Бюджетная и налоговая политика России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание

Целью степени разработанности проблемы контрольной работы является обобщение отечественного опыта в регулировании бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.
Объектом исследования контрольной работы являются бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства.
Предметом исследования контрольной работы является анализ бюджетно-налоговой (фискальной) политики России.
Целью написания данной контрольной работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
1.1 Понятия бюджетной и налоговой политики России
1.2 Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства
1.3 Сбалансированный бюджет – за и против
2. Бюджетно-налоговая политика
2.1 Направления бюджетно-налоговой политики и ее инструменты
2.2 Проблемы бюджетной политики
2.3 Проблемы налоговой политики
3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
Заключение
Список используемой литературы
Задачи

Работа состоит из  1 файл

бюджет.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

                                               
 
 
 
 
 
 

     ТЕМА: Бюджетная и налоговая политика России: проблемы и перспективы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 

         Введение 3
1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики 4
1.1 Понятия бюджетной и налоговой политики России 4
1.2 Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства 4
1.3 Сбалансированный  бюджет – за и против 5
2. Бюджетно-налоговая  политика 8
2.1 Направления бюджетно-налоговой политики и ее инструменты 8
2.2 Проблемы  бюджетной политики 10
2.3 Проблемы  налоговой политики 11
3.

Основные  направления бюджетной и налоговой  политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

12
  Заключение 15
  Список  используемой литературы 16
  Задачи 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Главными  средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике.

    Иногда  вместо термина бюджетно-налоговый используется его синоним фискальный (от лат. fiscus государственная казна и fiscalis относящийся к казне).

    Фискальная  политика государства предполагает использование возможностей правительства  взимать налоги и расходовать  средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

    Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения  налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

    Все вышеуказанные факторы обуславливают  важность и актуальность темы контрольной  работы.

    Целью степени разработанности проблемы контрольной работы является обобщение отечественного опыта в регулировании бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.

    Объектом  исследования контрольной работы являются бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства.

    Предметом исследования контрольной работы является анализ бюджетно-налоговой (фискальной) политики России.

    Целью написания данной контрольной работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике.

    Во-вторых, каким образом изменение величины расходов и объема налогов влияют на экономическую конъюнктуру.

    В-третьих, какие используются принципы собственно бюджетной политики, должен ли быть бюджет сбалансированным или может исполняться с дефицитом или профицитом.

    В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета.

    Через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.

    Для написания контрольной работы была использована методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати.

1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики

1.1. Понятия бюджетной и налоговой политики России

    Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

    Налоговая политика находит свое воплощение в  построении той или иной налоговой  системы. Налоговые системы в  развитых странах мира характеризуются  разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

    Горизонтальное  равенство означает, что юридические  и физические лица, находящиеся в  равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

    Кроме того, мировой практикой доказано, что:

    - налоговая система должна быть  открытой; увеличение числа налогов,  объектов обложения приводит  к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

    - основой налоговой базы должны  выступать прямые налоги (на доходы  имущества);

    - превалирование косвенной системы  налогообложения приводит к увеличению  налогового бремени основной  массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

    - косвенные налоги целесообразно  вводить для ограничения потребления  товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши  и т.п.;

    - высокие налоги приводят к утечке капитала;

    - в кризисные для экономики  периоды необходимо уменьшать  бремя налоговой нагрузки, что  способствует мобилизации внутреннего  инвестиционного потенциала.

    1.2. Взаимосвязь бюджетной  и налоговой политики  государства

    • Фундамент успешной бюджетной политики – не формальное устранение дефицита бюджета, а разрешение порождающих его проблем

    • Для перевода российской экономики  в режим устойчивого роста  необходима либеральная налоговая  реформа, направленная на снижение налогового бремени производителя и обеспечение равных возможностей для предпринимательской деятельности

    • Изменения налоговой системы  должны проводиться в рамках уже  сложившейся общей концепции  налогообложения 

    Ситуация  в России характеризуется сегодня  недостаточно эффективным использованием макроэкономических регуляторов, в том числе бюджетно-налоговых инструментов, в процессе капитализации финансовых ресурсов и стимулирования активности хозяйствующих субъектов. Сбалансированные бюджеты являются не столько следствием продуманной бюджетно-налоговой политики и промышленного роста, сколько результатом действия экзогенных внешних факторов – повышения мировых цен на нефть и заниженного курса национальной валюты.

    Размер  доходной части бюджета, как известно, в значительной мере зависит от двух величин – совокупного объема и структуры налогового бремени, а также величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических агентов. Поскольку налоговое бремя в период трансформационных преобразований превышало возможности хозяйствующих субъектов, лишая их стимулов к развитию и воспроизводству, границы налоговой базы оставались крайне узкими. Развитие, если и имело место, то только в рамках теневого сектора. Налоговая система поощряла утечку капиталов за рубеж, являясь существенным (хотя и не единственным) фактором формирования неблагоприятного инвестиционного климата.

    В настоящее время экономика находится  в удобной для налогово-бюджетного реформирования точке, поскольку благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура цен на энергоносители и еще не исчерпанный до конца потенциал заниженного валютного курса обеспечивают достаточную свободу маневра для необходимых изменений. 

    1.3. Сбалансированный бюджет – за и против

 

      Равновесный бюджет – редкое явление в мировой практике, поскольку его дефицит, как и профицит, зависят не только от государственной политики в области расходов и налогообложения, но и уровня хозяйственной активности. Достижение бюджетного равновесия возможно только в отдельные моменты. Точка пересечения бюджетных доходов и расходов представляет собой некий центр, вокруг которого в определенном диапазоне осуществляется колебание их разницы. В общем случае профицит бюджета является функцией доходов, однако на его величину непосредственное воздействие наряду с подоходными налогами оказывают и государственные расходы. Их увеличение сокращает соответствующим образом профицит, но это сокращение частично компенсируется за счет увеличения налогов, поскольку рост госзакупок приводит к повышению доходов в результате действия положительного процесса мультипликации.

    Анализируя  уровень бюджетного дефицита (профицита) с целью выработки рациональной налогово-бюджетной стратегии, нужно  учитывать степень активности хозяйствующих субъектов, а также этап цикла, который проходит экономика. Например, бюджетный дефицит может быть вызван как экспансионистской политикой государства, так и спадом экономической активности и сокращением налоговых поступлений. В первом случае методом борьбы с ним могла бы стать программа сокращения государственных расходов, во втором –фискальная политика, способствующая росту.

Информация о работе Бюджетная и налоговая политика России: проблемы и перспективы