Бюджетная и налоговая политика России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание

Целью степени разработанности проблемы контрольной работы является обобщение отечественного опыта в регулировании бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.
Объектом исследования контрольной работы являются бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства.
Предметом исследования контрольной работы является анализ бюджетно-налоговой (фискальной) политики России.
Целью написания данной контрольной работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
1.1 Понятия бюджетной и налоговой политики России
1.2 Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства
1.3 Сбалансированный бюджет – за и против
2. Бюджетно-налоговая политика
2.1 Направления бюджетно-налоговой политики и ее инструменты
2.2 Проблемы бюджетной политики
2.3 Проблемы налоговой политики
3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
Заключение
Список используемой литературы
Задачи

Работа состоит из  1 файл

бюджет.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

    Сложности определения уровня полной занятости  ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных дефицитов (излишков) государственного бюджета, как в индустриальных, так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе.

    Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств. Так как рост циклического бюджетного излишка происходит на подъеме экономики, который нередко сопровождается усилением инфляционного напряжения, то любые выплаты населению части этих средств (в виде погашения облигаций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будет сопровождаться дальнейшим увеличением совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив, "замораживание" бюджетного излишка ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.

    1. Проблемы бюджетной политики
 

    Современной российской бюджетной политике приходится решать ряд важных проблем.

    Во-первых, стоит задача снятия административных ограничений и запретительного  налогообложения по реализации организациями  на внутреннем рынке продукции по цене ниже себестоимости и имущества, состоящего на балансе, по цене ниже остаточной стоимости.

    Во-вторых, предстоит кардинально изменить существующее положение, при котором  в доходную часть федерального бюджета  практически не отчисляются дивиденды, адекватные доле государственного участия в собственности организаций, а также арендная плата и доходы от услуг, связанных с выполнением государственных функций.

    В-третьих, с учетом приоритетного финансирования выплаты заработной платы, денежного  довольствия, пенсий, стипендий, других социальных выплат и погашения части задолженности по ним расходную часть федерального бюджета целесообразно исполнять с применением механизма целевого финансирования. Важно не допускать сокращения объемов текущих поступлений налоговых платежей в денежной форме в федеральный бюджет.

    В-четвертых, Правительство РФ предполагает изменить объемы и механизм финансирования аппаратов  государственных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на их содержание и использования сэкономленных сумм для решения функциональных задач фондов.

    В-пятых, в целях рационального управления кассовыми средствами федерального бюджета, минимизации остатков на бюджетных  счетах важно централизовать все  доходы и средства федерального бюджета  на счетах органов федерального казначейства, переходя постепенно к единому счету федерального казначейства. Это обеспечит строго целевое использование средств бюджетных фондов.

    В-шестых, назрела ревизия федеральных  целевых программ с целью уточнения  и упорядочения объемов финансирования программ с целью их оптимизации.

    В-седьмых, важно обеспечить строгое соблюдение государственного контроля за производством  и оборотом алкогольной продукции, вытеснить нелегального производителя с алкогольного и табачного рынков.

    В-восьмых, необходима единая система мониторинга  и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Предстоит также разработать и принять программу погашения и обслуживания государственного долга на уровне государства, его субъектов и органов местного самоуправления с включением в нее нормативов, при несоблюдении которых выпуск долговых обязательств будет автоматически приостанавливаться.  

 

    1. Проблемы налоговой политики
 

    В системе налоговых отношений  имеются значительные проблемы, многие из которых не решены. До настоящего времени не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К ним относятся и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в стране, по налогообложению недвижимости. При осуществлении попыток стимулирования российских налогоплательщиков нет четко определенной системы. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в инновационном развитии экономики. Нет четкой позиции в решении важнейшего для страны вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса.

    Практика  применения налогового законодательства серьезно осложняется недостаточной нормативно-правовой базой, приводящей к решению проблем недоработки налогового законодательства на уровне прецедентного судебного права.

    Приведенные проблемы налоговой политики страны серьезно влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие.

3. Основные направления  бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

 

        Бюджетная и налоговая политика  в 2011-2013 годах будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

    В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основными целями бюджетной и налоговой политики в 2011-2013 годах являются:

    1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

    2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;

    3) создание эффективной налоговой  системы, обеспечивающей бюджетную  устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе;

    4) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы;

    5) повышение качества человеческого  капитала;

    6) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;

    7) реализация Программы по повышению  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года.

    В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

    Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета предполагается сократить с 22,7% к ВВП в 2010 году до 19,7% к ВВП в 2013 году, сохранить  их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность  бюджетной политики ближайших трех лет.

    При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную  поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной  инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

    Решения, принимаемые в области законодательства о налогах и сборах, с одной  стороны, будут направлены на противодействие  негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и одновременно – создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков.

    Основными задачами реализации налоговой политики в среднесрочной перспективе  помимо обеспечения уровня доходов  бюджетной системы, необходимого для  достижения планируемой величины бюджетного дефицита, будут являться: создание стимулов для реализации инноваций во всех секторах экономики, общее повышение эффективности налоговой системы (обеспечение налоговых поступлений при снижении административных и прочих издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах) и сокращение возможностей для уклонения от налогообложения.

    Cохраняется  особое значение ассигнований  на социальные цели, прежде всего  – обеспечение сбалансированности  пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

    При формировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

    Так, в 2010 году доля трудоспособного населения составит 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.

    Если  в 2008-2009 годах дефицит бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  составлял 0,5% к ВВП и 1,0% к ВВП  соответственно, то в 2010 году он вырастет до 2,9% к ВВП. В 2011-2013 годах дефицит  бюджета фонда ожидается на уровне 1,7-1,8% к ВВП. Такой высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обуславливает выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на его покрытие.

    В федеральном бюджете запланированы  ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы, судьям, прокурорским работникам и военнослужащим. Вместе с тем, в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах в среднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.

    Еще одним приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

    Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.

    Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования  как основы инновационной экономики.

    Объемы  финансирования образования позволят обеспечить переход к образованию  по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30%.

Информация о работе Бюджетная и налоговая политика России: проблемы и перспективы