Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:04, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Связь общества, государства и права в данном вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды источников права: санкционированный (правовой) обычай, судебный прецедент, нормативный акт и
Правовые позиции
Не стоит забывать и о таком источнике права, как правовая (юридическая) доктрина – это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. В налоговом праве правовая доктрина понимается как научные труды и теории в области налогового права. Однако здесь стоит рассматривать ее не как самостоятельный источник права, а как одну из основ развития иных источников налогового права.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что к источникам налогового права в России относятся:
1) международные источники:
а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;
б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);
в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;
г) решения международных судов о толковании международных соглашений;
2) Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;
3) специальное налоговое законодательство:
а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним);
б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;
4) общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);
5) подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:
а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);
6) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ;
а) акты по вопросам налогообложения судебных органов:
б) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);
в) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).
Каждый вид источника
налогового права в России имеет
под собой юридическую основу
и закреплен на законодательном
уровне. Одной из главных особенностей
источников налогового права РФ является
то, что при расхождении
3.Источники налогового права за рубежом
В зависимости от правовой системы конкретного государства виды и иерархия источников налогового права может изменяться. Например, в странах, где нормы международного права не обладают приоритетом в отношении норм национального права и применяется норма, принятая во времени последней, расположить парламентский закон можно перед международным договором, и наоборот. Иная ситуация — в условиях правовой системы, где Основной закон закрепляет приоритет норм международного права или норм права ЕС[6, с.90].
В зарубежных странах подзаконные акты занимают заметное место в системе источников налогового права. Это обусловлено необходимостью оперативных действий органов исполнительной власти общей и специальной компетенции, осуществляющих функции управления в области государственных финансов. В европейских странах наиболее часто используемой правовой формой являются акты делегированного законодательства, а в большинстве государств именно министерства финансов принимают необходимые подзаконные акты в сфере налогообложения. При этом в каждом государстве есть свои особенности определения назначения и места подзаконных актов в системе источников налогового права. Например, во Франции подзаконные акты, регулирующие налоговые отношения, могут быть разделены на две группы:
1) акты делегированного законодательства, издаваемые правительством;
2) ведомственные акты, издаваемые Министерством экономики и финансов и, в частности, Генеральной инспекцией по налогам.
В Великобритании важной частью налогового права являются акты делегированного законодательства, принимаемые в форме статутных инструментов. Их можно разделить на две группы:
1) приказы в Тайном совете;
2) правила, приказы, инструкции, принимаемые специализированными органами управления в области финансов.
В государствах англосаксонской правовой
традиции судебная практика всегда определяла
развитие национальной правовой системы.
В этих государствах прецедент является
той исторически сложившейся
формой права, которая во всех его
отраслях и подотраслях, в том
числе и в налоговом праве,
устанавливала ориентиры
В государствах континентальной (романо-германской) правовой традиции место судебной практики в системе источников национального права определяется ведущей ролью закона. Принцип, на котором основано поведение юристов государств континентальной правовой семьи, гласит: не конкретные примеры, а законы имеют юридическую силу.
Систему источников налогового права зарубежных стран можно представить следующим образом (Рисунок 4):
Рис.4. Система источников налогового права в зарубежных странах
Рассмотрим каждый источник налогового права по отдельности.
Конституция является основополагающим
источником налогового права. Она содержит
правовые принципы, определяющие нормативное
регулирование центральных и
местных налогов, устанавливает
правовые основы налоговой деятельности
государства и компетенцию
Принципы, закрепляемые конституцией:
1.общие принципы права
2.принципы налогового права
В системе налогового права федеративного
государства принцип
2. Принципы налогового права:
а) Принцип взимания налогов в публичных целях.
Франция: ст. 13 Декларации 1789г. (Конституция Франции) говорится: «На содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию».
США: ст. 1 Конституции: «Конгресс имеет право: вводить и взимать налоги пошлины, сборы и акцизы для того, чтобы выплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие Соединенных Штатов...» (ч. 8).
В соответствии с данным принципом
финансовые средства, получаемые от установленных
государством налогов, могут использоваться
только для целей государственной
политики. Это положение конституции
является основополагающим для любого
финансового закона, регулирующего
государственные расходы в
б) Принцип справедливого налогообложения.
Этот принцип означает распределение налогового бремени сообразно возможностям налогоплательщиков.
Италия: ст. 53 Конституции устанавливает: «Все обязаны участвовать в государственных расходах сообразно своей налоговой платежеспособности».
США: ст. 1 Конституции гласит: «...Все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединенных Штатах».
Принцип справедливого налогообложения определяет единые правовые условия взимания налога и единые требования к налоговым законам. Налогообложение должно быть единообразным по каждому виду налогов на всей территории государства. На основе этого принципа формируется единая налоговая система. В федеративных государствах единообразие налогов представляет собой необходимое условие не только их эффективности, но и нормального функционирования налоговых систем субъектов федерации [11, с.290].
в) Принцип учреждения налога путем принятия парламентского закона.
Испания: ст. 133 Конституции говорится:
«1. Право инициативы в установлении
налогов принадлежит
2. Автономное сообщество и местные корпорации могут устанавливать и взимать налоги в соответствии с Конституцией и законами.
3. Всякое налоговое преимущество,
касающееся государственного
4. Государственные власти могут
сокращать финансовые
Франция: В ст. 34 Конституции устанавливается: «Законы принимаются Парламентом. Закон устанавливает нормы, касающиеся ставок и способов взимания всякого рода налогов…».
После того как мы сделали анализ источников налогового права в зарубежных странах, можно сделать следующий вывод. Главным различием в иерархии источников налогового права является принадлежность к англо-саксонской или же романо-германской правовой семье. В зависимости от той или иной принадлежности, главным источником будет выступать либо судебный претендент, как в случае с англо-саксонской правовой семьей или же верховенство закона – в случае принадлежности к романо-германской семье. В отличие от России в зарубежных странах международным договорам как источникам налогового права отводится не столь значительная роль, главным же источником является Конституция. По своей сути, источники налогового права в России и за рубежом имеют мало различий, однако в каждой стране имеется своя специфика определения источников налогового права.
Заключение
Подводя итог данной работы
можно сделать вывод, что источник
налогового права являет собой неотъемлемую
часть налоговой системы
Так чем же является источник налогового права? Источник налогового права – это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера. То есть правильнее говорить про источник налогового права в формально-юридическом смысле, который наиболее полно и точно раскрывает суть источника, нежели толкование данного определения в материальном и тем более идеальном смыслах.
Источник налогового права,
как и любой другой источник права,
должен иметь внешнюю форму
В работе были рассмотрены
все возможные формы