Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 18:37, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели решен комплекс задач:
- рассмотрены вопросы становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь;
- рассмотрены особенности организации деятельности индивидуальных предпринимателей и их специфику в налогообложении;
- рассмотрена структура налогов и сборов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями;
- дана оценка действующей системе налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей;
- определены направления развития предпринимательства в Республике Беларусь;
- выработаны предложения по совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Введение…………………………………………………………………………...
1Теоретические основы налогообложения индивидуального
предпринимательства……………….....................................................................
1.1 Экономическая сущность налогов и налогообложения….………..……… .
1.2Становление и развитие предпринимательства в Республике
Беларусь………………………………………………………………………….
1.3Особенности организации деятельности индивидуальных
предпринимателей и их специфика в налогообложении………………………
2 Действующие системы налогообложения индивидуальных
предпринимателей в Республике Беларусь………………………………….
2.1Общий порядок налогообложения индивидуальных
предпринимателей……………………………………………..………………...
2.2Упрощенная система налогообложения индивидуальных
предпринимателей……………………………………………………..………..
2.3Система уплаты единого налога индивидуальных предпринимателей…...
3 Проблемы и пути совершенствования действующей системы
налогообложения индивидуальных предпринимателей
в Республике Беларусь…………………………………....................................
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Упрощение налоговой системы осуществляется, прежде всего, на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.
За последние годы были изменения и в каждой системе налогообложения индивидуальных предпринимателей.
С января 2009 года была введена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов (для индивидуальных предпринимателй – 15 процентов), в связи с чем было отменено совокупное декларирование доходов физическими лицами. Необходимость реформирования подоходного налогообложения именно на основе пересмотра действующей прогрессивной шкалы ставок была очевидна. Прогрессивная шкала ставок подоходного налога была ориентирована прежде всего на соблюдение принципа справедливости подоходного налогообложения, суть которого заключается в том, что высокие доходы должны облагаться налогом по более высоким ставкам, а низкооплачиваемые слои населения должны платить налог по относительно низким предельным ставкам. Однако, как показала практика, на деле эта задача не решалась. Сохранение высоких предельных ставок налога для богатых слоев населения на практике оборачивается лишь дополнительным стимулом к сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов. В итоге налоги платят в основном добросовестные плательщики, получающие доходы только в форме заработной платы. Нужно так же отметить, что прогрессивная шкала ставок не обеспечивает и достаточных налоговых поступлений в бюджет. К примеру в 2007 году доля подоходного налога в консолидированном бюджете составляла около 11,2 процента, то в текущем - 14,6 процента, что позволяет сделать вывод о легализации доходов гражданами.
Для того, что бы для граждан, при переходе на единую ставку, не увеличилась налоговая нагрузка были установлены стандартные вычеты. В 2009 году размер данных вычетов составил 250 тысяч рублей, а в 2010 году он составил 270 тысяч рублей, при условии получения дохода не превышающего 1500 и 1635 тысяч рублей в месяц (а для индивидуальных предпринимателей в 2010 году 4905 тысяч рублей за квартал) соответственно.
Переход на исчисление подоходного налога по единой ставке в размере 12 процентов (для индивидуальных предпринимателей – 15 процентов) был оправданным. Благодаря такому изменению было отменено совокупное декларирование доходов физическими лицами, предоставлено право гражданам на получение практически всех видов льгот по месту основной работы, а также упрощен порядок расчета подоходного налога.
Система налогообложения уплаты единого налога представляет собой стабильный источник государственных доходов, поскольку сумма налоговых платежей не зависит от фактических результатов деятельности предпринимателей. Применение единого налога стимулирует повышение эффективности деятельности индивидуального предпринимателя, так как издержки формирования и уплаты налога минимальны; методика расчета налога предельно прозрачна и проста; создается возможность для оценки перспектив развития бизнеса, поскольку уровень налоговых изъятий является практически стабильным и прогнозируемым.
Изменения коснулись так же и упрощенной системы налогообложения. Прежде всего, отменены системы установления и уплаты патента, а также механизма авансовой уплаты самого налога по упрощённой системе налогообложения. На данный момент предусмотрено ежеквартальная уплата налога при упрощенной системе налогообложения в бюджет исходя из фактического размера выручки, полученной за отчетный период.
Так же снижены ставки с 10 и 8 процентов при применении упрощенной системы налогообложения с уплатой НДС на 8 и 6 процентов соответственно, а так же с 20 процентов до 15 процентов при использовании в качестве налоговой базы валового дохода. Установлены ставки в размере 3 процентов и 15 процентов при реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь и при розничной торговле соответственно.
Снижение ставок налога позволило уменьшить уровень налоговой нагрузки для субъектов малогопредпринимательства, а также выровнять условия налогообложения при применении общей и упрощенной систем налогообложения.
Для субъектов хозяйствования с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении Налоговому Кодексу, при осуществлении деятельности в этих населенных пунктах, предусмотрены ставки налога при упрощенной системе в размере 5% и 3% при уплате НДС.
При применении упрощенной системы учет ведется в одной книге учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения.
Все вышеперечисленные очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, а так же в области налогообложения субъектов хозяйствования, направлены на улучшение делового климата и развития предпринимательства в республике.
Но как показывает практика развития предпринимательства в Беларуси, мало принять хорошее законодательство в области предпринимательской деятельности, необходимо еще обеспечить реализацию его положений. Можно и не запрещать заниматься предпринимательской деятельностью, но установить такие барьеры, которые просто остановят многих желающих организовывать свой бизнес. Фактически одно время такие барьеры были установлены в Республике Беларусь, которые можно в такие группы как:
-
экономические - высокие ставки
налогов, неудобная система
- административные - чрезмерное лицензирование многих видов деятельности, получение иных разрешений, сложная процедура регистрации субъектов предпринимательства, повышенный государственный контроль (надзор) за их деятельностью;
- правовые - сложное и нестабильное законодательство.
Результатом наличия таких барьеров стало сдерживание развития предпринимательства в Беларуси. Вместе с тем, по мере стабилизации экономики, а также приобретения опыта управления экономикой, ориентированной на развитие рыночных отношений, государство стало активно регулировать предпринимательскую деятельность в стране, пытаясь предоставить всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантируя при этом равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Анализируя развитие предпринимательства в Республике Беларусь в условиях поиска путей совершенствования налогообложения индивидуальных предпринимателей, следует обратить внимание на следующие негативные тенденции его развития:
- недостаточное информирование населения республики о роли субъектов малого предпринимательства в экономике, которое приводит к формированию негативного общественного мнения, характеризующего деятельность субъектов малого предпринимательства;
-
наличие нестабильного
- недофинансирование Программ государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь и нерациональное распределение средств по направлениям программ, что ведёт к невыполнению большинства программных целей и задач;
- отсутствие оперативного выявления проблем и негативных тенденций развития субъектов малого предпринимательства, что приводит к медленному и недостаточному поиску способов решения возникающих проблем, что характеризует деятельность Департамента по развитию предпринимательства, созданного для помощи субъектам малого предпринимательства, как неэффективную.
Необходимо упомянуть, так же, об Указе Президента РБ от 29.12.2006 № 760 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», в соответствии с которым с 1 января 2008 года индивидуальным предпринимателям запрещается привлечение наемных работников, не являющихся членами их семей. Желая сохранить свой статус, они были вынуждены уволить в целом по стране около 300 тыс. человек.
Следует отметить, что в Беларуси характерной чертой малого предпринимательства является его полутеневой характер - около половины рассматриваемых субъектов совершают операции, не отражаемые в официальной отчётности. Суть проблемы в основном во внешних условиях деятельности субъектов малого предпринимательства, которая проходила и проходит периоды реформирования, в связи с коренной перестройкой экономики Беларуси, и зачастую далеко не всегда учитывала специфику данных субъектов. К внешней среде относится: законодательная база, налоговая система, информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, которые непосредственно влияют на деятельность субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: принимаются соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях. Для решения задач, поставленных перед государством, в рамках мер по поддержке и развитию малого предпринимательства на 2010 - 2012 годы необходимо продолжать намеченную тенденцию по либерализации условий экономической деятельности субъектов предпринимательства.
Для определения путей совершенствования налогообложения индивидуальных предпринимателей уместно выделить основные преимущества и недостатки различных систем налогообложения, применяемые индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь.
Так целью единого налога с индивидуальных предпринимателей является борьба с уклонением от уплаты налогов со стороны таких налогоплательщиков, деятельность которых непрозрачна в финансовом отношении. Государство вынуждено оценивать их фактический доход и определять соответствующую сумму налогов. Во многих странах к данным налогоплательщикам, как правило, относятся индивидуальные предприниматели. Это справедливо и в отношении Республики Беларусь.
Единый налог имеет ряд преимуществ. Во-первых, он ведет к сокращению уклонения от уплаты налогов и соответственно к более равномерному распределению налоговой нагрузки. Их доход оценивается не на основе данных бухгалтерского учета, а на основе косвенных показателей, таких как вид деятельности, количество работников и т.д. Подобный подход к оценке дохода и определению величины налога не предполагает ведение полноценного бухгалтерского учета. Во-вторых, он представляет собой стабильный источник государственных доходов. Кроме того данная система ведет к расширению налоговой базы, не оказывая при этом негативного воздействия на стимулы к извлечению доходов. В то же время действующая система единого налога имеет и ряд недостатков:
- фиксированные суммы налога не зависят от фактических результатов деятельности индивидуальных предпринимателей. Как следствие, единый налог может стать барьером для входа на рынок и оказывать негативное воздействие на стимулы к получению доходов. Он может удерживать людей от занятия бизнесом, если они считают, что ставка единого налога является слишком большой, а так же предполагают, что у них будут небольшие шансы на получение какой-либо прибыли. По этой же причине данное налогообложение может спровоцировать индивидуальных предпринимателей, получающих слишком маленькую прибыль, к прекращению предпринимательской деятельности;
- применение повышающего коэффициента к установленным ставкам единого налога при реализации импортного товара независимо от и удельного веса в торговом ассортименте. Фактически данный коэффициент используется для защиты отечественных производителей, что может быть особенно актуально для стран с переходной экономики. Однако подобная защита должна осуществляться посредством импортных пошлин и других мер внешнеторговой политики. Кроме того, юридические лица не сталкиваются с подобными ограничениями, что ведет к несправедливой конкуренции между индивидуальными предпринимателями и более крупным бизнесом.
В целом данная система налогообложения удобна и имеет ряд преимуществ, однако существуют определенные возможности ее совершенствования.
В
системе уплаты единого налога стоит
расширить перечень видов деятельности,
при осуществлении которых
Преимущества упрощенной системы налогообложения:
- при применении упрощенной системы налогообложения индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налогов, сборов (пошлин), указанных в Налоговом кодексе. Вместо указанных налогов уплачивается налог при упрощенной системе налогообложения в размере 8 процентов — для индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость; 6 процентов — для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость; 3 процента — для индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь; 15 процентов — для индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход;