Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа
В соответствии с НК РФ участниками налоговых правоотношений со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. К ним относятся: Федеральная налоговая служба России и его территориальные подразделения, т. е. налоговые органы, Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения (таможенные органы), Минфин России и финансовые подразделения субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговых органов
в России 7
1.1 Предпосылки становления налоговых органов 7
1.2 История развития налоговых органов в централизованном
российском государстве 10
1.3 Советский период развития налоговых органов 15
2 Анализ и оценка деятельности налоговых органов РФ и РМ
на современном этапе 19
2.1 Оценка деятельности налоговых органов России 19
2.2 Исследование организационного построения территориальной налоговой
инспекции (на примере ИФНС Октябрьского района г. Саранска) 25
2.3 Анализ организации и проведения налогового контроля сотрудниками
ИФНС Октябрьского района г. Саранска 35
3 Пути совершенствования налоговых органов в РФ и РМ 44
3.1 Совершенствование организации деятельности налоговых проверок
в РФ 44
3.2 Пути повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ 48
3.3 Возможности использования зарубежного опыта организации
деятельности налоговых органов в отечественной практике 51
Заключение 56
По результатам анализа показателей деятельности налогоплательщиков работником, ответственным за его проведение, готовится заключение. Указанное заключение передается в Отдел выездных проверок.
После проведенных мероприятий начинается отбор налогоплательщиков. Целью предварительного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок является формирование списка налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке, а также списка плательщиков, где проведение проверки не обязательно, но вероятность выявления нарушений налогового законодательства является наибольшей.
Окончательный отбор налогоплательщиков для включения в план проверок начинается с определения количества организаций, которые могут быть проверены в течение соответствующего периода. Это количество определяется исходя из средней сложившейся нагрузки на одного налогового инспектора за последние 1-2 года. При этом учитывается, что на проверку крупного налогоплательщика требуется в 2-3 раза больше времени, чем на проверку среднего плательщика.
На основании данных о количестве плательщиков, подлежащих обязательной проверке, определяется количество плательщиков, которые могут быть включены в план по результатам отбора специальными методами и методом случайной выборки.
Метод специального отбора обеспечивает целенаправленный отбор налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых правонарушений оценивается как наиболее высокая. Отбор плательщиков данным методом осуществляется Отделом выездных проверок юридических лиц, на основании анализа сведений, содержащихся в базе данных налоговой инспекции, с учетом предложений Отдела камеральных проверок, других подразделений инспекции, располагающих информацией о плательщиках, поступивших из сторонних источников.
Из отобранной с использованием
специальных методов
Результатом специального отбора является формирование списка таких плательщиков, проверку которых целесообразно организовать в первую очередь.
Определение окончательного перечня организаций, подлежащих включения в план производится после группировки отобранных налогоплательщиков по однородным группам на основе использования методов целенаправленного отбора (по отраслям, видам деятельности, используемым налоговым льготам и т.п.).
Окончательный отбор организаций осуществляется по индивидуальным критериям, определяемым на основе использования знаний и опыта налогового инспектора с учетом особенностей территории, контролируемой ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ.
Исходя из результатов анализа информации о налогоплательщике Отделом выездных налоговых проверок принимается решение о категории выездной налоговой проверки. В зависимости от степени охвата вопросов деятельности налогоплательщика и видов налогов могут выбираться следующие категории проверки: комплексная проверка, которой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщика; тематическая проверка, охватывающая вопросы правильности исчисления и уплаты отдельных видов налогов.
В результате проведения контрольной работы ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ за 2008 год было проведено 86 выездных проверок из них комплексных проверок – 75 или 87,2 %, тематических – 11 или 12,8 %. (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Динамика выездных налоговых проверок, проведенных ИФНС
России по Октябрьскому району г. Саранска РМ в 2006-2008 гг.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Абс. изменение, 2008 г. к 2006 г. |
Проведено выездных налоговых проверок, ед. |
205 |
123 |
86 |
-119 |
в том числе: комплексных |
184 |
104 |
75 |
-109 |
тематических |
21 |
19 |
11 |
-10 |
Из них проверено налоговыми органами самостоятельно |
194 |
110 |
81 |
-113 |
Совместно с органами МВД |
11 |
13 |
5 |
-6 |
в том числе юридических лиц |
9 |
11 |
3 |
-6 |
физических лиц |
2 |
2 |
2 |
- |
Как видим, по сравнению с 2006 г. количество комплексных проверок снизилось на 109, а количество тематических – на 10.
Совместно с органами МВД в 2008 г. было проведено 3 проверки юридических лиц – ООО «Спецмонтажвяладка», ОНО ОПХ «Ялга» и ООО «Мордоввторсырье и 2 проверки индивидуальных предпринимателей. Количество проверок, проведенных совместно с органами внутренних дел за 2008 г. снизилось по сравнению с 2006 г. на 6.
В 2006-2008 гг. количество запланированных и фактически исполненных налоговых проверок снизилось (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Исполнение плана выездных налоговых проверок в ИФНС
России по Октябрьскому району г. Саранска РМ
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |
Проведено выездных налоговых проверок, ед. |
205 |
205 |
123 |
123 |
89 |
86 |
Исполнение плана, % |
100,0 |
100,0 |
96,6 | |||
в том числе: комплексных |
184 |
184 |
104 |
104 |
77 |
75 |
Исполнение плана, % |
100,0 |
100,0 |
97,4 | |||
тематических |
21 |
21 |
17 |
19 |
12 |
11 |
Исполнение плана, % |
100,0 |
100,0 |
91,7 |
Как видим, в 2008 г. план по выездным налоговым проверкам был выполнен на 96,6 %, в том числе по комплексным проверкам – на 97,4 %, по тематическим – на 91,7 %; в 2006-2007 гг. план выполнен на 100,0 %.
Невыполнение плана выездных налоговых проверок в 2008 г. свидетельствует о некотором снижении эффективности контрольной работы налоговых инспекторов Отдела выездных налоговых проверок, что обусловлено большим объемом документов, истребованных у налогоплательщиков для проверки.
При невыполнении плана проведения выездных налоговых проверок в 2008 г. были оформлены следующие документы: объяснительная записка должностного лица, ответственного за проведение проверки соответствующего налогоплательщика, включенного в план; служебная записка начальника отдела, ответственного за проведение соответствующей проверки на имя начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ.
По факту невыполнения плана проведения выездных налоговых проверок начальником инспекции было принято решение о включении непроверенных организаций в план выездных налоговых проверок на 2009 г.
Продолжительность одной выездной проверки составляет от 20 до 60 дней. В случае если в период проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникли обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы (в том числе в случае привлечения сотрудников правоохранительных органов к проведению ранее начавшейся выездной налоговой проверке), начальник ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ выносит решение о внесении дополнений (изменений) в ранее принятое решение.
На основании актов выездных и камеральных проверок составляется Отчет о результатах контрольной работы ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ.
Итак, исследование процесса организации и проведения налогового контроля сотрудниками ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ выявило следующие тенденции. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок организуется Отделами камеральных и выездных проверок. В 2006-2008 гг. количество камеральных проверок, проведенных сотрудниками отдела камеральных проверок, и выявленных в ходе них нарушений, снизилось и составило в 2008 г. соответственно 22537 ед. и 1024 ед. в первом случае снижение обусловлено ростом количество налогоплательщиков, подавших не вовремя декларации, во втором – снижением количества ошибок, выявленных в декларациях. На основе данных об итогах камеральной налоговой проверки и анализа налоговой отчетности Отделом камеральных проверок составляется заключение, передаваемое в Отдел выездных проверок. В 2006-2008 гг. количество запланированных и фактически исполненных налоговых проверок снизилось. В 2008 г. план был выполнен на 96,6 %, в том числе по комплексным проверкам – на 97,4 %, по тематическим – на 91,7 %. По факту невыполнения плана начальником инспекции было принято решение о включении непроверенных организаций в план выездных налоговых проверок на 2009 г. На основании актов выездных и камеральных проверок составляется Отчет о результатах контрольной работы ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ.
3 Пути совершенствования налоговых органов в РФ и РМ
3.1 Совершенствование
организации деятельности
В ходе проведения налоговых проверок налоговые инспекторы должны учитывать все возможности выявления ошибок по вопросам, которые не отражены в плане проверки.
В связи с этим, во время проверки работники налоговых органов должны проводить следующую работу:
Налоговые инспекторы должны знать, что распространенной разновидностью манипуляций с отчетностью является так называемое «очищение своего расчетного счета» путем:
Знание налоговыми инспекторами данных манипуляций повысит эффективность налоговой проверки.
Налоговые инспекторы должны тщательно подходить к проверке подлинности и достоверности документов.
Сомнительными должны считаться документы, чья достоверность малоубедительна. Подлог – это подделка с целью обмана, независимо от того, совершена ли она в корыстных целях или по нерадивости.
Обнаружение подлога может производится путем: арифметической проверки; выявления противоречий в самом документе; выявления противоречий во взаимосвязанных документах, например, в отчетности; выявления противоречий в разных экземплярах одного и того же документа, находящихся в разных организациях, например, платежного поручения.
Информация о работе История становления и развития налоговых органов в России