Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть значение и учет безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть основы организации безналичных расчетов;
- изучить основные формы безналичных расчетов;
Введение
1. Сущность и значение безналичных расчетов
1.1. Понятие «безналичные расчеты» и их сущность
1.2. Основы организации безналичных расчетов
2. Организация учета безналичных расчетов на примере ООО «Лана»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
2.2. Виды платежных документов и очередность платежей, проводимых на исследуемом предприятии
2.3. Учет операций по расчетному счету предприятия
3. Оценка организации учета безналичных расчетов на исследуемом предприятии
Заключение
Список используемой литературы
«Расчетные документы, неоплаченные в срок» оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены главой 25 части 1 Гражданского кодекса РФ. Но в связи с тем, что у предприятия всегда имеются денежные средства на расчетном счете в достаточном объеме для удовлетворения его потребностей, списание с расчетного счета осуществляется в календарном порядке.
Следует также выделить ряд достоинств расчетов платежными поручениями по сравнению с другими формами:
· относительно простой и быстрый документооборот,
· ускорение движения денежных средств,
·
возможность плательщика
· возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.
Мемориальный ордер - внутренний банковский документ, служащий основанием для записи по счетам клиентов в бухгалтерском учете банка. Мемориальными ордерами оформляется, например, начисление процентов по счетам клиентов или списание платы за расчетно-кассовое обслуживание.
Все банковские документы заполняются без помарок и исправлений. Подписывать их может строго установленный круг лиц, образцы подписей которых имеются в банке. Право первой подписи принадлежит руководителю организации, второй - главному бухгалтеру.
Расчетные документы могут составляться на бумажных носителях или в виде электронного платежного документа. Заполняются они (кроме чеков) с помощью технических средств. Чеки выписывают вручную чернилами (пастой) черного или синего цвета.
В
сроки, которые должны быть согласованы
с организацией, банк выдает или
высылает ей выписки из ее расчетного
счета с приложением оправдательных документов.
2.3.
Учет операций по расчетному
счету предприятия
Особенность учета операций по банковским счетам заключается в том, что их первичный учет ведет не предприятие, а банк. Ежедневно банк предоставляет предприятию выписку по его расчетному счету, содержащую перечень всех зафиксированных за день операций. Выписка представляет собой копию того лицевого счета предприятия – клиента банка, который ведется банком. К ней прилагаются документы, послужившие основанием для записей, сделанных по счету банком. Именно выписка, а не первичные документы предприятия, служит основанием для бухгалтерского учета операций по расчетным счетам. Таким образом, в бухгалтерском учете и отчетности отражаются не те операции, которые оно осуществило, а только те из них, которые проведены банком. Однако остатки и обороты по счетам предприятия в банке и в отчетности компании показываются, как правило, с опозданием минимум на один день. В частности, предприятие выписывает платежное поручение на перечисление денежных средств за оплату услуг или товаров своему контрагенту. В учете эта операция будет проведена не в тот день, когда выписано данное поручение, а в день получения банковской выписки, содержащей данную операцию. Если же данная операция проведена в день, на который составляется отчетность, то в отчетности будут показаны денежные средства, хотя на самом деле предприятие их уже лишилось. Зеркальность учета предприятия и банка поэтому представляет серьезную проблему для пользователей отчетности и требует четкого и незамедлительного истребования банковских выписок и их отражения в учете. Она также требует серьезного и постоянного контроля со стороны бухгалтерии за банковскими выписками
Все операции по расчетным счетам предприятия ведутся на счете 51 «Расчетные счета», по дебету которого проводятся все зачисления денежных средств на счета предприятия, а по кредиту - списания с них.
Расчетный счет в соответствии с банковскими правилами не может иметь отрицательного (кредитового) сальдо. Поэтому в случае предоставления банком овердрафта, денежные средства оформляются как зачисление на счет кредита проводкой по дебету счета 51 «Расчетные счета» с кредита счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и одновременным списанием средств с кредита счета 51 «Расчетные счета» в дебет счетов расчетов с получателем денежных средств.
Как и записи по счету 50 «Касса», регистры синтетического учета по счету 51 « Расчетные счета»: журналы, ведомости, журналы - ордера ведутся развернуто по дебету и кредиту с указанием оборотов по каждому корреспондирующему счету за каждый день.
Записи в регистрах учета делаются на основании банковской выписки. При ее получении бухгалтер должен в первую очередь проверить – тождество остатка средств, указанного в выписке, остатку по выписке и прошлый день. Затем проверяются приложенные к выписке документы. При этом рассматриваются: обоснованность проведения банковской операции по данному документу, правильность отражения суммы документа в выписке и полнота включения в нее документов. Проверка завершается арифметическим пересчетом выписки.
Поскольку выписка по расчетному счету представляет собой копию аналитического (лицевого) счета предприятия, то используется она в качестве регистра аналитического учета к счету 51 «Расчетные счета».
Поскольку, исходя из условий деятельности предприятия, компания работает с иностранными организациями, то возникла необходимость в оплате товара в иностранной валюте – открытию валютного счета. Валютные операции, в том числе движение средств в иностранной валюте на банковском счете предприятия, регулируются валютным законодательством. Порядок их ведения устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Учет движения средств по валютному счету сосредоточен на счете 52 «Валютные счета» в рублях по текущему курсу каждой из валют на каждый день. Учет ведется на основании выписок банка по счету аналогично порядку, предусмотренному для учета по расчетному счету. Порядок бухгалтерских записей по счету 52 «Валютные счета» аналогичен порядку записей по счету 51 «Расчетные счета».
Еще одним аспектом в организации безналичных расчетов в компании, является то, что для оплаты хозяйственных, представительских и командировочных расходов предприятие выдает своим сотрудникам вместо авансов наличными деньгами кредитные карточки платежной системы Visa. Как правило, такие карточки выдаются высшему руководству фирм и сотрудникам, часто выезжающим в командировки. Особенностью большинства платежных карточек является их способность служить законным платежным средством в зоне действия различных валют. Так, например, карточки, открытые к счетам в рублях, можно использовать для оплаты услуг в Европе или США, а карточки по счетам, открытым в евро во французских банках, могут использоваться для оплаты товаров в России. Для предоставления карточек у предприятия открыты в банке счета, на которые зачисляет средства в согласованном с банком размере. Платежи по данной карте совершает сам сотрудник, а банк списывает соответствующую платежу сумму со счета карточки. Таким образом, счет карточки аналогичен счету чековой книжки.
Банк периодически, как правило, раз в месяц, предоставляет предприятию выписку по всем корпоративным карточным счетам. Эта выписка служит основанием для отражения в учете операций по карточкам. Бухгалтер сверяет расходы, указанные в выписке, с авансовыми отчетами собственников карт. Неутвержденные расходы относятся на счет подотчетного лица как выданные ему и непогашенные авансы. Обнаруженные ошибки в выписке подлежат немедленному урегулированию с банком. После проверки выписки служат регистрами аналитического учета по счетам кредитных карточек.
Для учета движения денежных средств на счетах корпоративных карточек в компании открыт к счету 55 «Специальные счета в банках» субсчет 55-4 «Корпоративные кредитные карточки». По дебету данного счета отражается зачисление средств с расчетного счета предприятия, а по кредиту - их расходование. На сумму расходов по карточке делается запись по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по каждой карточке. Сумма, утвержденная по авансовым отчетам, списывается с подотчета данных лиц, т. е. с кредита счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в дебет счетов затрат, например 26 «Общехозяйственные расходы», на сумму расходов на командировки и представительские цели, или запасов, например 10 «Материалы», на сумму приобретены) канцелярских товаров. Сумма расходов по карточкам, не оправданных утвержденными авансовыми отчетами, остается на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» как дебетовое сальдо и подлежит возврату предприятию владельцами карточек, допустившими неоправданные расходы.
Важным моментом в системе безналичных расчетов «компания – банк» является инвентаризация безналичных денежных средств.
Инвентаризация
денежных средств на счетах в банках
и денежных переводов проводится путем
сверки данных учета предприятия и обслуживающего
его банка. В отличие от сверки других
расчетов предприятия, в которой при выявлении
расхождений разрешается оставлять сальдо,
вытекающее из учета предприятия, игнорируя
данные его корреспондентов, сальдо по
банковским счетам должно быть согласовано
с банком. Эта особенность российского
учета вытекает из правила, в соответствии
с которым все записи по банковским счетам
проводятся предприятием не по данным
собственного учета или собственных документов,
а на основании банковской выписки. Оставление
на балансе не урегулированных с банком
сальдо не допускается. Обычно при проведении
инвентаризации ограничиваются сверкой
бухгалтерских регистров предприятия
с банковскими выписками. Это может привести
к ошибкам в бухгалтерском учете, так как
в выписке могуч содержаться ошибки, банком
могут быть открыты счета, но которым не
представлял выписки, банк мог выдавать
в течение года кредиты и обеспечения,
которые также нуждаются в сверке. Поэтому
помимо сверок с выписками необходимо
направлять в банк письмо с просьбой указать
все остатки и обороты по всем счетам,
открытым предприятию и по его поручению,
выданные и погашенные кредиты, на численные
проценты и сальдо по кредитам, а также
все выданные и принятые обеспечения.
3. Оценка
организации учета безналичных расчетов
на исследуемом предприятии
В жизни предприятия роль безналичных расчетов состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег. Поэтому грамотно сложившаяся система учета безналичных расчетов на предприятии позволяет ускорять процесс оборачиваемости средств, а, соответственно, повышать уровень прибыли компании.
Исследуя
данное предприятие, можно отметить, что
руководство компании четко следит за
соблюдением оптимального соотношения
средств компании, необходимого для четкого
выполнения своих обязательств. Об этом
свидетельствует тот факт, что у предприятия
за все время существования не возникало
проблем с исполнением обязательств по
контрактам или иным финансовым обязательствам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы.
Организация
денежных расчетов с использованием
безналичных денег гораздо
Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Принципы и формы организации расчетов, платежные инструменты, способы платежей и возникающие при их проведении риски представляют собой отдельные элементы платежной системы. Преимущество той или иной платежной системы состоит прежде всего в том, насколько быстро, надежно и экономично проводятся расчеты и платежи.
Основной формой расчетов в РФ являются в настоящее время кредитовые переводы с использованием платежных поручений. Их применение может быть связано как с товарными, так и нетоварными операциями.
Значимыми элементами векселя являются форма, безусловный характер требований, точность указания суммы, места и времени платежа. Вообще, следует чрезвычайно внимательно отнестись ко всему набору вексельных реквизитов.
Предприятия должны быть в состоянии широко использовать различные возможности векселей (учет, выдачу ссуд, прем на инкассо) и приспосабливать их для целей финансового менеджмента.
К
средствам обусловливающим
Работающая компьютерная система “клиент – банк” позволяет формировать, модифицировать и использовать базы данных, формируемые на основе платежных документов, и каналы связи для ускорения операций и улучшения банковского обслуживания.
Информация о работе Значение и учет безналичных расчетов (на примере ООО «Лана»)