Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:57, доклад
Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физлиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы, теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных затрат, как обязанность.
Все эти моменты не могли не произвести полного переворота во взглядах на сущность и характер государственного хозяйства вообще и налогов как его основы. Не было смысла доказывать существование каких–то особых доходов, которые каждый получает от государства, ссылаться на какой–то специальный, заключенный населением контракт. В связи с расширением деятельности государства профита эти стали такими значительными, что уже не укладывались в понятие «услуги».
Теория
жертвы – одна из первых теорий, которая
содержит идею принудительного характера
налога. Саму идею налога как жертвы
мы находим у физиократов при
обосновании единого
С.Ю. Витте
в лекциях, прочитанных Великому
князю Михаилу Александровичу в
1900–1902 гг., определял налоги как
«принудительные сборы (пожертвования)
с профита и имущества
Идея принуждения со стороны государства, идея определенной доли или оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика нашла свое развитие в теории коллективных (общественных) потребностей. Теория коллективных потребностей отразила реалии последней четверти XIX — начала XX в., обусловленные резким ростом государственных издержек и необходимостью обоснования соответствующего увеличения налогового бремени.
Итальянская
финансовая школа развивает взгляды
на природу государства и его
экономическую роль. Ф. Нитти определяет
государство как естественную форму социальной
кооперации, и для человека невозможно
никакое развитие без этой первоначальной
и наиболее важной формы кооперации. В
соответствии со своими взглядами на экономическую
роль государства Ф. Нитти дает и обоснование
налогов: «Имеются неделимые общественные
услуги, как, например, внутреннее спокойствие
и внешняя безопасность, правосудие, общественная
гигиена, охрана территории. Так как в
этом случае не применимы пошлины, то есть
вознаграждение за специальные делимые
услуги, то необходимо, чтобы общие расходы
покрывались налогами». Ф. Нитти вводит
понятие «общественных неделимых услуг»,
платой за которые и являются налоги: «Существуют
коллективные потребности, отличные от
индивидуальных. Удовлетворение этих
коллективных потребностей производится
путем общественных услуг, по природе
своей неделимых и поэтому возмещаемых
гражданами посредством налоговых сборов».
Налог, по Нитти, «есть та часть богатства,
которую граждане дают государству и местным
органам ради удовлетворения коллективных
потребностей».
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2010 гг.
Перевод нашей республики на путь устойчивого развития требует в качестве одной из важнейших составляющих финансового механизма рассмотрения перспектив увеличения доходов государства за счет природно-сырьевой ренты, в связи с чем актуальным является необходимость изъятия природной ренты в доход государства.
В
настоящее время основными
В доходах государственного бюджета около 70% занимают налоговые поступления. Наибольшая доля налоговых поступлений приходится на организации, подлежащие республиканскому мониторингу, включающие 300 крупных предприятий. За период 2008-2010 годы налоговые поступления по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу возросли на 19,6%.
По
остальным плательщикам за 2008-2010 годы
рост налоговых поступлений
Как видно из динамики, за период 2001-2010 годы поступление НДС увеличилось в 4,2 раза. В 2009 году резко уменьшилось поступление НДС, что связано, прежде всего, с влиянием экономического кризиса, со снижением ставки с 13% до 12% и замедлением импорта. В 2009 - 2010 годы стабилизировался темп возврата НДС.
В бюджет от недропользователей поступают следующие специальные налоги: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), рентный налог, налог на сверхприбыль (НСП) и доля РК по разделу продукции.
За
период 2008-2010 годы поступление
специальных налогов от недропользователей
возросло с 684 млрд.тенге до 1580,3 млрд.тенге
( в 2,3 раза). Резкий рост поступлений
в 2010 году против предыдущего периода
объясняется внесением кардинальных изменений
в налоговое законодательство по налогообложению
организаций нефтяного сектора.
Изменение
поступлений в разрезе налогов
видно из нижеприведенной диаграммы.
В 2009 году наблюдается снижение
поступлений специальных
В
нижеприведенной диаграмме отражены
поступления специальных налогов
и экспортной таможенной пошлины
от недропользователей за период 2008-2010
годы. Экспортная таможенная пошлина
на нефть действовала в 2008 году, с 2009 года
по 15 августа 2010 года пошлина не взималась,
так как была установлена нулевая ставка
и, начиная с 15 августа 2010 года, организации
нефтяного сектора уплачивали экспортную
таможенную пошлину на нефть по ставке
20 долларов за тонну. Соответственно, в
2010 году поступления от организации нефтяного
сектора значительно увеличились.
В налоговых поступлениях государственного бюджета акцизы занимают незначительную долю, которая к тому же сокращается. Так, в 2001 году доля акциза в налоговых поступлениях составляла 3,4% , к 2010 году доля сократилась до 2%.
Ниже
приводятся данные по налоговым
поступлениям, коэффициентам налоговой
нагрузки по предприятиям, подлежащим
республиканскому мониторингу, в разрезе
видов экономической
Коэффициент
налоговой нагрузки (далее - КНН)
определен путем соотношения
сумм налоговых поступлений к
оборотам по реализации отдельно по
видам экономической
Как
видно, КНН в целом по предприятиям,
подлежащим республиканскому мониторингу,
за 9 месяцев 2010 года возрос против аналогичного
периода предыдущего года с 12,5 до
16,4%. Рост КНН по добыче сырой
нефти и природного газа с 31,5 до 37,0%,
по добыче металлургических руд с 9,7
до 15,2%, по металлургической промышленности
и производству готовых металлических
изделий с 5,7 до 8,9%, по добыче угля с
11,2 до 17,6% объясняется переносом
налоговой нагрузки с несырьевого сектора
на сырьевой, по производству табачных
изделий и напитков рост КНН с 23,3 до 30,1%
и с 8,8 до 13,5% соответственно связан
с увеличением ставки акциза в результате
унификации ставок на отечественные и
импортируемые подакцизные товары.
Налоговые поступления, коэффициент налоговой нагрузки по предприятиям, состоящим на мониторинге по видам экономической деятельности за 9 месяцев 2009-2010 гг. | ||||||
млн.тенге | ||||||
ОКЭД | 9 месяцев 2009 года | 9 месяцев 2010 года (предварительные данные) | ||||
Оборот по реал-ии | Налоговые пост-ия в компетенции НК МФ РК | КНН, % | Оборот по реал-ии | Налоговые пост-ия в компетенции НК МФ РК | КНН, % | |
ИТОГО по 300 крупным предприятиям | 11 063 050 | 1 379 773 | 12,5 | 13 419 233 | 2 200 802 | 16,4 |
в т.ч. по отраслям | ||||||
Добыча угля, лигнита и торфа | 40 812 | 4 560 | 11,2 | 59 128 | 10 391 | 17,6 |
Добыча сырой нефти и природного газа;предоставление услуг в этих областях | 3 269 259 | 1 031 348 | 31,5 | 4 701 362 | 1 738 502 | 37,0 |
Добыча урановой и ториевой руд | 83 973 | 8 631 | 10,3 | 113 279 | -839 | -0,7 |
Добыча металлургических руд | 104 102 | 10 093 | 9,7 | 202 514 | 30 862 | 15,2 |
Производство пищевых продуктов, не включая напитков и табака | 124 113 | 1 334 | 1,1 | 134 735 | 1 019 | 0,8 |
Производство напитков | 40 751 | 3 568 | 8,8 | 54 941 | 7 438 | 13,5 |
Производство табачных изделий | 69 085 | 16 129 | 23,3 | 66 710 | 20 063 | 30,1 |
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов | 105 635 | 17 249 | 16,3 | 151 970 | 26 036 | 17,1 |
Химическая промышленность | 34 892 | -263 | -0,8 | 36 196 | -1 701 | -4,7 |
Металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий | 783 692 | 44 576 | 5,7 | 1 201 958 | 106 525 | 8,9 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 22 173 | 1 636 | 7,4 | 23 925 | 1 361 | 5,7 |
Производство
и распределение |
212 791 | 16 451 | 7,7 | 284 354 | 23 876 | 8,4 |
Торговля;
ремонт автомобилей, бытовых изделий
и предметов личного |
675 223 | 10 597 | 1,6 | 634 577 | 11 023 | 1,7 |
Транспорт и связь | 1 030 260 | 78 834 | 7,7 | 1 250 199 | 82 727 | 6,6 |
Торговля нефтепродуктами | 512 041 | 28 530 | 5,6 | 417 419 | 30 807 | 7,4 |
Строительство | 433 543 | 23 365 | 5,4 | 348 502 | 33 572 | 9,6 |
Банковская деятельность | 3 239 319 | 60 246 | 1,9 | 3 501 332 | 46 027 | 1,3 |
Накопительные пенсионные фонды | 0 | 504 | 0,0 | 0 | 1 012 | 0,0 |
Страховая деятельность, аудиторские услуги | 47 631 | 1 205 | 2,5 | 17 265 | 1 101 | 6,4 |
Другие виды деятельности | 233 753 | 21 180 | 9,1 | 218 868 | 31 003 | 14,2 |
КНН по республике за 9 месяцев 2010 года вырос против соответствующего периода предыдущего года с 6,5 до 7,8%. Значительный рост КНН составил по горнодобывающей промышленности с 25,9 до 30,6%, по обрабатывающей промышленности с 5,4 до 6,5% и по операции с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг потребителям с 7,6 до 14,2%.
Налоговые поступления (ГБ + НФ), коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 9 месяцев 2009-2010гг. | |||||||
млн.тенге | |||||||
ОКЭД | 9 месяцев 2009 года | 9 месяцев 2010 года (предварительные данные) | |||||
Оборот по реал-ии | Налоговые пост-ия в компетенции НК МФ РК | КНН, % | Оборот по реал-ии | Налоговые пост-ия в компетенции НК МФ РК | КНН, % | ||
ИТОГО по РК | 25 886 110 | 1 692 615 | 6,5 | 34 394 853 | 2 688 920 | 7,8 | |
в т.ч. по отраслям | |||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 55 997 | 2 392 | 4,3 | 57 356 | 3 443 | 6,0 | |
Рыболовство, рыбоводство | 2 265 | 224 | 9,9 | 2 546 | 171 | 6,7 | |
Горнодобывающая промышленность | 3 760 342 | 974 767 | 25,9 | 5 509 137 | 1 687 609 | 30,6 | |
Обрабатывающая промышленность | 2 227 640 | 120 531 | 5,4 | 3 278 558 | 211 772 | 6,5 | |
Производство
и распределение |
521 249 | 34 552 | 6,6 | 630 033 | 44 318 | 7,0 | |
Строительство | 3 843 938 | 102 471 | 2,7 | 4 310 840 | 140 124 | 3,3 | |
Торговля;
ремонт автомобилей, бытовых изделий
и предметов личного |
7 200 001 | 96 630 | 1,3 | 8 775 132 | 136 779 | 1,6 | |
Гостиницы и рестораны | 97 628 | 8 750 | 9,0 | 85 424 | 8 502 | 10,0 | |
Транспорт и связь | 1 767 023 | 93 928 | 5,3 | 2 036 468 | 107 869 | 5,3 | |
Финансовая деятельность | 3 533 812 | 63 578 | 1,8 | 3 757 002 | 56 127 | 1,5 | |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям | 1 724 211 | 131 217 | 7,6 | 1 409 432 | 200 074 | 14,2 | |
Государственное управление | 28 541 | 3 096 | 10,8 | 27 520 | 9 778 | 35,5 | |
Образование | 67 792 | 5 756 | 8,5 | 59 718 | 6 791 | 11,4 | |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 24 543 | 1 718 | 7,0 | 24 031 | 1 907 | 7,9 | |
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 172 697 | 13 720 | 7,9 | 170 967 | 16 273 | 9,5 | |
Прочие | 858 431 | 39 286 | 4,6 | 4 260 690 | 57 382 | 1,3 | |