Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 18:37, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели решен комплекс задач:
- рассмотрены вопросы становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь;
- рассмотрены особенности организации деятельности индивидуальных предпринимателей и их специфику в налогообложении;
- рассмотрена структура налогов и сборов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями;
- дана оценка действующей системе налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей;
- определены направления развития предпринимательства в Республике Беларусь;
- выработаны предложения по совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Введение…………………………………………………………………………...
1Теоретические основы налогообложения индивидуального
предпринимательства……………….....................................................................
1.1 Экономическая сущность налогов и налогообложения….………..……… .
1.2Становление и развитие предпринимательства в Республике
Беларусь………………………………………………………………………….
1.3Особенности организации деятельности индивидуальных
предпринимателей и их специфика в налогообложении………………………
2 Действующие системы налогообложения индивидуальных
предпринимателей в Республике Беларусь………………………………….
2.1Общий порядок налогообложения индивидуальных
предпринимателей……………………………………………..………………...
2.2Упрощенная система налогообложения индивидуальных
предпринимателей……………………………………………………..………..
2.3Система уплаты единого налога индивидуальных предпринимателей…...
3 Проблемы и пути совершенствования действующей системы
налогообложения индивидуальных предпринимателей
в Республике Беларусь…………………………………....................................
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
- сокращение документооборота, а так же освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета. У индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения есть возможность использования упрощенной системы бухгалтерского учета (с применением книги учета доходов и расходов). Такое преимущество предполагает возможность отказа от ведения налогового учета расходов, что может существенно упростить учет и, соответственно, сократить трудозатраты плательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения с уплатой налога по ставке 8 процентов. При этом исключаются ошибки при формировании налогооблагаемой базы, поскольку расходы плательщиков не влияют на величину этой базы.
К недостаткам упрощенной системы налогообложения можно отнести:
- ограничение круга лиц, которые могут применять упрощенную систему налогообложения;
- ограниченный перечень расходов, при определении валового дохода для субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю и использующих в качестве налоговой базы валовой доход;
- ограничение суммы выручки, при которой сохраняется применение упрощенной системы налогообложения.
Исходя
из перечисленных недостатков
При упрощенной системе налогообложения возможно следует сократить перечень видов деятельности, при осуществлении которых субъекты хозяйствования не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Необходимо увеличить предельный размер валовой выручки для возможности применения упрощенной системы налогообложения, что позволит привлечь к налогообложению по упрощенной системе налогообложения большое количество субъектов предпринимательства
Возможно, стоит рассмотреть вопрос об учете дополнительных расходов при определении валового дохода для субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю и использующих в качестве налоговой базы валовой доход.
А так же стоит рассмотреть вопрос о возможности использования в качестве налоговой базы валовой доход при осуществлении оптовой торговли. На данный момент валовой доход в качестве налоговой базы могут использовать те субъекты, которые осуществляют розничную торговлю. При их желании осуществлять еще дополнительно к своему виду деятельности оптовую торговлю, им придется выручку по данному виду деятельности облагать по ставке 8 процентов, что не выгодно при осуществлении оптовой торговли.
Так же, возможно, стоит предоставить право субъектам предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость, вести упрощенный учет уплаты указанного налога без обязательного ведения учета в общеустановленном порядке.
Так в подоходном налоге, возможно стоит рассмотреть вопрос о том, чтобы исключить подачу налоговой декларации нарастающим итогом, что позволит упростить расчет подоходного налога. А так же данное изменение позволит упростить определение критерия получения дохода, при превышении которого стандартный вычет не применяется.
Кроме изменений, касающихся конкретной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, стоит упомянуть о тех возможностях улучшения, которые относятся ко всем системам налогообложения.
Например, стоит рассмотреть вопрос об отмене ограничения на количество физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями. Возможно, стоит разрешить индивидуальным предпринимателям привлекать для осуществления предпринимательской деятельности помимо близких родственников хотя бы одного работника не из числа близкого родства.
Стоит
отметить, что с 1 апреля 2009 года у
плательщиков, в том числе и
у индивидуальных предпринимателей,
появилась возможность
Пользователями системы электронного декларирования могут стать все плательщики – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, желающие использовать электронный способ подачи деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в налоговые органы.
Плательщики – юридические лица либо индивидуальные предприниматели должны установить программное обеспечение АРМ-"Плательщик" (АРМ – автоматизированное рабочее место), необходимое для подготовки и передачи электронных налоговых деклараций. Получить программное обеспечение (на безвозмездной основе) можно в налоговых органах либо на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Вместе с программным обеспечением передается инструкция по его установке и инструкция для пользователей.
Подготовить и передать налоговую декларацию (расчет) в виде электронного документа можно с помощью установленной программы либо непосредственно на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Заполненная плательщиком декларация в электронном виде защищена от многих ошибок, например, программа не позволит отправить декларацию, содержащую счетную ошибку, а также имеет высокий уровень защиты, так как для подписи деклараций используется электронная цифровая подпись. Декларации без электронной цифровой подписи налоговыми органами к рассмотрению не принимаются.
При
передаче электронной налоговой
декларации с помощью программных
и технических средств днем ее
представления считается дата ее
отправки, то есть при отправке декларации
до 24 часов последнего дня срока
ее представления она будет
Таким образом, данный вид представления налоговых деклараций существенно сокращает затраты времени на подготовку налоговых деклараций, упрощает взаимодействие плательщиков с налоговыми органами, а так же сокращает документооборот. Кроме того, при подготовке декларации существует реальная возможность избежать арифметических и логических ошибок, заполнить формы деклараций соответствующие действующему законодательству, в любое время суток отправить заполненную декларацию в налоговую инспекцию и в течение следующих суток получить подтверждение о принятой декларации с электронно-цифровой подписью инспектора.
Но для усовершенствования данной услуги необходимо внести некоторые изменения.
Например, необходимо расширить перечень документов, которые можно представлять в электронном виде, так как кроме налоговых деклараций плательщикам необходимо предоставлять в налоговый орган и другие отчеты.
Возможно, стоит рассмотреть вопрос о снижении стоимости данной услуги, так как при ознакомлении индивидуальных предпринимателей с данной услугой, у большинства из них возникают нарекания по вопросу высокой стоимости услуги. Ведь многим индивидуальным предпринимателям необходимо представлять декларации только 4 раза в год, поэтому стоимость делает подключение к данной услуге не нецелесообразным.
Данные изменения при предоставлении услуги электронного декларирования привлекут большее количество плательщиков для подключения к электронному декларированию.
Реформирование налоговой системы, кроме совершенствования законодательства, должно также включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.
Практика провидения со стороны налоговых органов контрольных мероприятий показывает, что существует категория предпринимателей и незарегистрированных физических лиц, которая осуществляет деятельность в сфере услуг без наличия постоянного места, например: ремонт квартир, строительство, установка окон и дверей, изготовление мебели по заказам граждан и ряд других бытовых услуг, где осуществлять контроль практически невозможно (контроль за уплатой налогов, наличием наемных лиц, приемом наличных денежных средств). От потребителей поступает очень много жалоб на качество выполняемых работ. Возможно, следует по данным услугам вводить обязательную сертификацию выполняемых работ, а также обязать средства массовой информации принимать заявки на размещение рекламы от данных индивидуальных предпринимателей при наличии согласования размещения рекламы с налоговым органом (после уплаты единого налога), а от физических лиц объявления предпринимательского характера вообще не принимать.
Целесообразно
так же предусматреть, чтобы систематическое
(два и более раза) размещение
объявлений рекламного характера индивидуальными
предпринимателмя являлось доказательством
факта осуществления
Это позволит устранить с рынка услуг недобросовестных плательщиков и обеспечить увеличение поступления налогов в бюджет.
На данном этапе развития предпринимательства в Республике Беларусь имеют место и другие важные проблемы.
Следует обратить внимание на организацию более энергичной работы по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, развитию банковской системы, различных фондов поддержки субъектов предпринимательства Индивидуальные предприниматели должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по защите своих интересов, по любой другой проблеме.
Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого предпринимательства, на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему кредитных гарантий.
Реализация этих и других мероприятий позволит сформировать благоприятную рыночную среду для развития малого предпринимательства и существенно повысить роль данного сектора в экономике Республики Беларусь.
Проведенный сравнительный анализ происходящих изменений показывает, что в любом случае за плательщиком остается право выбора системы, которую он для себя считает наиболее приемлемой. Было бы целесообразным при принятии государственных решений, стратегий своего дальнейшего развития, учитывать интересы всех субъектов экономических отношений. Для эффективности решения поставленных задач требуется немало усилий от всех участников экономического процесса. Ответственный подход к решению общей поставленной задачи приведет в конечном итоге к наиболее эффективному результату.
Таким
образом, у малого бизнеса в Беларуси
имеются широкие перспективы дальнейшего
развития и повышения эффективности деятельности
малых предприятий. Осуществить их – наша
задача.