История становления налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:41, реферат

Описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов с понятия мировой тенденции, её историю, а также принципы, формы налогообложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Раскрыть историю налогов;
· Дать определение налогам и его функциям;
· Раскрыть принципы и классификации налогов;
· Охарактеризовать основные направления и достижения налоговой системы России.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.Экономическая сущность налогов и налогообложения
1.1 История возникновения налогов
1.2 Понятие и функции налогов
1.3 ГЛАВА 2. Принципы и классификация налогов
2.1 Принципы налогообложения
2.1 Классификация налогов
ГЛАВА 3. Налоговая система Российской Федерации
3.1 Становление и развитие налоговой системы в РФ
3.2 Направление совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Налоги.docx

— 45.88 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение 

     ГЛАВА 1.Экономическая сущность налогов и налогообложения

     1.1 История возникновения  налогов

     1.2 Понятие и функции  налогов

     1.3 ГЛАВА 2. Принципы  и классификация  налогов

     2.1 Принципы налогообложения 

     2.1 Классификация налогов 

     ГЛАВА 3. Налоговая система  Российской Федерации

     3.1 Становление и  развитие налоговой  системы в РФ

     3.2 Направление совершенствования  налоговой системы  РФ

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности  воздействия на развитие предпринимательской  деятельности, динамику и структуру  общественного производства, его  размещение. Налоговые сборы и  платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды  денежных средств. Очевидно также, что  источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических  лиц. Из этих средств финансируются  государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

     Так же, с помощью налогообложения  государство может вести экономическую  политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным  отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста  цен. Налоговый механизм выполняет  также функцию перераспределения  доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает  регулятором личных доходов населения  страны.

     Ответственность за сбор налогов с населения страны лежит на Государственную налоговую  службу. Качество её функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны. В тоже время эффективность  работы налоговой службы определяется ещё и совершенством действующего налогового законодательства.

     В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

     Именно  налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, равно как и острой критики.

     Цель  курсовой работы - раскрыть сущность налогов  с понятия мировой тенденции, её историю, а также принципы, формы  налогообложения.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     · Раскрыть историю налогов;

     · Дать определение налогам и его  функциям;

     · Раскрыть принципы и классификации  налогов;

     · Охарактеризовать основные направления  и достижения налоговой системы  России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ  И НАЛООБЛОЖЕНИЯ

     1.1 История возникновения  налогов

     Налоги - это одно из основных понятий экономической  науки. Сложность понимания природы  налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное  и правовое явление реальной жизни.

     Теоретически  экономическая природа налога заключается  в определении источника обложения  и того влияния, которое оказывает  налог в конечном итоге на частные  хозяйства и хозяйство как  единое целое. Следовательно экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения Алиев Б.Хх., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособие. М.: ЮюНИиТИи, 2004..

     Как известно, реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит  от степени развития его демократических  форм.. В свое время П.Прудон, верно, подметил, что " в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

     История свидетельствует, что налоги - более  поздняя форма государственных  доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" ( помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств , и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."

     Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

     Наиболее  известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

     Теория  обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

     Теория  выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина и В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2003..

     В основе этих определений лежит представление  о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа  в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А.Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами".

     Похожая точка зрения на налоги была и у  Д.Рикардо, который называет налог "великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы производству".

     Учение  о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного  характера налога и к появлению  новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

     Теория  жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как "принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей".

     Теория  общественных потребностей отразила реалии последней четверти 19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных". Черник Д.Г. и др. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов. 1998-с256

     1.2 Понятие и функции  налогов

     Налоги - одно из важных понятий экономической  науки. Налог - это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый  с организации и граждан в  форме отчуждения принадлежащих  им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами в бюджет и  внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные  сроки в целях финансового  обеспечения государства и его  территориальных образовании.

     Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

     Система налогов - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенныые пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

     Налоговый механизм - понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств  и методов организационно-правового  характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством  налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются  основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение  конкретных социально-экономических  задач.

     Наиболее  важную роль в налоговом механизме  имеет налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система  льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения  и другие элементы, связанные с  исчислением налогов) Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003

     Теоретический потенциал налога как экономической  категории реализует система  налогообложения, которой свойственны  определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов  потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая  система налогообложения дает представление  о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» уже воспринимается как система экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели - значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. С.84-89.

Информация о работе История становления налоговой системы РФ