Имущественные налоги в системе налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание

Цель работы является рассмотрение имущественных налогов с физических лиц, организаций а так же системы кадастрового учета.
Задачи:
1) определить сущность и особенности имущественного налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

Для некоторых категорий налогоплательщиков налоговую базу уменьшают на необлагаемую налогом сумму (10 тыс. руб.) в отношении участков, находящихся в собственности, постоянном бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении. Это касается Героев СССР, Героев РФ, инвалидов детства, ветеранов и инвалидов ВОВ, а также других граждан. Для уменьшения налоговой базы необходимо предъявить документ, подтверждающий право на такую льготу. Представительные органы муниципальных образований могут определить необлагаемую налогом сумму в размере более 10 тыс. руб.

Конкретные налоговые ставки устанавливают представительные органы муниципальных образований. Законодательством предусмотрены ставки налога, которые нельзя превышать.

Сумму налога исчисляют по истечении налогового периода как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы.

Налогоплательщики -  организации и индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности) самостоятельно рассчитывают сумму налога. Названные лица представляют налоговую декларацию по месту нахождения земельного участка. Декларацию по налогу надо подать не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Конкретные сроки уплаты налога определяют представительные органы муниципальных образований. В любом случае эти сроки для организаций и индивидуальных предпринимателей не могут быть установлены ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Что касается других налогоплательщиков, то для них налог исчисляют налоговые органы. Данные лица уплачивают необходимую сумму на основании налогового уведомления, которое рассылают налоговые органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Формирование имущественного налогообложения в России.

2.1 Значение и роль имущественных налогов в России

         . Налоговая реформа должна являться непрерывным процессом. Мировой опыт свидетельствует о необходимости регулярного внесения изменений даже в наиболее отлаженные налоговые системы промышленно развитых стран. Необходимость реформирования возникает в процессе адаптации к воздействию внутренних и внешних факторов, изменениям в целях и приоритетах государств. При этом, в промышленно-развитых странах идет процесс перехода к качественно новым организационно-технологическим моделям организации труда, в основе которых роль главного производственного ресурса играют информация и знания. Поэтому крайне важно определить направления по созданию перспективных информационно-коммуникационных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования на основе информационных услуг, что обеспечивает качественно иную организацию труда работников налоговых органов.

Модернизации налоговой системы России соответствуют ключевым направлениям совершенствования налоговых систем передовых стран мира. Необходимо принципиально менять информационные технологии поддержки рабочих процессов налогового администрирования. От позадачного подхода следует перейти к технологии предоставления информационного сервиса поддержки рабочих процессов налогового администрирования.

Модернизация налоговой службы должна всемерно содействовать поставленной Президентом и Правительством задачи по модернизации и диверсификации экономики. Основой этого содействия должен стать постепенный переход к увеличению значения стимулирующей и распределительной функций налогов и снижение значимости их фискальной направленности, что в конечном итоге должно обеспечить переток капитала и изменение нормы прибыли между отраслями и секторами экономики, приводя к ее повышению в передовых высокотехнологичных отраслях и изъятию сверхприбыли из отраслей сырьевой направленности.

Ключевые компоненты модернизации

      Компоненты модернизации Основной эффект

      Укрепление налоговой дисциплины Рост налоговых поступлений

Оптимизация методов работы с налогоплательщиками. Информационное обеспечение налогоплательщиков. Сокращение затрат на контроль за соблюдением налогового законодательства.

Повышение квалификации сотрудников налоговых органов Сокращение персонала, новое качество предоставления государственных услуг.

Внедрение информационных технологий Ускоренное получение и обработка данных, для внедрения объективных и обоснованных решений

Опираясь на имеющийся опыт реформирования налоговой системы, в работе выделены следующие основные направления совершенствования государственного налогового администрирования в Российской Федерации:

упрощение системы бухгалтерского учета, приведение его в вид, максимально близкий к международным стандартам; возможность использования посредников – налоговых консультантов для заполнения и сдачи налоговой отчетности; совершенствование системы автоматизированной обработки деклараций, которая включает в себя: логико-синтаксический и логико-арифметический контроль, соотношение значений полей деклараций с имеющимися в налоговых органах и затребованными данными из сторонних источников; идентификация субъектов налогообложения, полный учет объектов налогообложения;

выявление устойчивых экономических связей между субъектами налогообложения; совершенствование автоматизации учета субъектов и объектов налогообложения в условиях централизации информационных ресурсов налоговых органов; совершенствование процессов анализа и прогнозирования налоговых поступлений, построение экономико-математических, статистических и имитационных компьютерных моделей.

Прогнозирование налоговых поступлений может быть сведено к моделированию динамики базы налогообложения в зависимости от различных макро- и микроэкономических параметров.

Необходимость более активного использования имущества в целях налогообложения и показывается его значительная недооценка с точки зрения формирования доходов бюджета. Имущественные налоги являются одними из наиболее ранних в истории общества благодаря очевидности процессов их администрирования. Объектом являются поддающиеся измерениям и незначительно меняющиеся во времени вещи, а собственник недвижимости заинтересован в сохранении и публичном подтверждении своих прав. Значимость имущественных налогов с древних времен по настоящее время сохраняет свою актуальность для фискальных систем, причем в основе налоговой оценки во всем мире находится рыночная стоимость недвижимости, называемая массовой оценкой для целей налогообложения. Абстрактная стоимость, исчисленная на произвольной основе, уравнивает качественно различную недвижимость и входит в противоречие с принципом справедливости налогообложения.

Можно выделить ряд основных преимуществ перехода Российской Федерации к налогообложению недвижимости на основе ее рыночной стоимости. В отношении налога на имущество организаций применение такой методологии позволило бы более объективно и справедливо учитывать основные средства для целей налогообложения. Учет в налоговой базе имущества, находящегося на балансе в качестве объектов основных средств, в настоящее время зачастую является демотивирующим фактором для осуществления предприятиями затрат на модернизацию и техническое перевооружение. Можно говорить, что по отношению к организациям введение нового налога на недвижимость способствует снижению налоговой нагрузки на бизнес и снятию фискальных ограничений на модернизацию и технологическое совершенствование производства.

Применительно к налогообложению физических лиц изменение методологии расчета, базирующейся на определении налоговой базы исходя из ее рыночной стоимости, можно рассматривать как налог на роскошь. Практикуемая в настоящее время методология исчисления налоговой базы исходит из площадных и конструктивных характеристик объектов капитального строительства, что, по сути, уравнивает в налогообложении престижную элитную недвижимость и рядовые квартиры в типовых домах. При введении нового налога такая ситуация будет исключена, так как рыночная стоимость у качественно различных объектов капитального строительства будет существенно различаться. К преимуществам налогообложения имущества физических лиц на основе рыночной стоимости можно также отнести более рациональное распоряжение имуществом. Ввод нового налога, при котором льготы могут быть предусмотрены только для одного правообладателя в отношении одного объекта недвижимости, позволит за счет роста налоговой базы по вторым, третьим и т.д. объектам правообладателя компенсировать неучтенные доходы физических лиц. Такой подход будет стимулировать владельцев недвижимости к более эффективному ее использованию, включая решения по осуществлению сделок купли-продажи с ней, появление на рынках недвижимости новых объектов, а также содействовать стабилизации демографической ситуации.

В структуре доходов бюджетной системы Российской Федерации имущественные налоги занимают 6,7% и их доля постоянно растет. В структуре доходов региональных бюджетов 14,1 %. В структуре бюджетов муниципалитетов 17,9 %. Отношение поступлений имущественных налогов к ВВП имеет четкую тенденцию роста. В то время, как отношение поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации к ВВП снизилось с 22,6% в 2008 году до 17,4% в 2009 году, отношение имущественных налогов к ВВП выросло с 1,07% в 2008 году до 1,43% в 2009 году. Это связано с ростом стоимости объектов налогообложения, а также проводимой работой по их оценке, идентификации, учету, и формированию объективных баз данных. Динамика поступлений имущественных налогов, как правило, опережает динамику общего объема бюджетных доходов.

Особенно ярко это проявилось на фоне экономического кризиса. Когда налоги, зависящие от мировой конъюнктуры цен и от финансового состояния предприятий,  налог на прибыль организаций, фактически рухнули, имущественные налоги выросли на 20%.

Это обусловлено, тем, что имущественные налоги не зависят ни от экономической конъюнктуры, ни от результатов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов и в период падения экономики оказались наиболее устойчивыми для бюджета.

Кроме того, поступления имущественных налогов в расчете на 1 налогоплательщика по регионам России значительно разняться. Подобная ситуация, прежде всего, свидетельствует о высоком потенциале роста имущественных налогов в Российской Федерации.

На примере промышленно развитых стран, показаны возможности и значение потенциала имущественного налогообложения. Так, например, в США в структуре совокупных налоговых доходов налоги на собственность, занимают 11 %, что превышает российский показатель, который составляет - 6,7%. Налоги на собственность включают: регулярные налоги на недвижимое имущество (93%); налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения (7%). В структуре налоговых доходов муниципалитетов налоги на собственность являются основными и фактически формируют бюджет, занимая – 71,4%. В России этот показатель составляет – 17,9%.

 

2.2 Изучение зарубежного опыта и его адаптации к российским условиям.

       Важнейшим фактором имущественных отношений, является институциональное обеспечение данного процесса. В странах с переходной экономикой, в том числе в России, в системе частной собственности наибольшее внимание уделяется аспектам определения границ прав собственности что, как правило, приводит к громоздкой и неэффективной системе регистрации и защиты этих прав. Защита прав собственности и защита гарантий прав собственности при сделках с недвижимостью требуют существенных усилий и затрат по созданию институтов снижения рисков за счет страхования, контроля точности исполнения сделок, унификации и интеграции систем регистрации. Унификация и интеграция систем регистрации, методология внедрения которых обосновывается в работе, позволит существенно снизить трансакционные издержки сделок с недвижимостью

Государственная регистрация недвижимости должна явиться одним из основных механизмов обеспечения привлечения кредитов и инвестиций. Механизм привлечения средств увеличивает финансовый потенциал страны за счет того, что финансы, вложенные в недвижимость, фактически возрастают на стоимость кредитов и инвестиций. Потенциальная стоимость недвижимости обретает свой реальный финансовый эквивалент. Собственник недвижимости вкладывает эти средства в экономику (на потребление, инвестиции или накопление), вложенные средства начинают работать на экономику, доходы бюджетов растут. Поэтому можно говорить, что в современном мире страна, не сформировавшая кадастр объектов недвижимости, заведомо становится аутсайдером мировой экономики.

Опыт промышленно развитых стран в теории оценки имущества и особенности российской специфики оценки, позволяющие сформировать наиболее оптимальный подход к методологии имущественной оценки для целей налогообложения. Обоснованы и существенно дополнены такие методы оценки как: метод сравнения продаж, затратный метод, метод оценки стоимости земли по остаточному принципу (метод извлечения), метод переноса (покомпонентное распределение стоимости имущества), метод капитализации земельной ренты, метод оценки по общему возрасту/сроку службы и др. При построении института массовой оценки недвижимости в России необходимо развивать такие институциональные элементы как:

- организационно – территориальная единица выполнения работ по массовой оценке объектов недвижимости;

- источники и порядок финансирования работ по массовой оценке недвижимости;

- периодичность проведения работ по массовой оценке недвижимости;

- формирование сведений об объектах недвижимости для целей массовой оценки недвижимости, в том числе о рынке недвижимости;

- стандарты и методология определения рыночной стоимости объектов недвижимости;

- досудебный порядок урегулирования споров о величине кадастровой стоимости объектов недвижимости (результатах массовой оценки недвижимости)

- утверждение результатов массовой оценки недвижимости;

- требования к специалистам в области массовой оценки объектов недвижимости;

2.3 Кадастровая  система в России, особенностями ее формирования

Учет в кадастре объектов недвижимости способствует росту экономики за счет включения в хозяйственный оборот стоимостей объектов недвижимости. Отражение в кадастре официальной информации об объектах недвижимости обеспечивает более эффективную защиту прав собственности.   Совершенствование процессов ведения кадастра ведет к развитию бизнеса за счет упрощения регистрации объектов недвижимости. Хорошо функционирующая система ведения кадастра объектов недвижимости ведет к упрощению и ускорению процедур получения кредита под залог недвижимости (ипотеки). Налоги на недвижимость в основном являются местными налогами, а кадастр объектов недвижимости создает основу стабильного поступления налогов и территориального планирования. Это преимущество относится к условиям успешного развития страны в целом, так как отдельные территории получают возможности для собственного развития.

Информация о работе Имущественные налоги в системе налогообложения