Внутренняя управленческая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание

Цель работы – освоить основные признаки внутренней управленческой отчетности, ее формы и принципы создания, а также роль внутренней отчетности в управлении предприятием.

Содержание

1 Внутренняя управленческая отчетность
1.1. Понятие и виды отчетности
1.2 Система управленческой отчетности
1.3 Пользователи внутренней отчетности
2. Использование управленческой отчетности
2.1 Требования к внутренней отчетности
2.2. Формы внутренних отчетов
3 Отчетность по сегментам бизнеса как пример организации внутрихозяйственной отчетности
3.1 Отчетность об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса

Работа состоит из  1 файл

БУУ.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

   2 СИСТЕМА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СЕГМЕНТАМ БИЗНЕСА

   2.1 Внутренняя отчетность по центрам ответственности

 

   Центр ответственности представляет  собой  часть системы управления предприятием, поэтому информация внутренней отчетности позволяет администрации контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров.

   Внутренняя  отчетность по центрам ответственности  должна отвечать определенным требованиям:

  • быть настолько оперативной, чтобы позволять оказывать влияние на динамику результатов деятельности центра ответственности;
  • содержать информацию об отклонениях от плана и предоставлять возможность прямого доступа к этой информации для анализа отклонений;
  • содержание отчетности должно соответствовать персональной  ответственности менеджера за принятие решений в конкретной области.

   Конкретное  содержание отчетности, специфика инструментов и методов, применяемых в системе  учета и отчетности по центрам  ответственности, зависят от того, каков статус данного центра ответственности.

   В данной работе рассмотрим внутреннюю отчетность по центрам затрат.

   Отчет об исполнении сметы центром затрат

   Смета – главным инструментом управленческого учета, позволяющим контролировать деятельность центра затрат. Это формализованный письменный регистр, содержащий плановые стоимостные (иногда говорят, финансовые) показатели.

   Смета для центра затрат должна содержать  информацию об ожидаемых затратах, основанную на планах управления и концепции контролируемых затрат. Определение контролируемых статей – ключевая задача при внедрении на предприятии системы учета по центрам ответственности. В идеале все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными подотчетными лицами.

   Сметы, разрабатываемые для центров затрат, иногда называют сметами учета по ответственности. Чтобы обеспечить внутри предприятия кооперацию (взаимодействие) менеджеров различных уровней и направлений деятельности и быть уверенными в обоснованности отраженных в смете целей, необходимо каждого менеджера активно вовлекать в подготовку сметы его подразделения.

   Широкое распространение получили гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые  затраты на фактический объем  производства. Это позволяет исключить неконтролируемое изменение затрат, поскольку объем производства не контролируется центрами затрат.

   Результат процедуры управленческого учета, в ходе которой фактические результаты сравнивают с запланированными величинами, называется отчетом об исполнении сметы. Отчет каждого уровня управления включает графы с указанием: статей контролируемых затрат, затрат по смете, фактических затрат, отклонений от сметы. Последнее может быть либо положительным и означать перерасход, либо отрицательным и означать экономию затрат.

   Пример  отчетов центров затрат представлен  в таблице 1.

   Таблица 1 – Формат отчетов центров затрат различных уровней управления, руб.

Показатели  Отчетный  период Всего с  начала года
по  смете отклонение по смете отклонение
Отчет бригадиру бригады №1
Основные  материалы 4300 -100 13400 +120
Прямые  трудовые затраты 21400 +240 56830 +840
Вспомогательные материалы 1850 -30 4000 -80
Энергия на технологические цели 980 +35 2940 +250
Прочее 340 +10 540 +40
Итого по бригаде №1 28870 +150 77710 +1170
Отчет начальнику производственного цеха
Бригада №1 28870 +150 77710 +1170
Бригада №2 17720 +111 64850 +890
    Окончание таблицы 3
Показатели Отчетный  период Всего с  начала года
по  смете отклонение по смете отклонение
Бригада №3 22340 +10 68500 +360
Бригада №4 19850 -30 64320 +180
Итого по бригадам 88780 +246 275380 +2600
Общецеховые расходы:        
Зарплата  мастера цеха с начислениями 12600 0 70000 0
Амортизация оборудования цеха 10400 0 30800 0
Электроэнергия  на освещение 3500 +260 10450 +640
Уборка помещений цеха 1890 -67 8350 -300
Итого по бригадам с учетом общецеховых  расходов 117170 +439 394980 +2940
Отчет генеральному менеджеру завода
Производственный  цех 117170 +439 394980 +2940
Фрезеровочный цех 120300 -390 430600 -870
Сборочный цех 134790 +580 487320 +1980
Литейный  цех 89350 -190 302679 +230
Итого по цехам 461610 +439 1615579 +4280
Общехозяйственные расходы:        
Амортизация здания заводоуправления 3500 0 16500 0
Отопление и освещение 8400 +150 21300 +478
Заработная  плата администрации 23500 +1230 48760 +4578
Итого затраты завода 497010 +1819 1702139 +9336
 

   Таким образом, отчетность по центрам затрат играет роль сигнальной системы, обеспечивающей аппарат управления информацией о ходе производственного процесса и динамике затрат.

   Сметы и отчеты об их исполнении составляют первый (нижний) уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности, разрабатываемой в рамках информационной системы управленческого учета. 
 
 

   2.2 Отчетность по сегментам бизнеса

 

   В современной экономике, как за рубежом, так и в России все больший интерес для пользователей бухгалтерской отчетности приобретают данные сегментарной отчетности. Необходимость составления и представления такой отчетности обусловлена процессами очевидной интеграции производства и капитала.

   В наиболее узком смысле сегментарная отчетность трактуется как база для  составления внутренней управленческой отчетности. С этой позиции содержание и формы внутренней сегментарной отчетности определяются двумя основными  факторами: организационной структурой предприятия и особенностями калькулирования.

   Данные  сегментарной внутренней отчетности и  обычной деятельности предприятия  позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса.  
Поэтому формирование внешней отчетности по сегментам и внутренней сегментарной отчетности, являющихся основой подготовки управленческих решений в обычной деятельности организации ее структурных подразделений, приобретает особую актуальность.

   Информация  сегментарной отчетности позволяет  администрации организации контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров. На ее основе делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия.

   Вопросы составления сегментарных отчетов напрямую связаны с трансфертным ценообразованием. На базе этих цен формируется отчетность сегмента. От степени обоснованности разработанных предприятием трансфертных цен зависит объективность оценки качества работы структурного подразделения предприятия.

   3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

   3.1 Требования к внутренней отчетности

 

   Внутренняя  управленческая отчетность является наряду с планом счетов управленческого учета системообразующим элементом, тем основным хребтом, на котором держится вся управленческая структура. В ней дается интерпретация отклонений от целей, планов и смет.

   Требования  к построению и содержанию внутренней отчетности, выработанные наукой и практическим опытом, характеризуют самую суть данного элемента управленческого учета, причем имеют значение как формальные, так и специальные требования.

   Формальные  требования к внутренней:

   1) целесообразность – информация, обобщаемая во внутренних отчетах, должна отвечать цели, ради которой она была подготовлена;

   2) объективность и точностьвнутренние отчеты не должны содержать субъективного мнения и предвзятых оценок; степень погрешности в отчетах не должна препятствовать принятию обоснованных решений; поскольку оперативность, быстрота представления отчетности отражается на точности информации, следует стремиться к минимизации данного фактора;

   3) оперативность – отчетность должна представляться к установленному сроку, что необходимо для принятия решений;

   4) краткость – в отчетности не должно быть излишней, избыточной информации: чем меньше объем отчета, тем более оперативно можно осмыслить его содержание и принять нужное решение;

   5) сопоставимость отчетностивозможность использовать отчетную информацию для работы разных центров ответственности; отчетность должна быть сопоставима также с планами и сметами;

   6) адресность – внутренняя отчетность должна попасть к ответственному руководителю и другим заинтересованным лицам, но при условии соблюдения степени конфиденциальности, установленной в организации;

   7) эффективность – издержки на составление внутренней отчетности должны быть сопоставимы с выгодами от полученной управленческой информации.

   Специальные требования к внутренней отчетности состоят в следующем:

   1) гибкая, но единообразная структура  – информация обратной связи и контроля должна иметь достаточную внутреннюю гибкость, обеспечивающую реагирование на изменяющиеся цели и потребности управляющих центрами ответственности. Вместе с тем необходимо обеспечить информационное единообразие. Система управленческого учета и внутренней отчетности не может находиться в стадии перманентного изменения. Обеспечивается тем, что на самом первичном уровне регистрации накапливается необходимый объем данных, которые затем могут отбираться и группироваться в требуемом информационном контексте. Если вы не сможете охватывать необходимые данные на этапе их ввода, то впоследствии вам будет трудно получить нужную в каждом случае информацию;

   2) понятность и обозримость информации  – каждая отчетная форма должна содержать только ту информацию, которая необходима данному конкретному менеджеру. Чрезмерная детализация отчетной информации, ее перегруженность многими малосущественными показателями затрудняет понимание отчетности, ведет к использованию в управлении не той информации, которая позволила бы найти самое верное решение;

   3) оптимальная частота представления  – является производной от назначения информации и возможностей принятия решений, т.е. от факторов, определяющих использование отчетов в управлении. Одни отчеты нужны чаще, другие реже. Периодичность представления внутренней отчетности колеблется в значительных пределах;

   4) пригодность для анализа и  оперативного контроля.

   Непосредственно в отчетных формах должна приводиться  первичная аналитическая информация: отклонения от целей, норм и смет расходов, ранжирование отклонений и т. п.

   3.2. Формы внутренних отчетов

   На  основе внутренней отчетности принимаются  решения на всех уровнях управления организацией. Важным элементом здесь является время, которое проходит от получения отчета до выработки решения и претворения его в управляющие действия. Существенное значение при этом имеют доступная форма внутреннего отчета, расположение и подача соответствующей информации. Не может быть стандартного набора внутренней отчетности с едиными формами и информационной структурой. Внутренняя отчетность индивидуальна, и шаблонный подход в данном случае неуместен. Тем самым можно выделить классификационные признаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм отчетности.

   

   Схема 1 – Классификационные признаки форм внутренней отчетности 

   По  содержанию информации внутренние отчеты подразделяются:

  • комплексные итоговые отчеты представляются, как правило, за месяц или иной отчетный период (квартал, шесть месяцев и т. п.) и содержат информацию о выполнении планов и использовании ресурсов за данный период, о доходах и расходах по центрам ответственности, об исполнении сметы издержек, рентабельности, движении денежных средств и иных показателей для общей оценки и контроля.
  • тематические отчеты представляются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателям, таким, как объем продаж, потери от брака, недопоставки по заказам, график производства продукции, и другим не входящим в оценочные плановым показателям, подконтрольным центру ответственности.
  • аналитические отчеты подготавливаются только по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов по отдельным аспектам деятельности, например всесторонняя оценка причин перерасхода ресурсов, изменения рентабельности, уровня продаж по секторам рынка, анализ рынка и использования производственных мощностей, факторов риска деятельности в определенных направлениях и т. п.

Информация о работе Внутренняя управленческая отчетность