Фискальная роль ресурсных акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы.
Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.[12]
Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения …………5
1.1 Обзор российского законодательства 5
1.2 Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление 7
1.3 Объекты обложения акцизами 10
Глава 2 Практика акцизного налогообложения в России 13
2.1 Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов 13
2.2 Роль акцизов в федеральном бюджете 18
2.3. Поступления акцизов в 2005 - 2009 гг. в федеральный бюджет РФ………..20
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Котельников Н. Курсовая работа.doc

— 549.50 Кб (Скачать документ)

    В случае с товарами, к которым применяется  специфическая ставка акциза, вопрос об определении налогооблагаемой базы сталкивается с проблемой определения единицы подакцизного товара, к которому применяется акциз. Например, в случае с сигаретами налогооблагаемой единицей может служить либо пачка, либо определенное количество сигарет, либо вес сигарет.

    Как правило, в состав налогооблагаемой базы подакцизных товаров, к которым  применяется адвалорная ставка акциза, входят лишь таможенные пошлины и таможенные сборы.

    Уплата  акцизов может осуществляться несколькими  способами: с применением акцизных марок; с применением так называемых налоговых бондов — ценных бумаг, эмитированных частными банками и страховыми компаниями, гарантирующих уплату налога по товарам, находящимся на территории склада или производственной территории, в случае, если фактический плательщик не выполнит своих налоговых обязательств; уплата наличным платежом.[18]

    Таким образом от вышесказанного можно  сделать вывод о том, что система  нормативно-правового регулирования акцизного обложения входящий в объект различных продукций должна рассматриваться комплексно: наряду с нормами налогового законодательства в нее входят целый других правовых институтов, составляющих систему государственного регулирования данной сферы.

    1.3. Объекты обложения акцизами

    В соответствии с федеральным законом 06.12.91 №1993-1 «Об акцизах» в РФ акцизами облагаются следующие товары:

  1. спирт этиловый из всех видов сырья;
  2. спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной);
  3. алкогольная продукция;
  4. пиво;
  5. табачные изделия;
  6. ювелирные изделия;
  7. нефть, включая стабилизированный газоконденсат;
  8. бензин автомобильный;
  9. легковые автомобили
  10. отдельные виды минерального сырья. [5]

    При этом не подлежат обложению акцизами:

  • коньячный спирт, спирт - сырец и виноматериалы, производимые по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на предприятиях, прошедших государственную регистрацию согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции";
  • денатурированная спиртосодержащей продукция (денатурированный спиртосодержащая продукция, которая содержит денатурирующие добавки, не исключающие возможность использования ее для производства алкогольной и пищевой продукции, и изготовленная не в соответствии с установленной федеральным органом исполнительной власти нормативной документацией, облагается акцизами в общеустановленном порядке);
  • спиртосодержащие лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также средства, изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;
  • спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе;
  • парфюмерно - косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию;
  • спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащие дальнейшей переработке, прошедшие государственную регистрацию (спиртосодержащие отходы, не подлежащие дальнейшей переработке, облагаются акцизами в общеустановленном порядке);
  • ювелирные изделия (за исключением обручальных колец), являющиеся предметами культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении;
  • подакцизные товары, являющиеся продуктами переработки подакцизных видов минерального сырья, предусмотренные соглашениями о разделе продукции, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

    Налогоплательщики, производящие как облагаемые, так  и не облагаемые акцизами товары, должны обеспечивать раздельный учет затрат по производству и реализации, а также объемов реализации (в натуральном выражении) облагаемых и не облагаемых акцизами товаров. 

    Вывод можно сделать следующий, за всю  историю объекты обложения акцизами продукции, данный налог играл важнейшую роль в налоговой системе России и при этом являлся самым оптимальным способом государственного обогащения, существовавшим когда-либо в распоряжении правительства. На разных исторических этапах развития российского права, акцизы применялись в разных формах, приспосабливаясь к политическим реалиям, однако их финансово-правовая функция оставалась неизменной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Практика акцизного налогообложения в России

    2.1. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов

 

    Плательщиками акцизов по российскому законодательству являются продавцы подакцизных товаров. Тем не менее, акцизы зачастую называют «скрытыми» или «косвенными» налогами, поскольку обычно они перекладываются с продавцов не потребителей через более высокие цены, т.к. во многих случаях умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях мало хороших товаров заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен.

    Используя понятия предложения и спроса, а также эластичности, можно определить, кто реально платит акцизы. Предположим что на рис. 1 показан рынок какой-либо продукции, подлежащей налогообложению, и что равновесная цена без учета налогов составляет 4 условных денежных единицы за единицу продукции, а равновесное количество потребляемых единиц продукции – 15 млн. шт.  

Рис.  1.

     Предположим, что правительство вводит новый  акцизный налог, равный 1 у.е. в расчете на единицу продукции. Поскольку по законодательству РФ акцизами облагаются продавцы (поставщики), тогда этот налог можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В результате этого кривая предложения сместится вверх на величину налога. Продавцы должны теперь заработать на 1 у.е. больше с каждой поставляемой единицы товара, чтобы получить ту же цену, какую они получали до введения налога. Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рис. 1 с положения S до St.

    Новая равновесная цена составит 4,5 у.е. В  данном конкретном случае половину налога платят потребители в виде более высокой цены, а другую половину – производители в виде более низкой цены после уплаты налогов. Потребители и производители делят налоговое бремя поровну; производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами.

     Из  графика видно, что распределение  налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения. Данный вывод  иллюстрируется следующими графиками.

     На  рис.2 видно, что при эластичном спросе большую часть времени берет нас себя продавец (производитель). При этом значительно сокращается производство облагаемого акцизами продукта.

Рис.  2

     При менее эластичном спросе большую  часть бремени берет на себя покупатель. Производство остается практически на том же уровне.

Рис.  3

      Чем более эластично предложение, тем  к большему росту цен приводит введение акцизного налога, тем большую часть бремени возьмут на себя покупатели.

Рис.  4

     И, соответственно, наоборот, чем менее  эластично предложение, тем большую  часть налогового бремени возьмут  на себя покупатели.

Рис.  5

      Исходя  из данных графиков можно сделать  выводы о том, в каких случаях  государство должно повышать или понижать налоги. При внесении проектов акцизного налогообложения по конкретному товару целесообразно ввести обязательный анализ эластичности спроса и предложения по каждой группе облагаемых товаров. В настоящий момент, когда государство нуждается в увеличении налоговых поступлений, зачастую ставят вопрос о повышении ставок акцизов на те или другие товары. На графиках ясно видно, что повышение ставки акцизов далеко не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений. Увеличение налогов возможно только в случае неэластичного спроса. Справедливости ради нужно отметить, что немалая часть подакцизных товаров как раз относятся к группе товаров неэластичного спроса, это прежде всего акцизы на бензин, нефть,  газ (для внутреннего потребления) и недорогие табачные изделия. Но в то же время введение акцизов на такие товары как пиво, автомобили, вина,  экспортируемые нефть и газ может самым отрицательным образом сказаться на величине поступлений в бюджет.

      Но  помимо того, что уменьшаются доходы продавцов (производителей) и увеличиваются расходы потребителей на сумму равную площади прямоугольника acef, вторым эффектом введения налога будет уменьшение равновесного количество производимой и потребляемой продукции. Тот факт, что до введения налога спрос и предложение были на 2,5 млн. ед.  больше, означает, что выручка от них превышала издержки производства. Это можно увидеть из следующего простого исследования. Сегмент ab кривой спроса D на рис.1 демонстрирует готовность платить – предельную выручку – за каждую из 2,5 млн. ед., купленных до введения налога.  С другой стороны, сегмент cb кривой предложения S отражает предельные издержки на каждую единицу продукции. Мы видим, что для всех 2,5 млн. ед. за исключением самой последней предельная выручка превышает предельные издержки. Ухудшение благосостояния, связанное с недопроизводством этих 2,5 млн. ед. продукции показано треугольником abc. Этот треугольник указывает на избыточное налоговое бремя или потерю эффективности для общества, которые являются результатом введения налога.

      Таким образом, все налоговое время, которое  несет общество, превышает 12,5 млн. у.е., фактически полученных государством в  виде налогов. Общие издержки налогоплательщиков состоят из налоговых поступлений efac плюс треугольник abc -  чистую потерю для общества.

      Во  многих случаях задачи налогообложения  могут быть более важными, чем  минимизация избыточного налогового бремени. Ярким примером может служить стремление сократить потребление таких общественно вредных продуктов как водка и табак. Но и в этом случае слишком высокие акцизные ставки приводят к нелегальному производству и продаже подакцизных продуктов, увеличению преступности и переходу на потребление некачественных заменителей.

      Как и распределение налогового бремени, величина избыточного налогового бремени  зависит от эластичности спроса и  предложения: чем эластичней спрос  или предложение, тем больше избыточное налогообложение.

Любое обсуждение принципов платежеспособности и налогообложения получаемых благ приводит в конечном счета к вопросу  о налоговых ставках и о  способе изменения ставок по мере роста дохода плательщиков данного  налога.[9]

     Налоги  обычно делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Так, налог считается  прогрессивным, если его средняя  ставка повышается по мере возрастания  дохода, - регрессивным, если средняя  налоговая ставка понижается, и –  пропорциональным, если ставка остается неизменной, независимо от размера дохода. Это определение базируется на соотношении между ставкой налога и доходом по причине того, что все налоги – независимо от того объекта налогообложения, - в конечном счете выплачиваются из чьего-либо дохода.[10]

     На  первый взгляд кажется, что акцизы являются пропорциональным налогом. Однако на деле по отношению к доходу они являются регрессивными. Причина регрессивности этого налога заключается в том, что он затрагивает значительную часть дохода малообеспеченных слоев населения в отличие от дохода высокооплачиваемых слоев. Последние могут избежать налога на часть своего дохода, которая откладывается в виде сбережения, в то время как бедная часть населения не имеет возможности делать сбережения.

     С другой стороны существует некоторый  набор подакцизных товаров, покупаемых практически всеми. К таким относятся  алкогольная и табачная продукция, а также бензин, составляющие весьма внушительную долю в общем объеме собираемых акцизов. С ростом благосостояния расходы на данную продукцию редко значительно увеличиваются и меняют свою структуру. Состоятельные люди начинают, например, потреблять вино вместо крепких ликероводочных изделий. При этом акцизы выплачиваемые данными людьми даже сокращаются вследствие того, что акцизы на вино меньше, чем на водку. Можно сказать, что с ростом благосостояния, доля акцизов в доходах в абсолютном выражении не только не увеличивается пропорционально доходам, но может даже уменьшаться.[11]

    Таким образом, от вышесказанного следует сделать вывод о том, что для акцизов, как разновидности косвенных налогов, характерно различие законодательно определенного налогоплательщика и фактического плательщика налога — потребителя товаров (услуг), правовой статус которого не регламентируется в налоговом законодательстве. «Фактические плательщики» акцизов не являются участниками налоговых правоотношений, поскольку не наделены соответствующими правами и обязанностями. Они выступают стороной гражданско-правовых отношений, возникающих при приобретении товаров (услуг), операции с которыми признаются объектом налогообложения акцизами.

2.2. Роль акцизов в федеральном бюджете

      Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в  федеральный бюджет. Так, в 1999 году законом «О федеральном бюджете» было установлено, что 100% акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке, акцизов на природный газ, бензин автомобильный, легковые автомобили, акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ, и 50% акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, будут перечисляться в доход федерального бюджета.[8]

Информация о работе Фискальная роль ресурсных акцизов