавать  высокоразвитую корпоративную культуру. В данном случае контрольно-ревизионное  подразделение будет фокусироваться на выявлении ошибок и злоупотреблений, исполняя роль корпоративного полицейского в «чистом виде». Но следует помнить, что ревизионная деятельность, по своей сути, направлена на ретроспективу, т. е. на уже произошедшие события и их последствия. Внутренний аудит ориентирован на перспективу, т. е. на анализ будущих событий, которые могут неблагоприятным образом сказаться на деятельности отдельных подразделений и/или компании в целом.

     Иначе говоря, ревизия оценивает последствия  уже материализовавшихся рисков, в то время как внутренний аудит  оценивает возможность и предлагает пути снижения рисков и/или негативных эффектов их воздействия. Наличие в  компании контрольно-ревизионного подразделения  ни в коей мере не означает ненадобности во внутреннем аудите. Все определяется тем, на каком этапе своего развития находится компания и в каком  направлении, с точки зрения внутренней корпоративной культуры, она будет  двигаться.

     Хотелось  бы заметить, что во многих случаях  исполнительное руководство склонно  рассматривать внутренний аудит  как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это приводит к неэффективному использованию  потенциала внутреннего аудита и  не может не сказаться на степени  его объективности при последующей  оценке надежности и эффективности  системы контроля. Другое дело, что  внутренний аудит может стать  лучшим помощником менеджмента в  вопросе построения системы контроля, оказывая консультационную поддержку  в ходе разработки (внедрения) политик  и процедур контроля.

     Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи. Внутренний аудит:

  • оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений и компании в целом,
  • оценивает эффективность системы управления рисками и предлагает методы контроля рисков,
  • оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.

 

     

     Заключение

     В заключение хочется отметить, что  внутренний аудит - понятие не новое, однако он привлек к себе особое внимание лишь в начале третьего тысячелетия.

     Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи:

     Во-первых, он оценивает систему внутреннего  контроля в части достоверности  информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности  и результативности деятельности отдельных  операционных и структурных подразделений.

     Во-вторых, проводит анализ и оценку эффективности  системы управления рисками и  предлагает методы снижения рисков. В-третьих, оценивает соответствие системы  корпоративного управления компании принципам  корпоративного управления.

     Одним из важнейших направлений деятельности внутреннего аудита становится аудит  информационных систем (информационных технологий).

     Внутренний  аудит может многое, но не является универсальным решением всех проблем  компании.

     На  сегодняшний день складываются благоприятные  условия для того, чтобы внутренний аудит продемонстрировал свои широкие  возможности и доказал свою необходимость  как собственникам, так и менеджменту  компаний. А у собственников и  менеджмента компаний может появиться  мощный инструмент повышения эффективности  бизнеса. 

 

     Список  литературы

     1. Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» № 307 - ФЗ от 30 декабря  2008 г. // СПС «Консультант+»

     2. Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности  // СПС  «Консультант+»

     3. Андреев В.Д., Томских С.А., Черемшанов С.В. Международные стандарты аудита: учебно-практическое пособие.- М.: Финансы и статистика, 2008.-292с.

     4. Внутренний аудит: Учебное пособие / Под ред. В.И. Подольского. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 494с.

     5. Внутренний контроль и аудит:  Учебное пособие / Богатая И.Н., Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: Феникс,2008.-475с.

     6. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Система внутреннего контроля- М.: ИНФРА-М, 2008.-368с.

     7. Международные стандарты аудиторской  деятельности // СПС «Консультант+»

     8. Журнал «Практическая бухгалтерия»  № 10 за 2008, статья «Система внутреннего  контроля» // СПС «Консультант+»

Информация о работе Внутренний аудит как функция управления предприятием