Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:04, реферат
Штрафные санкции за неудержанные, не полностью удержанные или не перечисленные в бюджет суммы подоходного налога с физических лиц применяются начиная с расчетов подоходного налога за декабрь 1992 года, срок уплаты которого наступил в январе 1993 года, то есть после введения в действие соответствующих изменений и дополнений в Закон РФ “О подоходном налоге с физических лиц”. Штрафные санкции не применяются к предприятиям, которые до проведения документальной проверки самостоятельно взыскали и перевели в бюджет недоначисленные ранее, а также самостоятельно заплатили удержанные ранее, но своевременно не переведенные суммы подоходного налога.
Вступившим в силу с 13.05.96 г. Указом Президента РФ от 08.05.96 г. № 635 “Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями (/2.6/, п. 13). Это означает, что в отношении подобных ошибок не применяются никакие санкции, в том числе и начисление пени. В соответствии с Указом ГНС РФ письмом от 23.06.96 г. № ПВ-6–09/450 сообщила, что пени за несвоевременную уплату не начисляются в случае, если налогоплательщик самостоятельно и своевременно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или не полностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и платежам и произвел уплату причитающихся сумм (/4.40/, п. 3). Не расшифровывая и даже не упоминая понятие технических ошибок, письмо ГНС РФ практически распространяет действие данного положения Указа на любые ошибки, самостоятельно выявленные налогоплательщиками.
Заметим, что действующие нормативные документы не исключают в категорической форме возможности внесения предприятием исправлений в данные бухгалтерского учета даже в ходе проведения документальной проверки.
Хотя в общем случае
применение мер ответственности
за нарушение каких-либо положений
действующего законодательства и не
освобождает от выполнения соответствующих
положений, но структура установленных
налоговым законодательством
Несколько слов следует сказать
об определении объекта
До 01.01.93 г. сумма превышения расходов на оплату труда над их нормируемой величиной включалась в состав налогооблагаемой прибыли. Таким образом, при обнаружении занижения этой суммы в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 1992 год финансовые санкции за данное нарушение применяются как за занижение прибыли, то есть в бюджет изымается вся сумма занижения и штраф в размере этой суммы.
С 01.01.93 г. исчисление налога с величины превышения расходов на оплату труда над их нормируемой величиной производилось отдельным расчетом, хотя и связанным со ставками налога на прибыль. В связи с этим превышение расходов на оплату труда рассматривается как самостоятельный объект налогообложения, и его занижение, допущенное после 01.01.93 г., влечет за собой применение финансовых санкций за сокрытие или занижение иных (кроме прибыли или дохода) объектов налогообложения, то есть изъятие в бюджет доначисленной суммы налога и штрафа в размере той же суммы.
Помимо финансовых санкций,
установленных налоговым
Наиболее суровые санкции были предусмотрены Указом Президента РФ от 27.10.93 г. № 1773 “О проведении налоговой амнистии”, согласно которому за налоговые нарушения в виде сокрытия или занижения прибыли или иного объекта налогообложения, допущенные до 30.11.93 г. и выявленные при документальных проверках после указанного срока, штрафные санкции применялись в 3-кратном по отношению к установленному налоговым законодательством размере (/2.2*/, п. 3, /4.20*/, п.п. 4, 6).
Собственно говоря, в самом Указе речь шла о применении повышенных санкций только “в случае выявления после 30.11.93 г. сокрытых от налогообложения доходов”. Однако Госналогслужба и Минфин РФ письмом от 04.11.93 г. №№ ВГ-4–14/178н // 125 “О порядке реализации Указа...” распространили применение повышенных санкций не только на сокрытие, но и на занижение доходов (прибыли), а также на сокрытие иных объектов налогообложения /4.20*/. Данная точка зрения, явно противоречащая тексту Указа, была подкреплена изданным в конце 1994 года официальным разъяснением государственно-правового управления Президента РФ /4.26*/, согласно которому под “сокрытыми от налогообложения доходами” следует понимать “полный объем подлежащих уплате налоговых платежей, включающий сокрытый или заниженный доход (прибыль) и суммы налогов за иные сокрытые или неучтенные объекты налогообложения, не зачисленные плательщиками всех видов налогов и налоговых платежей за 1993 г. и предшествующие годы в бюджеты соответствующих уровней или во внебюджетные фонды до 30.11.93 г. включительно”. И если в 1994 году многие арбитражные суды руководстводствовались непосредственно текстом Указа, и при отсутствии оснований квалифицировать нарушение как сокрытие прибыли (то есть при отсутствии доказательств наличия умысла в действиях налогоплательщика) решали споры о правомерности применения повышенных санкций в пользу налогоплательщиков, то письмом от 24.02.95 г. № С1–7/ОП-123 Высший арбитражный суд РФ предписал им при решении данных споров исходить из упомянутого разъяснения.
Действие Указа от 27.10.93 г. № 1773 прекращено с 26.07.95 г. Указом Президента РФ от 21.07.95 г. № 746 (/2.5/, п. 3). Начиная с этой даты все штрафные санкции применяются в размерах, установленных налоговым законодательством. Согласно письму ГНС и МФ РФ от 01.08/28.07.95 г. №№ ПВ-4–14/42н // 73, суммы штрафов, начисленные в соответствии с Указом от 27.10.93 г. в повышенных размерах и не уплаченные до 25.07.95 г. включительно, подлежат перерасчету и уплачиваются в однократном размере независимо от наличия отсрочек и рассрочек по уплате этих штрафов. Суммы, уплаченные до указанного срока, возврату не подлежат /4.27/.
Еще одна разновидность дополнительных санкций, взимаемых помимо установленных налоговым законодательством, была введена с 13.08.94 г. Указом Президента РФ от 10.08.94 г. № 1677 “Об уточнении действующего порядка взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость” в виде дополнительного штрафа в размере суммы занижения выручки (оборота) за нарушение установленного этим Указом порядка учета для целей налогообложения выручки от реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимости или стоимости приобретения (/2.4*/, п. 3). Данный порядок утратил силу с момента опубликования Федеральных Законов от 03.12.94 г. № 54-ФЗ и от 06.12.94 г. № 57-ФЗ, которыми соответствующие изменения и дополнения (в несколько ином виде) внесены в Законы РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и “О налоге на добавленную стоимость”. При этом никаких дополнительных санкций упомянутыми Законами не предусмотрено.
Отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета с нарушением установленного порядка
Отсутствие учета объекта налогообложения или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, влечет за собой наложение на предприятие штрафа в размере 10 % доначисленных сумм налога. Штраф применяется помимо финансовых санкций за сокрытие или занижение объекта налогообложения.
Приведенная формулировка данной законодательной нормы введена в действие с 01.01.93 г. (/1.16/, ст. 1, п. 10в). В 1992 году сумма штрафа определялась в размере 10 % сумм налога, причитающихся к уплате за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке (/1.10/, ст. 13, п. 16). При этом штраф за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка предусматривался только в том случае, если оно повлекло за собой сокрытие или занижение суммы налога за проверяемый период в размере не менее 5 % от суммы налога, причитающейся к уплате за последний отчетный квартал /1.10/.
При решении вопросов, связанных с применением штрафных санкций за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, следует обратить внимание на вторую часть формулировки, которая часто упускается из виду: “повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период”. Таким образом, данные санкции применяются в первую очередь в отношении учета прибыли (дохода). В отношении отсутствия или ведения с нарушением установленного порядка учета других объектов налогообложения штрафные санкции применяются только в том случае, если данные нарушения одновременно затрагивают и вопросы учета прибыли (дохода).
Например, при занижении прибыли за счет занижения выручки от реализации продукции штрафные санкции за отсутствие учета объекта налогообложения применяются как по налогу на прибыль, так и по НДС, налогу на пользователей автомобильных дорог и прочим налогам, исчисляемым от оборотов по реализации продукции. В то же время неправомерно применение 10-процентных штрафных санкций за нарушение порядка учета НДС и других связанных с объемами реализации продукции налогов при полном учете выручки от реализации, например, при неправильном начислении НДС или занижении объекта налогообложения по НДС за счет завышения списываемых на расчеты с бюджетом сумм налога, уплаченного поставщикам.
Кроме того, штрафные санкции за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение этого учета с нарушением установленного порядка не применяются (/4.21/, разд. 1):
В первом случае отсутствует база для исчисления суммы штрафа, а во втором — сам состав нарушения, поскольку искажение финансового результата не связано с отсутствием учета объекта налогообложения или ведением этого учета с нарушением установленного порядка.
Под нарушениями порядка
ведения учета прибыли
Штраф за отсутствие учета прибыли может быть применен и в том случае, когда все операции по учету реализации продукции и затрат на ее производство проведены правильно, но не сформирован конечный финансовый результат деятельности предприятия, то есть сальдо счета 80 “Прибыли и убытки” за отчетный период.
Согласно рекомендациям
ГНС РФ (/4.2/, п. 2.5.1) в случае обнаружения
отсутствия учета прибыли или
ведения этого учета с
За отсутствие бухгалтерского
учета или ведение его с
нарушением установленного порядка
на должностные лица предприятия (руководителя
и главного бухгалтера) налоговыми
органами может быть наложен административный
штраф в тех же размерах, что
и за сокрытие или занижение объекта
налогообложения. В отличие от штрафных
санкций, применяемых к предприятию,
наложение административного
Непредставление
или несвоевременное
За непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов на предприятие налагается штраф в размере 10 % сумм налога, причитающихся к уплате по очередному сроку платежа.
В указанной редакции данная норма действует с 01.01.93 г. (/1.16/, ст. 1, п. 10в). В 1992 году сумма штрафа определялась аналогично действовавшему в то время определению штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение этого учета с нарушением установленного порядка.
Штрафные санкции за непредставление
или несвоевременное
Сумма штрафа исчисляется исходя из размеров платежа, подлежащего внесению в бюджет на основании непредставленных или несвоевременно представленных документов, с учетом ранее внесенных платежей.
Ранее внесенными платежами считаются /4.21/: