Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:23, курсовая работа
Цель работы – освоить основные признаки внутренней управленческой отчетности, ее формы и принципы создания, а также роль внутренней отчетности в управлении предприятием.
1 Внутренняя управленческая отчетность
1.1. Понятие и виды отчетности
1.2 Система управленческой отчетности
1.3 Пользователи внутренней отчетности
2. Использование управленческой отчетности
2.1 Требования к внутренней отчетности
2.2. Формы внутренних отчетов
3 Отчетность по сегментам бизнеса как пример организации внутрихозяйственной отчетности
3.1 Отчетность об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса
Объектом исследования является система внутренней отчетности предприятий.
Цель работы – освоить основные признаки внутренней управленческой отчетности, ее формы и принципы создания, а также роль внутренней отчетности в управлении предприятием.
В работе отражены основные понятия, касающиеся внутренней отчетности. Рассмотрены понятие, виды и формы внутренней отчетности, предъявляемые к ней требования, а также перечислены основные пользователи данной отчетности. Приведены этапы построения системы внутренней отчетности, основные аспекты, касающиеся внутренней отчетности по сегментам бизнеса и центрам ответственности. А также рассмотрено использование системы внутренней отчетности на предприятии.
СОДЕРЖАНИЕ
Отчетность – это система взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности предприятия (хозяйствующего субъекта) или составляющих его элементов (областей бизнеса) за истекший период.
Отчетность может содержать как количественные, так и качественные показатели как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Важно подчеркнуть, что отчетные данные не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Отчетность представляет собой важнейший источник информации для анализа и принятия решений.
Применяемая на практике отчетность подразделяется на виды по трем основным признакам:
Управленческая отчетность – внутренняя отчетность, т. е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурных подразделений предприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах деятельности по регионам.
Целью составления управленческой отчетности является удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления путем предоставления стоимостных и натуральных показателей, позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделений предприятия (отдельные направления его деятельности), а также конкретных менеджеров.
Цель составления внутренней отчетности обусловливает ее периодичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимых данных зависят от организационно-технологических и экономических особенностей, присущих предприятию и конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета. В связи с этим разработка внутренней отчетности является главной задачей предприятия.
Для менеджеров имеют значение не только содержание информации, но и способы ее доставки, формы отчетности, грамотно составленные сведения. Внутренняя отчетность должна обеспечить быстрый обзор и оценку фактических результатов, их отклонений от цели, определение существующих недостатков сегодня и на будущее, выбор оптимальных вариантов управленческих решений. Разработать отчетность, позволяющую получить информацию для решения комплекса проблем, весьма не просто.
Система управленческой отчетности – один из наиболее сложных и важных элементов управленческого учета, позволяющий руководству предприятия, с одной стороны, понять пределы своих возможностей в получении необходимых сведений от исполнителей, а также возможностей информационной и технической служб, а с другой стороны – получить эти сведения оформленными надлежащим образом, т. е. в том виде, в котором ими удобно пользоваться для принятия управленческих решений.
Кроме того, система управленческой отчетности – это результат деятельности любой системы управленческого учета или, иначе говоря, продукт ее деятельности, то, для чего она создается на предприятии.
При формировании системы управленческой отчетности требуется:
Процесс
внедрения системы
Внедрение конкретной формы отчетности проводится в три основных этапа.
Первый этап – это анализ необходимой информации с целью подтверждения возможности получения этого документа. Формы могут подвергаться правке, т. е. изменяться по внешнему виду, по формам представления информации. Это считается достаточно незначительным элементом общей работы по внедрению управленческой отчетности. В этом случае необходимо определить источники получения необходимой информации, которые могут находиться в функциональных подразделениях, например, отдел продаж или отдел закупок, производственные отделы и т. д. Особенно важно проанализировать сам факт наличия необходимой информации. Чаще всего первичные документы содержат необходимый объем информации. Но эта информация не обрабатывается в виде управленческой отчетности. В этом случае необходимо определить форму соответствующих отчетов, назначить ответственных за их получение и обязать владельцев этой информации предоставлять эти отчеты в установленное время.
Второй этап – это этап просмотра всех учетных регистров и учетной практики предприятия, сориентированный на то, чтобы информация, которая соответствует основной управленческой отчетности, оперативно и постоянно необходимая предприятию, а также отчетность, необходимая для стратегического анализа деятельности, были отражены в учетных регистрах. Для того чтобы получить информацию учетных регистров, необходимо несколько модифицировать аналитический учет, чтобы необходимая информация отражалась в нем постоянно.
Третий
этап – создание автоматической системы
формирования управленческой отчетности.
Это возможно при наличии после приобретения
соответствующего программного обеспечения.
Основными пользователями управленческой отчетности являются:
Информация внутренней
Внутренняя отчетность является информационным обеспечением управленческих решений и по оптимизации деятельности предприятия в целом. Например, отчетность по центрам прибыли и инвестиций дает возможность составить прогноз о динамике прибыли предприятия и оценить риск новых капитальных вложений.
Ознакомление
персонала предприятия с
Так как управленческая отчетность сегментов имеет двойственный характер, т. е. это одновременно и внешняя и внутренняя отчетность. Поэтому она предназначена как внутренним пользователям, к которым принято относить вышеперечисленных менеджеров всех уровней предприятия и персонал коммерческой организации, так и внешним пользователям, к числу которых относятся финансовые аналитики.
Сроки предоставления и периодичность управленческой отчетности – также весьма важный параметр, существенно влияющий на результативность всей системы.
С некоторой степенью условности можно выделить три стандартных временных периода, которые являются базовыми для организации учета и предоставления практически всей отчетности на предприятии:
Краткосрочной считается отчетность, которая предоставляется наиболее часто: ежедневная и еженедельная. Однако на некоторых предприятиях, очень редко, в связи со спецификой производства и размером самого предприятия, в качестве краткосрочной выступает ежемесячная отчетность. Такая отчетность иногда называется оперативной, что несколько не правильно. Оперативной считается отчетность, которая фиксирует регистрацию первичных хозяйственных документов по функциональным подразделениям. Краткосрочная отчетность – это предоставление информации первичных документов в тех или иных срезах, т. е. эта информация, которая наиболее актуальна для предприятия и отражает важные и динамические стороны его деятельности. Также она может отражать те стороны деятельности предприятия, к которым оперативный учет не имеет никакого отношения. Например, содержит статистически обработанную или расчетную информацию. Основными пользователями такой отчетности являются менеджеры среднего звена или линейные руководители. Именно они должны принимать управленческие решения на основе данной информации.
Второй
временной период – это среднесрочный.
Управленческая отчетность этой группы
составляется с периодичностью от раза
в неделю до раза в месяц. Такая отчетность
объединяет в себе, как правило, показатели
деятельности предприятия им обязательно
содержит данные прогнозирования на следующий
период. Например, анализируя себестоимость
раз в месяц, можно делать прогнозы изменений
себестоимости продукции на следующий
месяц в соответствии с изменениями рыночных
цен на материалы и комплектующие, т. е.
отслеживать изменения восстановительной
стоимости сырья. Впоследствии на основе
данных этой отчетности можно попытаться
спрогнозировать изменения цен на произведенную
продукцию и на основе полученных данных
показать изменения ее рентабельности.
Потребителями такой отчетности являются
менеджеры более высокого уровня: руководство
предприятия, менеджеры высшего звена.
Так как многие решения, которые принимаются
на основе управленческой отчетности,
составленной в среднесрочный период,
могут оказать существенное влияние на
всю деятельность предприятия.