Эволюция налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:57, доклад

Описание

Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физлиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Работа состоит из  1 файл

СРС Налоги 1.docx

— 508.52 Кб (Скачать документ)

       Эволюция  налогов

Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физлиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Взимание  налогов регулируется налоговым  законодательством. Совокупность установленных  налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Доктринальные определения налога

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «налог — стоимость, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих затратах, совершаемых ради него и ради его сограждан».

Бу Свенссон: «налог — это стоимость, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение выгод и имущества между гражданами».

Иван  Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические  пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что  они являются представителями союза, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими затрат».

Николай Тургенев, русский экономист (1818) : «налоги — это суть средства к достижению цели федерации или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

А. А. Исаев (1887) : «налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих издержек государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928) : «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею затрат или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Налоги  как экономическая  категория

Генезис категории налог  в истории экономической  науки

«налог» — это одно из основных понятий  финансовой науки. Сложность понимания  природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременно экономическое, хозяйственное и  правовое явление реальной жизни. Русский  экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность налога: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. Цены) собственно и началась экономическая наука. С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».

Теоретически  экономическая природа налога заключается  в определении источника обложения (капитала, прибыли) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и народное хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога надо искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. Поэтому исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. В свое время П. Прудон, верно, подметил, что «в сущности, вопрос о налоге – есть вопрос о государстве».

По мере своего развития учение о государстве  открывало новые возможности  и для выяснения природы налога. Трудности исследования налога, таким  образом, заключались в том, что  две науки — экономическая  и правовая — занимались налогом, каждая, не считая его «своим». Выделение  финансовой науки в самостоятельную  позволило ей в последней четверти XIX — в начале XX в., используя идеи неоклассической школы и учение о правовом государстве, обосновать необходимость взимания налогов, сформулировать определение налога, словом выяснить природу налога, которая концептуально  не оспаривается и в конце XX в.

«История  налогов показывает нам двоякое  происхождение налога: во–первых, налог, возникший из контрибуции и дани, это — преимущественно налог на побежденных, иностранцев или просто на угнетенные классы, которые нередко принадлежали к другой национальности, чем господствующие классы — налог феодального союза. Второй тип налога, возникший после появления постоянного войска, носит совершенно другой характер, он устанавливается после долгих переговоров с участием различных представительных учреждений, парламентов и т. д. — налог буржуазного федерации».

Налог в  буржуазном союзе стал взиматься  не только со «своего класса», как  при феодализме – с земельного собственника, но также с «чужих классов», то есть с пролетариата и  крестьян и даже преимущественно  с последних.

      История свидетельствует, что налоги — более  поздняя форма государственных  прибылей. Первоначально налоги назывались «auxilia» носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных выгод. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин (1706–1790) мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый».

На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал  внимание К. Маркс: «налог — это материнская  грудь, кормящая правительство. Налог  — это пятый бог рядом с  собственностью, семьей, порядком и  религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов». Когда же население примирилось  с налогами, и они превратились в основной источник государственных  прибылей, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Они основывались на идее невмешательства государства в экономику, на идее непроизводительного характера государственных услуг. Теории давали обоснование налога и его определение.

Наиболее  распространенной является теория прибытка, обмена эквивалентов, услуги–возмездия, которая находится в тесной связи с учением о государстве как результате соглашения между гражданами.

«Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с владычеством договорных отношений. Не отделявшееся от личного хозяйства короля государственное  хозяйство питалось тогда выгодами с доменов (государственное имущество: земля, леса, капиталы), поступлениями налогов и пошлин, которыми покупались военная и юридическая защита и другие функции правительственной власти. При таких условиях теорема обмена услуг является формальным отражением существующих отношений»

Теория  дохода возникла в эпоху просвещения в XVII–XVIII вв., её родина – Франция. Вобан (1707) и особенно Монтескье (1748) рассматривают налог, как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги.

В основе этих определений лежит представление  о договорном происхождении государства. В действительности никакой определенной связи между уплатой налогов  и получаемыми от государства  доходами – нет. Во–первых, здесь нет той добровольности и того свободного соглашения, которые имеют место во всякой купле – сбыту, так что уплата налога ничем не похожа на уплату денег за купленный на рынке продукт. Налоги собираются не на основании соглашения, а в силу принудительной власти государства. При этом нельзя установить, какого–то ни было равенства между суммой налога, уплачиваемого лицом, и той пользой, которую оно получает от деятельности государства. Наконец услуги государства так неопределенны по отношению к отдельным лицам, что они никак не могут получить выражения меновой стоимости. Поэтому определить прибыли, оценить услуги, доставляемые государством индивидууму, крайне трудно.

Особое  место в индивидуалистических теориях  налога занимает классическая школа  в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. Взгляды А. Смита на налог не сгруппированы еще в систему, у него нет даже определения налога, но он первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, А. Смит считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. «Материальное, вещное воззрение на хозяйство, считающее производительным трудом только такой, который овеществляется в предметах, обладающих меноспособностью, такое воззрение должно было стать во враждебное отношение к налогу, окупающему услугу государства, видя в нем отклонение народных ресурсов от содержания производительного труда, а это воззрение имеет своим отцом А. Смита».

С другой стороны, можно заключить, что теория о непроизводительности государственных  услуг не мешает А. Смиту признать налог справедливой стоимостью за оплату услуг государству: «расходы правительства  по отношению к подданным то же, что затраты управления относительно хозяев большого владения, обязанных  участвовать в этих расходах в  размере выгод, получаемых каждым из этого владения». Но теория производительного труда А. Смита ограничивает сферу действия налога. Только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общими сборами со всего союза», т. е. Налогами. Все остальные расходы, связанные «с отправлением правосудия, с содержанием общественных заведений и работ, учреждений общественного образования и религиозного воспитания» должны оплачиваться специальными пошлинами, хотя и здесь А. Смит говорит, что недобор пошлин должен покрываться сборами со всего федерации, налогами.

Внимательное  прочтение А. Смита все же позволило  в последней четверти XIX в. высказать  мысль что, исследуя проблемы налогообложения, А. Смит выступает «приверженцем  принципа, который в современной  литературе носит название принципа эквивалентности или принципа наслаждения», что показывает сходство его с  Т. Гоббсом, который определял налог, как «добровольно отдаваемые наложения». В трактовке налога А. Смит стоял  на позициях теории обмена, эквивалента.

Д. Рикардо, следуя за А. Смитом, придерживается «вещного, материального воззрения на хозяйство» , исключая, таким образом, государственные услуги из разряда производительных издержек. Отсюда и его понимание налога: «Нет налогов, которые не тормозили бы накопление, поскольку нет ни одного налога, который не мешал бы производству. Налоги имеют тот же эффект, что и неплодородная почва, плохой климат, отсутствие ловкости или активности, плохое распределение Рабочих мест, утрата станков» .

В первой половине XIX в. швейцарский экономист  Ж. Симонд де Сисмонди (1773–1842) в своем главном труде «Новые начала политэкономии» (1819) формулирует теорию налога как теорию наслаждения. «доходы распределяются между всеми классами нации, ни один из видов выгоды не должен ускользать от обложения. Граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности. Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем доходам, которые общество им доставляет, и тем затратам, которые оно делает ради них. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих издержках, совершаемых ради него и ради его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности».

Информация о работе Эволюция налогов