Элементы налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения становится налоговая система. Налоговая система находится на стыке всех социально политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит и богатство нации в целом. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.

Содержание

Введение
Глава I. Налог и налогообложение.
Возникновение и исторические аспекты налогообложения.
Глава 2. Сущность, понятие и определение налога.
2.1 Предмет и объект налогообложения.
2.2 Принципы налогообложения.
Глава 3. Элементы налогов.
Заключение:
Список литературы:

Работа состоит из  1 файл

ккр.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Тульский государственный  университет

 

Кафедра финансов и менеджмента

 

 

Налоги и налогооблажение

 

Контрольно-курсовая работа

 

 

 

Элементы налога

 

Выполнила: ______________________________ Замятина Ю.Е.

       группа 720783  

Проверила: ___________________________       Алехин С.Н.

  доц кафедры «ФиМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула, 2011 г.

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Налог  и налогообложение.

Возникновение и исторические аспекты налогообложения.

Глава 2. Сущность, понятие и определение налога.

2.1 Предмет и объект налогообложения.

2.2 Принципы налогообложения.

Глава 3. Элементы налогов.

Заключение:

Список литературы:

 

 

Введение

 

 В современных условиях  одним из важнейших рычагов,  регулирующих финансовые взаимоотношения  становится налоговая система.  Налоговая система находится  на стыке всех социально политических  и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит и богатство нации в целом. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

 Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения,  налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно   правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

  По содержанию фискальной политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ. Налоги – это мощнейшее оружие в руках тех, кто определяет социально политические и кономические ценности государства.

 Налоговая система  современного общества включает  законодательно установленную совокупность  налогов и сборов, уплачивающих налогоплательщиками, а также совокупность органов государственного управления, обеспечивающих контроль за налоговыми поступлениями в бюджетную систему.

  Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

 Налоговые методы  регулирования финансово экономических  отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

 Развитие и изменение  форм государственного устройства  всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы.

 В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.

  Налоговые поступления являются фундаментом любого государства, а налоговая политика – одним из основных элементов государственного воздействия на экономику.

 На долю налогов  приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

 Поэтому, от «качества»  налоговой системы зависят не  только текущие финансовые возможности  государства, но и инвестиционный  потенциал, ёмкость потребительского  рынка и рост экономики в  целом.

 

Глава I. Налог и налогообложение.

Возникновение и исторические аспекты налогообложения.

 

 Налоги как основной  источник образования государственных  финансов известны с незапамятных  времен. Ни одно государство, в  какие бы то ни было времена,  не могло обходиться без взимания налогов со своих граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической культуры, присуще всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

  Еще в XIII XII вв. до Рождества Христова имеется упоминание о подуш ном налоге в Вавилоне. Примерно к этому времени относятся первые известия о поголовном налоге в Китае и Персии. Во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте. Налоги выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и до разделения общества на классы.

 Средства, получаемые  от уплаты налогов, расходовались  на укрепление городов, содержание  армий, строительство кораблей, дорого, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим.

В развитии налогообложения  можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными особенностями.

 Первый период включает  хозяйственные системы древнего  мира и сред них веков и  отличается неразвитостью и случайным  характером налогообложения.

 Первоначально налоги  существовали в виде бессистемных  платежей, носящих преимущественно  натуральную форму: барщина, участие  в походах, продовольствие, снаряжение  для армии.

 По мере развития  и становления товарно денежных  отношений налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армий и дворцов, то со временем они стали основным источником доходов для денежного содержания государства.

 Одной из первых  организованных налоговых систем, многие черты которой находят отражение и в современной системе налогообложения, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии с их достатком, на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении. Сумма налога определялась специально избранными чиновниками.

 В IV III вв. до н.э.  развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных налогов. Однако единой налоговой системы в то время не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства.

 Развитие государственных  институтов Рима способствовало  проведению Кардинальной налоговой  реформы, в результате которой  появился первый всеобщий денежный  налог – трибут. Основным налогом  государства выступил поземельный  налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых, появились и косвенные налоги, например, налог с оборота при торговле рабами.

 Уже в Римской  империи налоги выполняли не  только фискальную функцию, но  и функцию регулятора тех или  иных экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме составляло более 200.

   В Европе XVI – XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи носили характер разовых изъятий. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая и свою прибыль, которая достигала четвертой части цены откупа.

  Второй период развития налогообложения (конец XVII – начало XVIII вв.) характеризуется тем, что налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

 Одновременно с  развитием государственного налогообложения  начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является Адам Смит (1723 – 1790). Он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определения налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика являются показателем его свободы, а не раб ства.

  Третий период развития налогообложения начал свою историю с XIX в. и отличался уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе, наряду с развитием финансовой науки, происходит становление научно теоретических воззрений на природу, проблему и методику налогообложения. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

 Венцом финансовой  науки явились налоговые реформы,  проведенные после первой мировой  войны и полностью обоснованные  научными принципами налогообложения.  Именно тогда была заложена  основа современной налоговой  системы, в которой прямые налоги заняли ведущие позиции.

 В тоже время  необходимо признать, что человечество  до сих пор не при думало  идеальной налоговой системы.  Финансовая наука и сегодня  не может ответить однозначно  на многие вопросы, касающиеся  налогообложения. По степенные  налоговые реформы в развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания оптимальной и обоснованной системы налогообложения. (3,с 5 7)

 Исторические аспекты  развития налогообложения в России.

 Налоги являются  необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

  В конце XVII – начале XVIII вв. начинает создаваться наука о налогообложении как важнейшая часть экономической науки и вообще наук о природе и обществе.

 В практическом  налогообложении в России крупные  преобразования происходили в  период царствования Екатерины  II (1729 1796). Прежде всего она внесла  кардинальные изменения в налогообложение  купечества.

 Подушный налог  на основное население России  при Екатерине II сохранился, но  это был не совсем тот налог,  который ввел Петр I. По указу  от 23 мая 1783 года «подати с мещан  и крестьян по числу душ  полагаются единственно для удобности  в общем государственном счете». Такой счет не должен стеснять плательщиков «в способах, ими полагаемых удобнейшему и соразмерному платежу податей».

   С 1797 года губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.

 В это время в  России прямые налоги в бюджете  уже играли второстепенную роль  по сравнению с косвенными  налогами.

 На протяжении XIX в.  главным источником доходов оставались  государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная по дать.

 Наряду с основными  ставками по прямым налогам  вводились надбавки целевого  назначения, например, надбавки на  строительство государственных  больших дорого, на устройство  водных сообщений.

 Кроме государственных  налогов, взимались и местные.

  В 1863 году в налоговой системе России произошли изменения, связанные с экономическими реформами Александра II. С мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городской недвижимости. Окончательная отмена подушной подати произошла лишь в 1882 году.

 Перед началом Первой мировой  войны финансовое положение России  было довольно устойчивым. По  бюджетной росписи на 1914 год доходы  государства были 3522 млн. руб., расходы  – 3303 млн. руб.

  Но в результате войны с Германией финансовые источники почти иссякли, нарастали темпы инфляции. Хозяйство страны развивалось, и выдерживать бремя новых налогов вряд ли кто был в состоянии. Эмиссия бумажных денег полностью разладила финансовую систему страны.

 После Февральской  революции в 1917 году положение дел еще более ухудшилось. Временное правительство не сумело справиться с экономическими и финансовыми трудностями.

 Несколько наладилась  эта система после провозглашения  новой экономической политики, когда  были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

  В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении перехода к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств при отсутствии какой либо самостоятельности предприятий лишала хозяйственных руководителей всякой инициативы и постоянно подводила страну к финансовому кризису.

Информация о работе Элементы налога