Характеристика и задачи налоговой политики на современном этапе в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:31, реферат

Описание

Налоговая политика является одним из основных инструментов бюджетной политики, привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Она зафиксирована в законах, Налоговом кодексе Российской Федерации, нормативных актах и других документах и призвана стимулировать воспроизводственные процессы народном хозяйстве.
Налоговая политика реализуется государством на всех этапах развития экономики через предоставление и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, которые стимулируют развитие одних видов деятельности и свертывание других, введение одних налогов и сборов и упразднение других.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3-4
1. Понятие налоговой политики государства и методы её осуществления……………......................................................................5-13
2. Сущность налоговой политики в РФ…………………………………13-15
3. Развитие налоговой системы в России………………………………..15-19
4. Перспективы развития налоговой политики ………………………....20-22
5. Особенности налоговой политики
5.1Налоговое планирование……………………………………….23-26
5.2Налоговая реформа………………………………………...…...27-28

Работа состоит из  1 файл

1444.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

КАФЕДРА «НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Налоги и налогообложение»

 

на тему

 

«Характеристика и задачи налоговой политики на современном этапе в России»

 

 

Вариант № _26 _

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. IV курса гр.__548______

__Оганесян Л.О.

Ф.И.О.

                                                                         Проверил: _Е.В. Боровикова 

             К. Э. Н.

Должность         Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2007 г.

 

 

 

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………….3-4

1.      Понятие налоговой политики государства и методы её осуществления……………......................................................................5-13

2.      Сущность налоговой политики в РФ…………………………………13-15

3.   Развитие налоговой системы в России………………………………..15-19

4.   Перспективы развития налоговой политики ………………………....20-22

5.      Особенности налоговой политики

5.1Налоговое планирование……………………………………….23-26

5.2Налоговая реформа………………………………………...…...27-28

Заключение ………………………………………………………..............29-30

Список использованной литературы ……………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Налоговая политика является одним из основных инструментов бюджетной политики, привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Она зафиксирована в законах, Налоговом кодексе Российской Федерации, нормативных актах и других документах и призвана стимулировать воспроизводственные процессы  народном хозяйстве.

     Налоговая политика реализуется государством на всех этапах развития экономики через предоставление и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, которые стимулируют развитие одних видов деятельности и свертывание других, введение одних налогов и сборов и упразднение других.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр.

Финансово-бюджетная система  включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной “кровеносной артерией” финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, налоговую систему. Государственный бюджет и налоги, являются главными средствами мобилизации и расходования ресурсов государства, дают политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.

    Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы, бюджетной и налоговой политики общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось установление общих принципов бюджетного и налогового законодательства и правовые основы функционирования бюджетной и налоговой системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение  налоговой системы и налоговой политики,  теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования  налогового механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

    

 

 

1.      Понятие налоговой политики государства и методы её осуществления

          Переход России к рынку актуализировал проблему взаимоотношений государства и экономики. Социально-экономические проблемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства в российской экономике. Одним из основных рычагов государственного регулирования экономических процессов из всего комплекса финансовых инструментов является налоговая политика.

     Налоговая политика — многоаспектная категория, непосредственно связанная с взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями.

    В доперестроечной России создавалась иллюзия, что налоговая система играет чисто прикладную роль: с ее помощью государство аккумулирует финансовые ресурсы, необходимые для реализации его функций. В этой связи давалась узкая трактовка налоговой политики. Так, в финансово-кредитном словаре отмечалось, что «налоговая политика — это система мероприятий, проводимых государством в области налогов».

    В действительности понятие налоговой политики выходит за рамки мероприятий в области налогов. Проводя налоговую политику, государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствует ускоренному росту одних отраслей экономики по сравнению с другими, влияет па инвестиционную политику и структурную перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту.

    Некоторые современные ученые сводят налоговую политику к законодательным актам, упуская из виду ее экономическую роль.

    Более широкую трактовку налоговой политики, исходя из сущности налогов, их места и роли (не только фискальной, но и экономической) в обществе, дает В.Г. Князев: «Налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране».

    Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

 

Налоговый механизм

Ст. 57 Конституции РФ коротко и ясно гласит: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговым Кодеком Российской Федерации определены такие налоги и сборы, которые не препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав.

В налоговой политике любой страны важную роль играет налоговый механизм, который представляется как совокупность правил налогообложения, устанавливаемых государством законодательным путем. Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налог, в каком объеме, что подлежит налогообложению, в каких единицах измеряется объект налогообложения, из каких доходов уплачивается налог, поэтому все налоги имеют экономическое обоснование. Все налоги и сборы, определенные Налоговым Кодексом Российской Федерации, не ограничивают свободное перемещение по всей территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), денежных средств и не препятствуют законной деятельности налогоплательщика.

Вся совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, прядок их взимания и регулирующие отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств - это налоговое право. Налоговое право определяется общественно-экономическим строем государства, его задачами и функциями. Налоговое право содержит специальные нормы (элементы закона о налоге или налоговую модель), устанавливающие по каждому налогу субъектов налогообложения или основание для взимания налога, ставку налога или его норму, порядок исчисления и взимания налога, сроки уплаты, льготы по налогу, ответственность плательщиков, порядок обжалования действий органов взыскания, связанных с исчислением и взиманием налогов.

За налогоплательщиком закреплено право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам законодательства о налогах и сборах (ст. 21 Налогового Кодекса Российской Федерации). Донная норма вменена в обязанность налоговых органов.

При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:

1)     фискальную — мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;

2)     экономическую — целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ;

3)     социальную — относительная ликвидация при сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;

    4)экологическую — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, таки к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации на своих территориях;

5)              контрольную — за счет проведения выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение
налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-
тактических и стратегических решений в области планирования
как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий и страны в целом;

6)              международную - укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.

  Первый тип — политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

   Второй тип — политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.

   Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются па увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.

При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ стал реализовываться первый  тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким масштабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства.

Информация о работе Характеристика и задачи налоговой политики на современном этапе в России