Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:54, курсовая работа
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы.
Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.[12]
Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения …………5
1.1 Обзор российского законодательства 5
1.2 Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление 7
1.3 Объекты обложения акцизами 10
Глава 2 Практика акцизного налогообложения в России 13
2.1 Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов 13
2.2 Роль акцизов в федеральном бюджете 18
2.3. Поступления акцизов в 2005 - 2009 гг. в федеральный бюджет РФ………..20
Заключение 30
Список литературы 32
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ)
в 2009 году поступило в федеральный бюджет 982 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 888 млрд. рублей.
По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 263 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2009 году поступило 52 млрд. рублей, что на 19% меньше, чем в 2008 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 89 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.
В
территориальные фонды
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что система акцизного налогообложения
- наиболее удобна для мобилизации доходов
в казну финансово-правовой механизм,
позволяющий оперативно и регулярно аккумулировать
необходимые для функционирования государства
крупные суммы, а также в нем заложены
возможности воздействия на финансовую
систему, т.е. стимулирование или сдерживание
общественных отношений в сфере производства
тех или иных товаров, и возможности регулирования
потребления.
Заключение
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.
В
настоящий момент акцизы выполняют
в большей своей части
Законодательная
база в сфере акцизов еще
Можно
сделать следующий вывод, акцизы
выступают одними из немногих рычагов
воздействия государства на экономические
процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование
налогообложения в сфере акцизов является
одним из важнейших условий улучшения
экономической ситуации, пополнения
федерального и региональных бюджетов.