Контрольная работа по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание

Многие государственные органы (например, Министерство финансов Республики Беларусь и Белстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и ВВП страны. Считается, что для эффективного функционирования экономики он не должен превышать 30-50%.
Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплательщику) налоговая нагрузка – это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.

Содержание

1. Показатели налоговой нагрузки, применяемые на различных уровнях управления: на уровне предприятий, отрасли, народного хозяйства в целом: сущность, варианты расчета, проблемы применения. Приведите расчет уровня налоговой нагрузки (номинального и реального) Вашего предприятия за квартал (год) 3

2. Косвенные налоги: сущность, значение для государства и налогоплательщика. Приведите перечень косвенных налогов, характерных для Вашей организации, рассчитайте их удельный вес в общей сумме уплачиваемых налогов, сборов 12

Задача 21

Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

лиза налоги.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

-  себестоимость продукции с последующим покрытием расходов из выручки от реализации – для земельного и социального налогов;

-  прибыль предприятия в процессе ее формирования – для налога на имущество и налогов с оборота;

-  прибыль организации в процессе ее распределения – для налога на прибыль;

-  чистая прибыль предприятия – для экономических санкций, вносимых в бюджет, некоторых местных налогов и лицензионных сборов.

Налоговая нагрузка на экономику имеет два уровня: номинальный и реальный. Номинальная налоговая нагрузка на экономику характеризует фискальный потенциал действующей системы налогообложения и рассчитывается как отношение начисленных к уплате налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП.

Реальная налоговая  нагрузка, рассчитанная как отношение  уплаченных в течение рассматриваемого периода налогов и платежей в  бюджетные и внебюджетные фонды  к ВВП, отражает фактические возможности  экономики по формированию доходов  бюджета и в сопоставлении с номинальной служит своего рода индикатором текущего состояния государственных финансов и эффективности налоговой системы.

В Республике Беларусь показатели номинальной налоговой нагрузки в 2000–2009 годах составляли 65,0–40,2%, в то время как уровень реальной налоговой нагрузки был значительно ниже – 49,6–39,0% (таблица 1).

 

Таблица 1 – Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2001–2010 гг.

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Темпы роста ВВП, %

92,4

83,3

89,6

102,8

111,4

108,4

103,4

105,8

104,0

106,3

Реальная налоговая  нагрузка, %

49,6

49,4

42,6

39,2

41,9

41,1

42,4

42,2

41,5

39,0

Недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, %

15,4

13,4

4,6

7,7

1,2

0,5

0,3

0,5

0,9

 

 

 

 

1,2

Номинальная налоговая  нагрузка, %

65,0

62,8

47,2

46,9

43,1

41,6

42,7

42,7

42,4

40,2


Как видно из таблицы  по мере реформирования налоговой системы  и стабилизации экономики в целом  разрыв между номинальной и реальной налоговой нагрузкой, представляющий собой задолженность налогоплательщиков перед бюджетом, сокращался, что отражено на рисунке 1.

 


Рисунок 1 – Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки

на экономику Республики Беларусь за 2001–2010 гг.

 

При оценке фискального  потенциала действующей налоговой системы используется ряд показателей на микроуровне. Они рассчитываются как доля налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды не во вновь созданном продукте в масштабе республики, а в общем объеме выручки конкретного предприятия или предприятий отрасли. Они отражают степень налоговых изъятий из выручки предприятий.

Средний уровень налоговой  нагрузки на микроуровне (номинальный  и реальный) рассчитывается как отношение  начисленных (уплаченных) налогов и  платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к суммарной выручке предприятий республики.

Номинальная налоговая  нагрузка на одно предприятие в среднем по республике в 2001 г. составила 22,8% и постепенно возрастала до 24,1% в 2004 г. В последующие годы этот показатель снизился до уровня 20,0–19,3% и только в 2008 г. произошло его увеличение, что обусловлено изменениями в налоговой системе республики, в частности увеличением количества и ставок оборотных налогов (платежей из выручки без НДС).

Реальная налоговая  нагрузка на одно предприятие в среднем по республике, характеризующая фактические возможности предприятий своевременно и в полном объеме погашать свои налоговые обязательства, в наибольшей степени отклонялась от ее номинального уровня в 2001–2002 годах. В дальнейшем этот разрыв, характеризующий уровень задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, постепенно сокращался с 7,2% в 2002 г. до 0,2–0,7% в 2006–2010 гг. При этом сокращению задолженности способствовала как деятельность налоговых органов по ее взысканию, так и постепенное ее обесценение в связи с высоким уровнем инфляции (таблица 2).

 

Таблица 2 – Динамика налоговой нагрузки на микроуровне в Республике Беларусь за 2001–2010 гг. % к выручке

 

Годы 

Налоговая нагрузка в  среднем на одно предприятие

Уровень недоимки

номинальная

Реальная

2001

22,8

16,1

6,7

2002

22,7

15,5

7,2

2003

23,6

18,3

5,3

2004

24,1

18,6

5,5

2005

20,0

17,6

2,4

2006

20,4

20,1

0,3

2007

20,4

20,2

0,2

2008

21,7

21,4

0,3

2009

19,6

19,2

0,4

2020

19,3

18,6

0,7


 

Отличие динамики этих показателей от динамики налоговой нагрузки на экономику в целом связано с изменением удельного веса затрат в совокупной выручке. Различие подходов при расчете налоговой нагрузки на макро- и микроуровне объясняет также и существенные расхождения в динамике этих показателей (таблица 3).

 

Таблица 3 – Сравнительный анализ динамики налоговой нагрузки на макро- и микроуровне и определяющих ее факторов за 2001–2010 гг. по Республике Беларусь

 

 

Годы

Реальная налоговая  нагрузка

Темпы роста, %

на экономику (% к ВВП)

в среднем на одно предприятие (% к выручке)

ВВП

выручки

Налоговых поступлений  в бюджет и внебюджетные фонды

2001

49,6

16,1

92,4

___

___

2002

49,4

15,5

88,3

88,0

88,0

2003

42,6

18,3

89,6

60,0

77,0

2004

39,2

18,6

102,8

93,0

95,0

2005

41,9

17,6

111,4

130,0

119,0

2006

41,1

20,1

108,4

107,0

107,5

2007

42,4

20,2

103,4

107,0

107,0

2008

42,2

21,4

105,8

104,5

105,0

2009

41,5

19,2

104,0

111,0

103,9

2010

39,0

18,6

106,3

108,7

101,0


 

Например, как свидетельствуют  данные таблицы 3, до 2004 г. налоговая нагрузка на экономику постоянно сокращалась, что связано с опережением темпов роста ВВП по сравнению с темпами роста платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В то же время для динамики налоговой нагрузки на одно предприятие в среднем по республике была характерна иная тенденция. Так, в 2003 г. при уменьшении налоговой нагрузки на экономику произошло существенное увеличение данного показателя на микроуровне – на 2,8%. Это произошло за счет улучшения работы по взысканию задолженности перед бюджетом.

В 2005 году совокупная выручка росла более быстрыми темпами по сравнению с поступлениями платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в результате чего реальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике снизилась. Прежде всего это объясняется увеличением доли материальных затрат в совокупной выручке отечественных производителей, а также соответствующими изменениями в налоговой системе.

В 2006–2008 гг. данный показатель налоговой нагрузки сохранялся приблизительно на одном уровне, что обусловлено практически полным совпадением динамики по выручке и платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В 2010 г. произошло снижение налоговой нагрузки как на экономику, так и на одно предприятие в среднем по республике, что вызвано изменениями в действующем налоговом законодательстве.

 

 

 

 

2. Косвенные налоги: сущность, значение для государства и налогоплательщика. Приведите перечень косвенных налогов, характерных для Вашей организации, рассчитайте их удельный вес в общей сумме уплачиваемых налогов, сборов

 

Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь1.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В итоге налогооблагаемая база для НДС составляет разницу между ценой реализации продукции и ценой покупных материальных ценностей.

Генезис НДС таков. В годы первой мировой войны многие развитые страны в связи с огромными военными расходами ввели налог с оборота, который взимался преимущественно многократно, то есть на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате цена реализуемого товара значительно повышалась. Такой многократный метод изъятия вызывал недовольство как потребителя, который оплачивал повышенную цену товара, так и производителя, которому приходилось нести большие потери в результате сокращения сбыта из-за уменьшения потребления. После первой мировой войны налог с оборота по существу прекратил существование, однако возродился с началом второй мировой войны, хотя порядок обложения им во многих странах изменился: налог начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, где происходил ускоренный оборот капитала и обеспечивался достаточно быстрый приток дохода государству.

Налог с оборота до 1991 г. был в  Беларуси, как и в СССР в целом, основной формой мобилизации доходов в госбюджет. Принципы его взимания восходят к налоговой реформе 1930 г. Основная часть налога формировалась в отраслях легкой и пищевой промышленности, и высокая доля его поступлений была обусловлена тем, что наряду со стоимостью прибавочного продукта, созданного здесь, таким образом реализовывалась часть стоимости прибавочного продукта, производимого и в других отраслях материального производства: тяжелой промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Этот налог взимался также в нефтяной и газовой промышленности, в электроэнергетике и по отдельным видам продукции машиностроения.

Налог с оборота рассчитывали: в  виде разницы между розничными и оптовыми ценами предприятия за вычетом торговых скидок; по твердым ставкам (в рублях) с единицы объема продукции; в процентах к обороту. Основная доля поступлений налога с оборота в бюджет приходилась на разницу в ценах. Удельный вес налога с оборота в доходах бюджета в разные годы составлял от 38 до 49%.

Однако, облагая налогом с оборота  лишь отдельные отрасли, государство  теряло часть доходов. Для бюджета  выгоднее многократное обложение налогом с оборота. Кроме того, государство лишалось возможности воздействия на. всех стадиях движения товара, поскольку налогом облагался лишь розничный товарооборот, а сам процесс производства и оптовая торговля уходили из-под его влияния. Тогда и зародилась идея НДС, который был лишен отмеченных недостатков. Положительно, что им облагалась лишь добавленная стоимость в одном звене, зато он взимался на каждой стадии и становился многократным, давая возможность государству контролировать весь процесс производства и дальнейшего движения товара.

Изобретение налога на добавленную стоимость принадлежит М. Лоре (Франция), который в 1954 г. описал схему его действия, и доказал, что новый налог способен заменить налог с оборота, функционировавший в тот период в стране. Но еще долгие годы он в чистом виде не действовал ни в одной стране.

В 1968 г. НДС был введен во Франции, и с этого времени его распространение  приняло интенсивный характер, чему способствовало принятие директив ЕЭС в апреле 1967 г., которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран – членов ЕЭС и устанавливали срок его введения (до 1972 г.). Странам, имевшим намерение в будущем вступить в ЕЭС, необходимо было иметь функционирующую систему налога на добавленную стоимость.

Кроме всех европейских стран, он функционирует  в Латинской Америке, Турции, Индонезии. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.

Информация о работе Контрольная работа по "Налогам"