Внутренний аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:59, реферат

Описание

В данном реферате рассматриваются понятие, цели, функции, задачи, роль, организация службы и оценка эффективности внутреннего аудита

Содержание

Понятие внутреннего аудита
Цели, функции и задачи внутреннего аудита
Роль внутреннего аудита
Внутренний и внешний аудит
Организация службы внутреннего аудита
Оценка эффективности внутреннего аудита
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Аудит - реферат.docx

— 41.27 Кб (Скачать документ)

Внутренний и внешний  аудит

 

Роль службы внутреннего  аудита определяется руководством аудируемого  лица.

Цели внутреннего аудита отличаются от целей внешнего аудитора, который назначается для представления  независимого аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Цели службы внутреннего  аудита меняются в зависимости от требований руководства. В свою очередь, основная цель внешнего аудитора - получить разумную уверенность в том, что  финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Тем не менее некоторые  средства достижения целей внешних  и внутренних аудиторов аналогичны, и отдельные направления деятельности службы внутреннего аудита могут  оказаться полезными при определении  характера, временных рамок и  объема процедур внешнего аудита.

Служба внутреннего аудита является подразделением аудируемого  лица. Деятельность службы внутреннего  аудита независимо от степени ее самостоятельности  и объективности не может достичь  той степени независимости, которая  требуется от внешнего аудитора при  выражении мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности. Внешний аудитор несет исключительную ответственность за выраженное аудиторское  мнение, и эта ответственность  не уменьшается при использовании  результатов работы службы внутреннего  аудита. Все суждения в отношении  аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности выносятся внешним аудитором [1].

Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита представлена в таблице 1 [6].

 

 

 

Таблица 1 – Сравнительная  характеристика внутреннего и внешнего аудита.

Показатель 

Внешний аудит

Внутренний аудит

Цель 

Выразить мнение о достоверности  финансовой отчетности компании

Повышение эффективности  деятельности компании

Основные пользователи

Инвесторы, кредиторы, государственные  органы 

Совет директоров, менеджмент

Объект аудита

Финансово-бухгалтерская  отчетность компании

Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления

Специфика

Фокусируется на операциях  и событиях, способных оказать  существенное воздействие на финансовую отчетность компании; не рассматривает  вопросы экономической обоснованности управленческих решений

Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей; дает оценку экономической обоснованности управленческих решений

Периодичность

По окончании отчетного  периода

Непрерывно на основе плана  аудитов


 

Решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться наличием у компании внешнего аудитора, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции.

Во-первых, внешний аудит  традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях  и событиях, могущих оказать материальное воздействие на финансовую отчетность компании. Внутренний аудит направлен, прежде всего, на оценку существующих систем контроля и управления рисками  компании и фокусируется на операциях  и событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей.

Во-вторых, внешний аудит  в рамках оказания аудиторских услуг  не делает оценку эффективности деятельности (операционной эффективности), что обычно является одной из задач аудита внутреннего.

В-третьих, внешний аудит  служит, в первую очередь, интересам  внешних заинтересованных сторон —  потенциальных инвесторов, кредиторов и др., в то время как внутренний аудит служит, прежде всего, интересам  советов директоров и исполнительного  руководства компании.

Эффективный внутренний аудит может снизить затраты компании на внешний аудит (если внешний аудитор будет иметь возможность полагаться на результаты работы внутреннего аудита, что сократит объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором), но не может отменить необходимость внешнего аудита для компании.

 

Организация службы внутреннего  аудита

 

Сама функция внутреннего аудита может быть реализована несколькими способами. Причем чтобы пользоваться преимуществами, которые дает компании эффективный внутренний аудит, не обязательно создавать отдельную службу. Им с успехом может заниматься внешний консультант или специализированная компания (кроме случаев, когда служба внутреннего аудита в компании обязательна по законодательству) — это так называемый аутсорсинг (или ко-сорсинг) функции [2].

Под аутсорсингом понимается полная передача функций внутреннего  контроля в рамках хозяйствующего субъекта специализированной компании или внешнему консультанту. Ко-сорсинг заключается  в том, чтобы создать на предприятии  службу внутреннего аудита, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта.

И у аутсорсинга, и у  ко-сорсинга есть свои преимущества и  недостатки.

Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и  ко-сорсинга заключаются в следующем:

  • возможность использовать услуги экспертов в различных областях, гибкость в вопросах их привлечения;
  • доступ к передовым технологиям и методикам проведения проверок и оказания консультационных услуг.

Основным недостатком  аутсорсинга и ко-сорсинга является то, что стороннему по отношению  к хозяйствующему субъекту человеку очень трудно почувствовать его изнутри. Специалисты хозяйствующего субъекта всегда будут относиться к нему как к чужаку [3].

К аутсорсингу и ко-сорсингу прибегают различные организации. Это могут быть как небольшие фирмы, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственной службы внутреннего аудита, так и крупные компании. Последним такие услуги, как правило, нужны для аудита какой-либо специфической области (например, такой как информационные технологии или капитальное строительство).

При организации службы внутреннего  аудита прежде всего необходимо определить ее подчиненность, которая определяется собственником предприятия. Как показывает практика, деятельность СВА наиболее эффективна, если она подчиняется функционально Комитету по аудиту Совета директоров или другому органу, представляющему интересы собственника при их наличии.  В этом случае достигается высокий уровень независимости внутренних аудиторов от исполнительного руководства, что позволяет максимально использовать потенциал СВА. Если данный вариант по каким-либо причинам не может быть реализован, то следует, чтобы подразделение внутреннего аудита подчинялось высшему должностному лицу компании (президенту, генеральному директору).

Немаловажным является и  то, какие задачи решает в компании внутренний аудит. Если его основная задача состоит в осуществлении  контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение высшему исполнительному руководству  компании, поскольку в данном случае служба внутреннего аудита есть инструмент контроля над деятельностью менеджмента  со стороны высшего исполнительного  руководства.

В случае если внутренний аудит  рассматривается как компонент  системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение службы внутреннего аудита именно совету директоров (комитету по аудиту).

Говоря о структуре  и численности службы внутреннего  аудита, следует заметить, что не существует единой («шаблонной») организации  службы. В каждом конкретном случае структура и численность СВА  определяются индивидуально, на основе различных факторов. Первый из них  — это цели и задачи, которые  ставит перед внутренним аудитом  руководство компании. Второй фактор — зрелость контрольной среды  в компании. И, наконец, географическая разветвленность компании и разбросанность ее структурных подразделений.

К сожалению, во многих случаях  структура и численность службы внутреннего аудита определяются величиной  выделенного бюджета. И часто  при этом не учитываются другие факторы.

 

Оценка эффективности  внутреннего аудита

 

Согласно Правилу (стандарту) №29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» при использовании конкретной работы службы внутреннего аудита внешний аудитор оценивает и выполняет тестирование эффективности этой работы для подтверждения ее адекватности целям внешнего аудитора.

Оценка конкретной работы службы внутреннего аудита включает рассмотрение адекватности объема работы и соответствующих программ, а  также того, остается ли в силе предварительная  оценка эффективности функций службы внутреннего аудита, основываясь  на следующих вопросах:

а) выполняется ли работа лицами, имеющими соответствующее образование  и опыт работы в качестве внутренних аудиторов, надлежащим ли образом контролируется и документально оформляется  работа ассистентов внутреннего  аудитора;

б) получены ли достаточные  надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие разумные выводы;

в) являются ли сделанные  выводы надлежащими в конкретных обстоятельствах и соответствуют  ли подготовленные отчеты (заключения) результатам выполненной работы;

г) соответствующим ли образом  раскрыта информация о любых исключениях  или необычных фактах, выявленных при внутреннем аудите.

Для анализа продуктивности аудита следует использовать качественные и количественные показатели. Они  должны определять динамику выполнения годового плана по внутреннему аудиту и затраты службы внутреннего аудита по проектам. Кроме того, система показателей должна позволять оценить степень удовлетворенности заказчиков (клиентов) от выполненной аудиторами работы.

 К показателям эффективности  деятельности внутреннего аудита  могут относиться, например, следующие:

  • выполнение утвержденного плана аудитов;
  • количество выявленных значительных рисков;
  • процент принятых и выполненных менеджментом аудиторских рекомендаций;
  • экономический эффект от внедрения рекомендаций;
  • количество повторных аудиторских рекомендаций;
  • удовлетворенность заказчиков (клиентов) аудита.

Наряду с процедурой периодической  оценки эффективности службы внутреннего  аудита должна существовать программа  повышения качества ее работы. К  проводимым в рамках этой программы  мероприятиям относятся:

  1. текущий контроль (мониторинг) качества внутренних аудитов. Его проводят руководитель и менеджеры службы внутреннего аудита в ходе проведения аудитов. Мониторинг направлен на то, чтобы деятельность внутренних аудиторов соответствовала процедурам и регламентам компании и самой службе внутреннего аудита. Также он позволяет руководителю СВА удостовериться в том, что аудиторы выполняют аудиторские задания на должном профессиональном уровне;
  2. внутренние оценки, проводимые не реже одного раза в год руководителем и менеджерами службы внутреннего аудита. Их цель — выявить собственными силами резервы для совершенствования деятельности каждого внутреннего аудитора и всей службы в целом;
  3. внешние оценки, проводимые не реже одного раза в пять лет. Их осуществляют структуры, которые по отношению к службе внутреннего аудита являются сторонними. В этом качестве обычно выступают авторитетные внешние консультанты или аудиторы. Внешние оценки особенно ценны тем, что позволяют получить «взгляд со стороны» на качество работы внутреннего аудита.

Характер, временные рамки  и объем выполняемых аудиторских  процедур в отношении конкретной работы службы внутреннего аудита зависят  от суждения внешнего аудитора о риске  существования неправильного или  ложного заявления относительно соответствующей области аудита, от оценки внутреннего аудита и оценки конкретной работы службы внутреннего  аудита. Такие аудиторские процедуры  могут включать исследование уже  проверенных при внутреннем аудите областей, исследование других подобных областей и наблюдение за выполнением  процедур внутреннего аудита.

Внешний аудитор документирует  свои выводы относительно конкретной работы службы внутреннего аудита, которая была им оценена и в  отношении которой им были выполнены аудиторские процедуры.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. №696). Правило (стандарт) №29. «Рассмотрение работы внутреннего аудитора».
  2. «Внутренний аудит как важнейший элемент системы управления компанией». – А.М.Сонин // "Финансовый Директор ISSN 1680 - 1148" №10-2009.
  3. «Внутренний контроль и аудит на российских предприятиях». – Б.Н.Соколов // Консультационный и учебно-методический центр Аудиторской Палаты России.
  4. «Внутренний аудит: мифы и реальность». – Д.Ю.Филипьев // Учет и контроль. Москва. – 2007. - №1. – с. 22-25.
  5. «Внутренний контроль и внутренний аудит - необходимость для компании». – А.М.Сонин, CIA, Институт внутренних аудиторов - Москва
  6. Важная информация Еженедельный обзор прессы (законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение)  за период с 05  по 12 апреля 2010 г.
  7. «Внутренний аудит сегодня: и снова о рисках». – А.М.Сонин // "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления" №1-2010.

Информация о работе Внутренний аудит