Административная ответственность за налоговые правонарушения. Порядок и условия привлечения к ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:13, контрольная работа

Описание

Проблема неуплаты налогов в нашей стране достаточно актуальна. Но при всей остроте, данная проблема не достаточно исследована, и ее решение требует дополнительного изучения.
Современное налоговое право, как отрасль права, является для российской юриспруденции довольно «молодой».

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа налоги.docx

— 48.75 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (КемГУ)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра налоги и налогообложения

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Налоги  и Налогооблажение»

тема: Административная ответственность за налоговые правонарушения. Порядок и условия привлечения к ответственности.

 

                  

 

 

студентка ОЗО 6 лет 4 курс «ФК»

Мельникова Эльвира Альваровна

                                              Научный руководитель:

                                                  Ващилова Ольга Петровна

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2011

 

Введение 

Проблема неуплаты налогов  в нашей стране достаточно актуальна. Но при всей остроте, данная проблема не достаточно исследована, и ее решение  требует дополнительного изучения.

Современное налоговое право, как отрасль права, является для  российской юриспруденции довольно «молодой». Вместе с тем, исследование его проблем, предмета и метода, представляют особый интерес с точки зрения разработки и совершенствования  налогового законодательства. Не вызывает сомнения и то, что четко выстроенное  законодательство в области налогообложения, соблюдение соответствия равноуровневых норм, сведение к минимуму коллизий и пробелов ведет к повышению собираемости налогов, снижению числа налоговых правонарушений, более эффективной работе налоговых и судебных органов.

Быстрая смена событий  в течение последнего десятилетия  обусловила неустойчивость налоговой  политики государства, что в свою очередь привело к принятию огромного  числа нормативно-правовых актов  в этой сфере.

В соответствии с законом  «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.1992 г.,  на территории России взимаются налоги, сборы и  пошлины, образующие налоговую систему. Любой гражданин является одновременно и налогоплательщиком и потребителем социальных благ. Но, как налогоплательщик он стремится к минимизации налоговых  платежей, считая, что это приводит к повышению благосостояния, а  как потребитель требует улучшения  социального уровня.

Своими противоправными  действиями хозяйствующие субъекты наносят не только прямой ущерб государству в виде недополученных сумм в бюджет, но и косвенный ущерб, который заключается в том, что свои обязательства по содержанию социальной инфраструктуры они, как правило, стремятся возложить на бюджет.

Государство, в котором  законодательные инициативы находят  отклик  и поддержку налогоплательщика, может достигнуть необходимой эффективности  налогового регулирования и, как  следствие, в таком государстве  создаются необходимые предпосылки  для роста накоплений и притока  инвестиций в производственный сектор. Именно в этом случае может быть достигнут максимальный результат, как в законотворческой работе, так  и в работе самих налоговых  органов, что в конечном итоге  выразится в соблюдении налоговой  дисциплины.

 

3. Административная ответственность  

Административные правонарушения в области налогового права. Виды налоговых правонарушений и их причины

 

Административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный  или общественный порядок, права  и свободы граждан, на установленный  порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность. Противоправность такого действия выражается в нарушении  общеобязательных правил, которые устанавливает  государство с целью защиты интересов  общества, предприятий, учреждений и  организаций, а также граждан. Одним  из признаков такого рода правонарушения является то, что за его совершение законодательством установлена  именно административная ответственность.

Составы административных правонарушений, такие, как правонарушения в области  охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры, правонарушения в области торговли и финансов и т.д., содержатся в Кодексе РСФСР  об административных правонарушениях (КоАП).

Разновидностью административных правонарушений, не содержащихся в  КоАП РСФСР, являются административные правонарушения - нарушения налогового законодательства, или налоговые правонарушения.

Таким образом, налоговое  правонарушение есть противоправное, виновное деяние, в виде умышленного  либо не умышленного действия или  бездействия субъекта налоговых  правоотношений, нарушающее права и  интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством  установлена определённая ответственность  финансового, административного либо уголовного характера.

Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного  нарушения умышленно или по неосторожности.   Значительная часть составов административных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, содержится в п. 12 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и в других законодательных и нормативных актах.

Административные  правонарушения в области налогов  и сборов

Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях  установлен целый ряд новых видов  административных правонарушений, основные из которых представлены в таблице.

Вид правона-рушения

Кто может быть привлечен к ответствен-ности

Наказа-ние

Кто уполномо-чен рассматри-

вать дела

Органы, уполномо-ченные составлять протокол 

Норма-тивное регулиро-вание

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка  ведения кассовых операций

Должностные лица

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ

Налоговые органы; федеральные  органы налоговой полиции 

Налоговые органы ; федеральные органы налоговой полиции; должностные лица органов (внутренних дел (милиции)

Статьи 15.1., 23.5. и 23.6. КоАП РФ

Юридические лица

Штраф в размере от 400 до 500 МРОТ

 

Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

Должностное лицо учреждения банка 

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

Налоговые органы; федеральные  органы налоговой полиции 

Налоговые органы; федеральные органы налоговой полиции; должностные  лица органов внутренних дел (милиции)

Статьи 15.2., 23.5. и 23.6. КоАП РФ

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Должностные лица (кроме  индивидуальных предпринимателей)

Штраф в размере от 5 до 30 МРОТ

Судьи

Налоговые органы; федеральные органы налоговой  полиции 

Статьи 15.3., 23.5. и 23.6. КоАП РФ

Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Должностные лица (кроме  индивидуальных  предпринимателей)

Штраф в размере от 10 до 20 МРОТ

Судьи

Налоговые органы

Статьи 15.4. КоАП РФ 

Нарушение сроков предоставления налоговой декларации

Должностные лица (кроме  индивидуальных  предпринимателей

Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ

Судьи

Налоговые органы

Статьи 15.5, 23.1. КоАП

Непредставление сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля 

Граждане 

Штраф в размере от 1 до 3 МРОТ

Судьи

Налоговые органы; должностные лица таможенных органов (в некоторых  случаях)

Статьи 15.6, 23.1. КоАП

Должностные (кроме индивидуальных предпринимателей)

Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ

Судьи

Должностные лица государственного органа либо нотариус или лицо, уполномоченные совершать нотариальные действия

Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ

Судьи

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Должностные лица (за исключением  индивидуальных предпринимателей) 

Штраф от 20 до 30 МРОТ

Судьи

Налоговые органы

Статьи 15.11 и 23.1 КоАП

Нецелевое использование  бюджетных средств 

Должностные лица

 

Штраф от 40 до 50 МРОТ

Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета 

Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; должностные  лица органов внутренних дел (милиции); инспектора Счетной палаты; должностные  лица государственных внебюджетных фондов

Статьи 15.14 и 23.7 КоАП РФ

Юридические лица

 

Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе

Должностные лица

Штраф от 40 до 50 МРОТ

Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета 

Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; должностные  лица органов внутренних дел (милиции); инспектора Счетной палаты

Статьи 15.15 и 23.7 КоАП РФ

Юридические лица

Штраф от 400 до 1000 МРОТ

Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами

Должностные лица

Штраф от 40 до 50 МРОТ

Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета 

Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; должностные лица органов  внутренних дел (милиции); инспектора счетной  палаты; должностные лица государственных  внебюджетных фондов (в некоторых  случаях)

Статьи 15.16 и 23.7 КоАП

Юридические лица

Штраф от 400 до 500 МРОТ


 

Как видно из таблицы, одним  из видов административных правонарушений является грубое нарушение правил ведения  бухгалтерского учета и представления  бухгалтерской отчетности. В связи  с этим нужно отметить, что согласно ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

- искажение сумм начисленных  налогов и сборов не менее  чем на 10 процентов;

- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности  не менее чем на 10 процентов.  Кроме того, согласно ст. 15.6 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. К ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены как граждане, так и должностные лица. Предположим, что руководитель организации не представил в налоговые органы сведения о своих доходах как физического лица, не связанных с работой возглавляемой им организации. Кроме того, им совершено правонарушение, касающееся непредставления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в отношении организации, в которой он работает (при условии, что это входит в перечень его обязанностей). Таким образом, руководитель организации может быть привлечен к ответственности за оба правонарушения.В первом случае он будет отвечать как гражданин и должен будет заплатить штраф в размере от 1 до 3 МРОТ, во втором случае он будет отвечать как должностное лицо и должен будет заплатить штраф в размере от 3 до 5 МРОТ. Следует обратить внимание, что с 1 июля 2002 года отменен п. 3 ст. 126 НК РФ, устанавливающий ответственность налогоплательщиков -- физических лиц за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для налогового контроля[5]. В настоящее время такое нарушение влечет за собой наложение на виновников штрафа в размере 500 руб. При этом с указанной даты вводится административная ответственность гражданина за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ) в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. для должностных лиц, и в размере от 100 до 300 руб. для граждан.           Кроме того, с 1 июля 2002 года отменяется п. 4 ст. 91 НК РФ, признающий налоговым правонарушением незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика, и утрачивает силу ст. 124 НК РФ, устанавливающая ответственность за это правонарушение в виде штрафа до 5000 руб.

 

Виды  административной ответственности 

1. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона об основах налоговой системы должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.   Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, поэтому для нее характерны все присущие последней признаки, а именно: - это мера государственного воздействия (принуждения); - она наступает при совершении правонарушения и наличии вины;  

- она применяется компетентными  органами; - она состоит в применении  к правонарушителю определенных санкций;      

- эти санкции строго  определены законом. Однако наряду  с перечисленными признаками  административная ответственность  имеет и некоторые специфические  особенности. Во-первых, основанием  для административной ответственности  является административное правонарушение (проступок). Во-вторых, она проявляется  в применении к правонарушителям  административных взысканий (за  нарушение налогового законодательства - штраф). В-третьих, административная  ответственность налагается государственными  органами, строго определенными  законодательством.  Таким образом, можно дать следующее определение. Административная ответственность - это предусмотренная законодательством мера государственного принуждения, которая наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административных взысканий, налагаемых компетентным государственным органом.       Хотелось бы отметить, что в соответствии со ст. 23 Кодекса об административных правонарушениях (КоАЛ) РСФСР' административная ответственность применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Иначе говоря, административная ответственность по своей сути не является карательной мерой, а призвана оказать определенное воздействие на правонарушителей и других лиц с целью их исправления или предупреждения новых правонарушений.    Одним из главных элементов наступления административной ответственности является совершение определенным лицом правонарушения.    Определение административного правонарушения содержится в ст. 10 КоАЛ РСФСР, которая определяет его как посягающее на государственный и общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.   На основании этого можно выделить ряд характерных признаков административного правонарушения. Во-первых, проступок характеризуется как действие или бездействие, т. е- административная ответственность может наступать не только за совершение каких-либо определенных действий (сокрытие дохода), но в предусмотренных законом случаях и за отсутствие таковых (непредоставление документов, необходимых для исчисления налогов).  Во-вторых, это действие (бездействие) всегда аятиобще-ственно и автисоциально, т. е. направлено против интересов государства в целом, чем наносит вред сложившимся общественным отношениям.     В-третьих, это противоправное действие, т. е. действие, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными взысканиями.        В-четвертых, это виновное действие (бездействие), т. е. совершенное под контролем собственной воли и сознания. Необходимо отметить, что для налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, данный признак является основным, поскольку налоговое законодательство выделяет только его. Хотя, на наш взгляд, рассматривать его отдельно от других признаков и считать единственным элементом налогового проступка не представляется возможным, так как разрушается само понятие административного правонарушения, за совершение которого должна следовать ответственность.         И, в-пятых, обязательным признаком любого административного правонарушения является предусмотренная законом адмивистративняя ответственность.Таким образом, большинство налоговых правонарушений - административные нарушения, так как соответствуют указанным выше признакам. Действительно, эти нарушения могут совершаться посредством определенных действий или бездействия, они всегда идут вразрез с интересами общества и государства, они противоправны и виновны, за многие из них предусмотрена административная ответственность. Исключения составляют только те правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность. 

Информация о работе Административная ответственность за налоговые правонарушения. Порядок и условия привлечения к ответственности