Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 10:01, курсовая работа
Проблема источников права лежит в основе любой отрасли права, так как само существование и эффективность юридических норм во многом определяются формами их выражения и закрепления. Налоговое право в этом отношении не является исключением. Вопрос об источниках имеет для него большое теоретическое и практическое значение. Изучение указанной проблемы позволяет не только выявить сущность современного налогового права, но и в определенной степени прогнозировать пути его развития. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы «Источники налогового права». Цель исследования – характеристика источников налогового права.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды источников налогового права 5
Понятие источников налогового права 5
Система источников налогового права
Глава 2. Характеристика отдельных видов источников
налогового права 13
2.1 Решения Конституционного Суда РФ как источник
налогового права 13
2.2 Нормы международного права и международные
договоры РФ как источники налогового права 16
Налоговое законодательство 20
2.4 Проблемы налогового законодательства 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 29
Одним из наиболее распространенных договорных инструментов в сфере налоговых правоотношений являются двусторонние и многосторонние соглашения об избежании двойного налогообложения при наличии источников доходов в разных странах. Суть данного соглашения состоит в том, что две или более страны договариваются о том, чтобы дважды не обкладывать налогом одну и ту же налогооблагаемую базу, какая страна и в какой мере будет претендовать на эту базу.
Соглашения об избежании двойного налогообложения регулируют и такие вопросы, как гарантии недискриминации и обмен информацией. Под недискриминацией традиционно понимаются обязательства договаривающихся государств в том, что граждане одного договаривающегося государства или лица без гражданства, являющиеся лицами с постоянным местожительством в этом государстве, не будут подвергаться в другом договаривающемся государстве любому налогообложению или связанному с ним обязательству, иному или более обременительному, чем налогообложение и связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого другого договаривающегося государства или лица без гражданства, являющиеся лицами с постоянным местожительством в этом другом государстве при тех же условиях. Недискриминация, в частности, выражается и в том, что налогообложение доходов или прибыли, которые лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает через постоянное представительство в другом договаривающемся государстве, не будет менее благоприятным в этом другом договаривающемся государстве, чем налогообложение доходов или прибыли, получаемых через постоянное представительство в этом договаривающемся государстве лицами с постоянным местопребыванием в третьих государствах, осуществляющих аналогичную деятельность в таких же условиях. Гарантии недискриминации, закрепленные в праве, являются чрезвычайно важными для рядовых плательщиков, так как распространяются на все налоги и сборы.
И, наконец, Соглашения об избежании двойного налогообложения обязательно содержат механизм устранения двойного налогообложения, который заключается в общих чертах в следующем: если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход, который в соответствии с положениями подписываемого соглашения может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом договаривающемся государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом договаривающемся государстве. Такой вычет, однако, как правило, не должен превышать сумму налога первого договаривающегося государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
К числу международно-правовых источников налогового права следует отнести:
1. Общеполитические
многосторонние акты, в которых
содержатся общие принципы
- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.);
- Европейскую социальную хартию (1961 г.).
2. Двухсторонние
или многосторонние
- Договор
о создании Союзного
- Многосторонний
договор о создании
3. Собственно
налоговые соглашения и
4. Договоры, соглашения и конвенции заключенные СССР с другими странами, не утративших юридическую силу среди них можно назвать:
- Конвенцию
между правительством ССР и
Правительством Испании об
- Конвенцию
между правительством СССР и
Правительством Итальянской
- Соглашение
между Правительством СССР и
Правительством Канады об
- Соглашение
между Правительством СССР и
Правительством Малайзии об
2.3 Налоговое законодательство РФ
Налоговое законодательство РФ— совокупность норм, содержащихся в законах РФ и принятых на их основе законах субъектов Федерации, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.
Проблема
состава налогового законодательства
относится к разряду принципов
налогообложения. Вопрос о включении
норм о налогообложении в
В п. 1 ст. 1 части первой НК РФ определено, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. А п. 5 ст. З части первой НК РФ закрепляет, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом. Эта же идея выражена в п. 2 ст. 12 части первой НК РФ, согласно которой федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
В качестве гарантии выполнения данного правила НК РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3).
Однако проблема до конца все-таки не решена. Налоговый кодекс РФ — федеральный закон, а не федеральный конституционный закон. Поэтому, в принципе, не исключена ситуация принятия неналоговых законов, содержащих налоговые нормы. Противоречия этих законов и НК РФ должны разрешаться в соответствии с общими правилами устранения правовых коллизий.
Принятые НК РФ правила об ограничении форм налогового законотворчества нельзя рассматривать только как моральное обязательство, законодателя, от которого он вправе отказаться в любой момент. В противном случае закон теряет свою ценность как обязательный для выполнения акт, вводится двойной стандарт: нормы закона обязательны для одних лиц и не обязательны для других.
Поэтому подобные нормы необходимо рассматривать как самообязывающие. Они обязательны для законодателя и подлежат правовой защите. Эта защита основана на конституционно-правовом режиме стабильных условий хозяйствования. Он предполагает, что предпринимателям заранее известно, как и в каких формах устанавливаются условия хозяйствования, в том числе условия налогообложения.
Правовая
защита должна состоять в признании
не соответствующей Конституции
РФ нормы, содержащейся в неналоговом
законе. Несоответствие состоит в
нарушении ст. 8 и 34 Конституции РФ,
гарантирующих право на свободную
предпринимательскую и иную не запрещенную
законом экономическую
Но, с другой стороны, если принят неналоговый закон, содержащий норму о налоге, тот же принцип свободы экономической деятельности может послужить основанием для того, чтобы планировать деятельность на основе этой нормы. Предприниматель не должен сам «ревизовать» законодателя и определять, что какую-то норму закона он обязан или не вправе выполнять.
Приятным
удивлением предпринимателя, узнавшего,
что он пользовался льготой
Выход видится
только в том, что норма о налогах,
содержащаяся в неналоговом законе,
не может не применяться автоматически.
Такая норма должна быть обжалована
в КС РФ, который может признать
ее несоответствующей Конституции
РФ и объявить недействительной с
момента опубликования
2.4 Проблемы налогового законодательства
Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация: с одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой — мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.
Первая
группа проблем - это совершенствование
понятийного аппарата. Известно, насколько
некорректны определения
Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования.
Подведем
итог: никакой другой государственный
орган не обладает такой подробной
информацией о недостатках