Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определение понятия налогового контроля и его классификация по различным основаниям;
проведение подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового контроля;
определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;
определение методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности;
выявить имеющиеся проблемы в реализации налогового контроля посредством приведенных форм;
предложить возможные пути решения.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность налогового контроля……………………………..……5
1.1 Понятие и виды налогового контроля………………………………………5
1.2 Принципы налогового контроля……………………………………...……..9
2. Теоретические основы осуществления налогового контроля…………….14
2.1 Форма налогового контроля…………………………………………….…14
2.2 Методы налогового контроля………………………………….…………..22
3. Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками…………………………………….……………………26
3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов……………………………………………….………………………….26
3.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования……………………………………………………….…....31
Заключение…………………………………………………………………...…39

Работа состоит из  1 файл

ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО РОЛЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.docx

— 269.33 Кб (Скачать документ)

     Итак  отметим следующие методы налогового контроля, которые различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

     Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:

  • формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
  • сплошное и выборочное наблюдение;
  • истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
  • анализ документов».

     Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:

  • допрос свидетелей,
  • исследование документов,
  • получение объяснений (допрос свидетелей),
  • осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,
  • вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  • сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,
  • экспертиза и экстраполяция.

     Формальная, логическая и арифметическая проверка документов:

  • Формальная проверка документов подразумевает выявление дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия неоговоренных исправлений, дописок текста и цифр, уточнения подлинности подписей должностных лиц и т.д. Так определяется наличие доброкачественных и недоброкачественных документов;
  • Логическая проверка документов позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями.
  • Арифметическая проверка документов предусматривает проверку правильности выполнения налогоплательщиком отдельных действий и подведение итогов по отдельным документам, при этом происходит повторении тех же арифметических действий, которые были применены при исчислении цифровых данных лицами, составившими тот или иной документ.

     Истребование  документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о  конкретных сделках. «Данный метод был введен в Налоговый Кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, заменив понятия встречная проверка, однако «это вовсе не избавило налогоплательщиков от обязанности предоставлять инспекторам информацию о своих контрагентах».

     1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте  или информации о конкретных  сделках может осуществляться  только во время проведения  либо выездной, либо камеральной  налоговой проверки.

     2. «Требовать документы инспектор  может только в письменной  форме. Направлять налогоплательщику запрос вправе только «своя» налоговая, если такой документ пришел напрямую из налоговой контрагента, то его тоже можно не исполнять».

     3. Запрос инспектора должен быть  обязательно мотивирован. Закон  разрешает налоговикам требовать  документы и вне рамок проверки, если имеется «обоснованная необходимость  в получении информации». В  таком случае в требовании  должны быть приведены конкретные  обстоятельства, послужившие основанием  для направления требования.

     4. При запросе должны четко указываться документы (информацию), которые хочет получить инспекция: наименование или реквизиты требуемых документов, либо данные, позволяющие определить сделку, по которой необходимы документы.

     Допрос  свидетеля осуществляет сотрудник налогового органа по месту его пребывания с обязательным занесением в протокол. Свидетелем может считаться любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, однако, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Допрос также может осуществляться с вызовом в налоговые органы

     Осмотр  помещений и территорий, используемых для  извлечения дохода (прибыли) возможен только в рамках выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ) или, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

     Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что осмотр производится в присутствии понятых  и при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении  которого осуществляется налоговая  проверка, или его представитель, а также специалисты.

     При этом обязательным является составление  протокола, присутствие лица, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель и понятые.

     Назначение  экспертизы регламентируется ст. 95 НК РФ. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

     Таким образом, мы рассмотрели, что понимается под формой и методом налогового контроля.

     Под формой налогового контроля понимается совершение конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов посредством проведения контрольных процедур – проведение налоговых проверок – выездных и камеральных.

     Однако  «реализация контрольной деятельности происходит лишь путем применения уполномоченными  органами соответствующих методов  контроля».

     Метод налогового контроля – это способы  осуществления конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, от правильного выбора и  применения которых зависит эффективность  проведения того или иного контрольного мероприятия.

     Из  вышесказанного следует вывод, что  формы и методы налогового контроля – это постоянно взаимодействующие и дополняющие друг друга наиглавнейшие элементы налогового контроля, от которых, на практике зависит эффективность функционирования и решения задач налогового контроля. 
 
 
 

     3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ. 

     3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов 

     Вопрос  о том, как и с помощью каких  критериев оценивать работу налоговых  органов, по-прежнему остается открытым, хотя разработано и предложено к  использованию немало методик, различных  по информационной базе и целям.

     Первую  группу методик можно условно назвать авторскими. Они подготовлены различными исследователями и являются, по существу, теоретическими разработками, применение которых в практической деятельности налоговых органов затруднительно.

     Вторая  группа методик объединяет те критерии оценки, которые внедряются или когда-либо использовались налоговыми органами.

     Одна  из наиболее используемых методик разработана  и применяется Министерством  по налогам и сборам в городе Москве. Она была предложена для применения всеми вышестоящими инспекциями  МНС, осуществляющими вертикальный (ведомственный) контроль. С помощью  этой методики исследуются и сравниваются уже не только количественные показатели, но и качественные. Предполагается сравнение по следующим показателям:

     Количественные  показатели:

     1. Удельный вес дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений.

     2. Рост дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений (как в абсолютных цифрах, так и по удельному весу в общей сумме налоговых поступлений).

     3. Удельный вес финансовых санкций в сумме дополнительно начисленных платежей.

     4. Удельный вес доначислений по камеральным и документальным проверкам (отдельно) в общей сумме дополнительно начисленных налогов и платежей.

     5. Рост дополнительно начисленных сумм по документальным проверкам (в абсолютных цифрах и по удельному весу в общей сумме доначислений).

     6. Процент взыскания (удельный вес взысканных в общей сумме доначислений).

     Качественные  показатели:

     1. Сумма доначислений на одного работника налоговых органов.

     2. Сумма доначислений на одного документально проверенного налогоплательщика.

     Сравнение также ведется и по другим показателям.

     Методика, разработанная в Министерстве по налогам и сборам г. Москвы (методологическим отделом под руководством профессора Д. Г. Черника), лежит в основе многих методик региональных ИМНС, которые иногда дополняют ее «своими» показателями.

     Сопоставление количественных и качественных показателей  различных инспекций позволяет  вполне объективно оценить организацию  контрольной работы, акцентировать  внимание на «узких» местах и нацелить коллективы на решение выявленных проблем. Сопоставление данных нижестоящей  инспекции МНС и вышестоящей  позволяет определить эффективность  работы нижестоящей налоговой инспекции.

     В данной методике используется немалое  число как количественных, так  и качественных показателей. В этом ее неоспоримое достоинство. Другим достоинством является возможность  ее использования при анализе  проблемных участков работы налоговых  органов, сравнения результатов  конкретных инспекторов, инспекций  и т.п. А недостаток ее состоит  в применении большого количества сравниваемых показателей для анализа эффективности работы налоговых органов. Причем, каждому налоговому инспектору (инспекции) присваивается место (балл) с учетом «весомости» конкретного показателя. Таким образом, сравнение осуществляется по всем рассчитываемым показателям на основе присвоенных баллов. Неизбежный субъективизм оценки «весомости» конкретных показателей контрольной работы налоговых органов – второй недостаток данной методики.

     Взяв  за основу предложенную профессором  Д. Г. Черником методику оценки эффективности контрольной работы налоговых органов, Министерство по налогам и сборам РФ разрабатывает и ежегодно уточняет общие рекомендации, содержащие в основном количественные показатели. Многие налоговые инспекции субъектов Федерации рассчитывают такие показатели по предлагаемой методике и применяют их для рейтинговой оценки нижестоящих налоговых инспекций.

     Методика, применяемая в настоящее время, включает:

     – общую оценку показателей эффективности контрольной работы;

     – оценку показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок;

     – оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок;

     – оценку работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, не представляющими в налоговые органы налоговую отчетность или представляющими «нулевую» отчетность.

     Для оценки работы управлений МНС России по субъектам Федерации предусмотрены  следующие критерии.

     1. По общей оценке показателей эффективности контрольной работы.

     2. По оценке показателей организации и проведения камеральных проверок.

     3. По оценке показателей организации и проведения выездных проверок.

     4. По оценке работы с организациями, не представляющими в налоговые органы отчетность или представляющими «нулевую» отчетность.

Информация о работе Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушениях