Цели и тенденции реформирования налообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

Главной целью работы является определение целей и тенденций реформирования налогообложения в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

- изучить сущность налоговых реформ и причины их проведения;

- рассмотреть и изучить классификацию налоговых реформ;

- исследовать основные этапы развития налоговых реформ;

- определить основные цели и тенденции налоговой реформы в Российской Федерации;

- изучить проблемы и пути реформирования налоговой системы в РФ;

- выделить перспективы развития налоговой реформы в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Налоги и налогообложение.docx

— 97.82 Кб (Скачать документ)

    К числу безусловных успехов налоговой  реформы следует отнести принятую в 1998 году первую часть Налогового кодекса  РФ, которая стала основополагающим документом правовой регламентации  налоговых отношений и обеспечивает, вот уже на протяжении семи лет, эффективное  регулирование отношений по установление и введению налогов, отношений по налоговому контролю и отношений  по привлечению к налоговой ответственности.

    Нельзя  не обратить внимание на ряд шагов, направленных на снижение налогового бремени на налогоплательщиков. В 2001 году было снижена ставка налога на доходы физических лиц; в 2002 — ставка по налогу на прибыль организаций; в том же 2002 году были приняты две главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации, снижающие налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства; в 2003 году принята глава Налогового кодекса Российской Федерации, позволившая упростить режим налогообложения для производителей сельскохозяйственной продукции, наконец, с 2005 года была существенна снижена ставка по единому социальному налогу с одновременным упрощением порядка исчисления названного налога.

    Однако  отдельные, единичные мероприятия  не смогли в полной мере решить проблему снижения налоговой нагрузки на налогоплательщика. Многие меры, предпринятые в ходе реформы, из числа тех, которые были направлены на снижение налоговой нагрузки, не были доведены до конца. Снижение ставки по налогу на прибыль сопровождается отменой льготы по капитальному строительству  и введением сложного налогового учета показателей хозяйственной  деятельности; введение единой ставки налога на доходы физических лиц сопровождалось включением в налоговую базу так  называемой "материальной выгоды", что привело к налогообложению  по повышенной 35-процентной ставке "экономии" на льготных кредитах, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии института ипотеки в России; введение нулевой ставки НДС по экспорту продукции, которая должна была стимулировать  развитие российского экспорта, сопровождалось включением в Налоговый кодекс РФ чрезмерно сложного порядка обоснования  этой нулевой ставки и последующего возмещения НДС из бюджета, что в  конечном итоге превратилось в реальное препятствие на пути российского  экспорта и, прежде всего, продукции  высокой степени переработки.

    Формальное  снижение налогового бремени сопровождается увеличением административной нагрузки на налогоплательщиков: растет объем  отчетности, усложняется система  учета финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, возрастает объем  контрольных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении  налогоплательщиков.

    Государству кажется, что надо увеличивать налоговые  доходы. Предприниматели убеждены, что налоги высоки, поскольку честная  уплата налогов означает неизбежность разорения. Правы и те, и другие.

    Для самосохранения и развития современное  государство просто обязано выполнять  множество дорогостоящих функций - укреплять обороноспособность и  правопорядок, вкладывать деньги в  развитие ключевых отраслей экономики, не допускать чрезмерного разрыва  в уровнях экономического развития регионов, поддерживать фундаментальную  науку, гарантировать гражданам  минимально приемлемый уровень жизни  и т.д.

    Общеизвестно, что экономически развитые страны тратят на эти цели 30-40% валового внутреннего  продукта (ВВП), которые собираются в центральном бюджете в основном через налоговую систему. В России же в 2001 году доходы федерального бюджета  составили 17% ВВП. С учетом разницы  в среднедушевом доходе (в 6-10 раз), получается, что общегосударственные  расходы в России, в расчете  на 1 гражданина, в 15-20 раз ниже, чем  в тех зарубежных странах, которые  принято брать сегодня за ориентир для российской политики. В современном мире место страны определяется не только душевыми показателями, но и общей суммой государственных расходов. Если Россия тратит на науку полтора миллиарда долларов в год, а США - полтораста миллиардов, то ясно, что Нобелевскую премию российский ученый может получить лишь благодаря остаткам веками создававшегося научного потенциала.

    Из  этого следует, что развитые страны Запада могут быть примером для нас лишь для сравнения, а отнюдь не для подражания. Россия еще долго не сможет позволить себе то, что могут они. Российское государство может и должно собирать и тратить в несколько раз больше средств, чем сейчас. В противном случае наше отставание от мировых лидеров на годы превратится в отставание навсегда.

    Причина неэффективности налоговой системы  заключается в механическом заимствовании  схем и норм, выработанных в зарубежной практике в стабильных условиях, принципиально  отличающихся от переходных российских. При этом существующие формы налогов не соответствуют реальным возможностям государства контролировать их уплату. Именно этот главный порок налоговой системы создает эффект “заколдованного круга”, когда предпринимателю очень легко вывести доходы из-под налогового контроля государства, но крайне трудно использовать их на производительные цели внутри страны.

    В современной России уклонение от налогов стало нормой экономического поведения, а при принятии любого хозяйственного решения одним из главных соображений является неизбежность уплаты налогов или возможность  от них уклониться.

    Именно невозможность удовлетворительно контролировать сбор налогов - главный порок нашей налоговой системы. Стремление уклониться от налогов возникает в первую очередь потому, что сделать это, оставаясь безнаказанным, очень и очень просто, а тяжесть налогов усиливает стремление от них уклониться. В такой ситуации и самые легкие налоги платить не будут.

    Но  экономика допускающая уклонение  от налогов, попадает в ловушку: сэкономленные  на налогах деньги предприниматель  уже не может потратить легальным, наиболее естественным способом - вложить  в производство, чтобы получать новую  прибыль. Ведь строительство нового завода или замена оборудования на старом неизбежно привлечет внимание, в том числе и налоговых  органов. Следовательно, этим деньгам  предначертан путь в теневую экономику. Если бы наше государство было совсем бессильно, мы уже давно наблюдали бы экономический бум за счет тех денег, которые сегодня вращаются в теневой экономике или вывозятся за рубеж.

    Таким образом, укрытые от налогов деньги навсегда уходят из производительного  оборота внутри России. И страдает от этого не столько отдельный предприниматель, сколько экономика в целом, которая не получает жизненно необходимых инвестиций. Деньги на подъем экономики в России есть, но они идут на покупку валюты, на строительство гостиниц в теплых странах с разумной налоговой системой, словом, на что угодно, только не на развитие отечественного хозяйства.

    Россия  остро нуждается, во-первых, в повышении  государственных доходов для  выполнения необходимых функций государства; во-вторых, в увеличении производственных капиталовложений. И то, и другое является условием самосохранения государства и народа, а не вопросом относительно лучшего или относительно худшего сценария развития. Принципиально важно отметить необходимость расширения финансовой базы субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают работу систем жизнеобеспечения непосредственно на местах.

    Ресурсы для решения этих задач в стране есть. Об этом говорят как крайне низкая доля налогов в ВВП, так  и высокая норма сбережений. Однако существующая налоговая система  является главным препятствием для  использования этих ресурсов в интересах  развития России. Она либо разоряет налогоплательщиков, либо вытесняет  их и их капиталы за рубеж или  в теневую экономику, а та не может  развернуть производственные операции из-за необходимости постоянно скрывать единожды укрытые от налогов доходы.

    На  основе анализа ситуации в экономике  в целом и в налоговой сфере  в частности были разработаны  конкретные альтернативные предложения  по проведению реальной налоговой реформы. При этом был избран подход принципиально противоположный проводимой налоговой реформе: его суть в том, что государство само должно приспосабливаться к требованиям экономики и общества и принять налоговую систему, отвечающую типу экономического поведения, сложившемуся в России, а не стремиться в смехотворно короткие сроки переломить устоявшиеся систему мотивации и тип поведения 150 миллионов человек.

    Предложения направлены на то, чтобы свести к  минимуму те сферы, в которых государство  должно осуществлять контроль, чтобы  обеспечить должную собираемость налогов, а также передать доходы от налогов  и контроль за их сбором в руки тех  уровней власти, которые способны эффективно управлять налоговым  процессом.

    За  основу был взят опыт Российской империи  и европейских стран XIX века - когда  в эксплуатации находились налоговые  системы предыдущего поколения, более приспособленные к условиям структурно не устоявшейся и слабо  контролируемой государством рыночной экономики.

    Прежде  всего предлагается уничтожить такие  налоги, как подоходный и налог  на прибыль, практический смысл которых  в наших условиях неясен, выгодность для государства сомнительна, а  вред для развития экономики несомненен. Следует также резко ограничить сферу применения НДС, ограничив  его лишь безналичными расчетами, проходящими  через банки и поддающимися контролю при изменении отдельных норм банковского регулирования.

    С учетом специфики налично-денежных расчетов в наших условиях, предлагается заменить все виды налогообложения  предприятий, работающих в этой сфере  патентным сбором (или, как его  иначе называли, торгово-промышленным налогом). Этот налог легко контролируется на уровне регионов и местных органов  власти, которым и предлагается передать его сбор, что практически полностью  обеспечит финансовые потребности  субъектов Федерации по нынешним нормам.

    Очень легок для контроля акциз на энергопотребление, взимаемый с узкого круга производителей топлива и энергии. Однако, к сожалению, он непропорционально тяжел для промышленности и для северных регионов. Применение данного налога возможно лишь в ограниченных масштабах, при обязательном введении механизмов компенсации неравномерного обложения, а также при условии восстановления государственной монополии либо вывозных пошлин на экспорт энергоносителей, прежде всего, природного газа. Расчеты показывают, что сохранив эффективность экспорта газа на уровне, соответствующем нормальной для России рентабельности производства, можно мобилизовать в государственный бюджет до 30-40 триллионов рублей в год, за счет изъятия через экспортные пошлины природной ренты, которая сегодня идет на формирование сверхприбыли крупнейших монополий топливно-энергетической отрасли.

    Проведение  налоговой реформы, учитывающей  приведенный выше анализ и конкретные предложения, откроет возможности  для быстрого восстановления и роста  хозяйства страны, позволит проводить  дальнейшие реформы в более стабильной и благоприятной экономической, социальной, а как следствие - и  политической обстановке.

    1. Перспективы развития налоговой реформы в РФ

    Что же должна представлять собой в сегодняшних  условиях налоговая реформа? Думается, что здесь не следует вести  речи о радикальных изменениях. Имеется  в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно  повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать  необходимые механизмы контроля над эффективностью использования  государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение  налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы  за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать  экономическое развитие страны.

    Основные  направления налоговой реформы  в России в этом общем контексте  видятся следующими:

  1. ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов;
  2. расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;
  3. постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
  4. решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

    На  данный момент целесообразно:

    - резко увеличить налогооблагаемую  базу и ставки ресурсных платежей  как основной составляющей дифференциальной  ренты, которая должна поступать  в доход государства;

    - расширить права местных органов  при установлении ставок налогов  на имущество юридических лиц  (но исключить налогообложение  оборотных средств) и граждан;

    - расширить меры по налоговому  стимулированию инвестиционного  процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование  и расширение производства, развитие  малого бизнеса, поддержку аграрного  сектора;

Информация о работе Цели и тенденции реформирования налообложения в РФ