Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:34, контрольная работа
Многие государственные органы (например, Министерство финансов Республики Беларусь и Белстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и ВВП страны. Считается, что для эффективного функционирования экономики он не должен превышать 30-50%.
Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплательщику) налоговая нагрузка – это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.
1. Показатели налоговой нагрузки, применяемые на различных уровнях управления: на уровне предприятий, отрасли, народного хозяйства в целом: сущность, варианты расчета, проблемы применения. Приведите расчет уровня налоговой нагрузки (номинального и реального) Вашего предприятия за квартал (год) 3
2. Косвенные налоги: сущность, значение для государства и налогоплательщика. Приведите перечень косвенных налогов, характерных для Вашей организации, рассчитайте их удельный вес в общей сумме уплачиваемых налогов, сборов 12
Задача 21
Список использованных источников 29
- себестоимость продукции с последующим покрытием расходов из выручки от реализации – для земельного и социального налогов;
- прибыль предприятия в процессе ее формирования – для налога на имущество и налогов с оборота;
- прибыль организации в процессе ее распределения – для налога на прибыль;
- чистая прибыль предприятия – для экономических санкций, вносимых в бюджет, некоторых местных налогов и лицензионных сборов.
Налоговая нагрузка на экономику имеет два уровня: номинальный и реальный. Номинальная налоговая нагрузка на экономику характеризует фискальный потенциал действующей системы налогообложения и рассчитывается как отношение начисленных к уплате налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП.
Реальная налоговая нагрузка, рассчитанная как отношение уплаченных в течение рассматриваемого периода налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП, отражает фактические возможности экономики по формированию доходов бюджета и в сопоставлении с номинальной служит своего рода индикатором текущего состояния государственных финансов и эффективности налоговой системы.
В Республике Беларусь показатели номинальной налоговой нагрузки в 2000–2009 годах составляли 65,0–40,2%, в то время как уровень реальной налоговой нагрузки был значительно ниже – 49,6–39,0% (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2001–2010 гг.
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Темпы роста ВВП, % |
92,4 |
83,3 |
89,6 |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
105,8 |
104,0 |
106,3 |
Реальная налоговая нагрузка, % |
49,6 |
49,4 |
42,6 |
39,2 |
41,9 |
41,1 |
42,4 |
42,2 |
41,5 |
39,0 |
Недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, % |
15,4 |
13,4 |
4,6 |
7,7 |
1,2 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,9 |
1,2 |
Номинальная налоговая нагрузка, % |
65,0 |
62,8 |
47,2 |
46,9 |
43,1 |
41,6 |
42,7 |
42,7 |
42,4 |
40,2 |
Как видно из таблицы по мере реформирования налоговой системы и стабилизации экономики в целом разрыв между номинальной и реальной налоговой нагрузкой, представляющий собой задолженность налогоплательщиков перед бюджетом, сокращался, что отражено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки
на экономику Республики Беларусь за 2001–2010 гг.
При оценке фискального потенциала действующей налоговой системы используется ряд показателей на микроуровне. Они рассчитываются как доля налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды не во вновь созданном продукте в масштабе республики, а в общем объеме выручки конкретного предприятия или предприятий отрасли. Они отражают степень налоговых изъятий из выручки предприятий.
Средний уровень налоговой нагрузки на микроуровне (номинальный и реальный) рассчитывается как отношение начисленных (уплаченных) налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к суммарной выручке предприятий республики.
Номинальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике в 2001 г. составила 22,8% и постепенно возрастала до 24,1% в 2004 г. В последующие годы этот показатель снизился до уровня 20,0–19,3% и только в 2008 г. произошло его увеличение, что обусловлено изменениями в налоговой системе республики, в частности увеличением количества и ставок оборотных налогов (платежей из выручки без НДС).
Реальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике, характеризующая фактические возможности предприятий своевременно и в полном объеме погашать свои налоговые обязательства, в наибольшей степени отклонялась от ее номинального уровня в 2001–2002 годах. В дальнейшем этот разрыв, характеризующий уровень задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, постепенно сокращался с 7,2% в 2002 г. до 0,2–0,7% в 2006–2010 гг. При этом сокращению задолженности способствовала как деятельность налоговых органов по ее взысканию, так и постепенное ее обесценение в связи с высоким уровнем инфляции (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика налоговой нагрузки на микроуровне в Республике Беларусь за 2001–2010 гг. % к выручке
Годы |
Налоговая нагрузка в среднем на одно предприятие |
Уровень недоимки | |
номинальная |
Реальная | ||
2001 |
22,8 |
16,1 |
6,7 |
2002 |
22,7 |
15,5 |
7,2 |
2003 |
23,6 |
18,3 |
5,3 |
2004 |
24,1 |
18,6 |
5,5 |
2005 |
20,0 |
17,6 |
2,4 |
2006 |
20,4 |
20,1 |
0,3 |
2007 |
20,4 |
20,2 |
0,2 |
2008 |
21,7 |
21,4 |
0,3 |
2009 |
19,6 |
19,2 |
0,4 |
2020 |
19,3 |
18,6 |
0,7 |
Отличие динамики этих показателей от динамики налоговой нагрузки на экономику в целом связано с изменением удельного веса затрат в совокупной выручке. Различие подходов при расчете налоговой нагрузки на макро- и микроуровне объясняет также и существенные расхождения в динамике этих показателей (таблица 3).
Таблица 3 – Сравнительный анализ динамики налоговой нагрузки на макро- и микроуровне и определяющих ее факторов за 2001–2010 гг. по Республике Беларусь
Годы |
Реальная налоговая нагрузка |
Темпы роста, % | |||
на экономику (% к ВВП) |
в среднем на одно предприятие (% к выручке) |
ВВП |
выручки |
Налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды | |
2001 |
49,6 |
16,1 |
92,4 |
___ |
___ |
2002 |
49,4 |
15,5 |
88,3 |
88,0 |
88,0 |
2003 |
42,6 |
18,3 |
89,6 |
60,0 |
77,0 |
2004 |
39,2 |
18,6 |
102,8 |
93,0 |
95,0 |
2005 |
41,9 |
17,6 |
111,4 |
130,0 |
119,0 |
2006 |
41,1 |
20,1 |
108,4 |
107,0 |
107,5 |
2007 |
42,4 |
20,2 |
103,4 |
107,0 |
107,0 |
2008 |
42,2 |
21,4 |
105,8 |
104,5 |
105,0 |
2009 |
41,5 |
19,2 |
104,0 |
111,0 |
103,9 |
2010 |
39,0 |
18,6 |
106,3 |
108,7 |
101,0 |
Например, как свидетельствуют данные таблицы 3, до 2004 г. налоговая нагрузка на экономику постоянно сокращалась, что связано с опережением темпов роста ВВП по сравнению с темпами роста платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В то же время для динамики налоговой нагрузки на одно предприятие в среднем по республике была характерна иная тенденция. Так, в 2003 г. при уменьшении налоговой нагрузки на экономику произошло существенное увеличение данного показателя на микроуровне – на 2,8%. Это произошло за счет улучшения работы по взысканию задолженности перед бюджетом.
В 2005 году совокупная выручка росла более быстрыми темпами по сравнению с поступлениями платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в результате чего реальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике снизилась. Прежде всего это объясняется увеличением доли материальных затрат в совокупной выручке отечественных производителей, а также соответствующими изменениями в налоговой системе.
В 2006–2008 гг. данный показатель налоговой нагрузки сохранялся приблизительно на одном уровне, что обусловлено практически полным совпадением динамики по выручке и платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В 2010 г. произошло снижение налоговой нагрузки как на экономику, так и на одно предприятие в среднем по республике, что вызвано изменениями в действующем налоговом законодательстве.
2. Косвенные налоги: сущность, значение для государства и налогоплательщика. Приведите перечень косвенных налогов, характерных для Вашей организации, рассчитайте их удельный вес в общей сумме уплачиваемых налогов, сборов
Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь1.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В итоге налогооблагаемая база для НДС составляет разницу между ценой реализации продукции и ценой покупных материальных ценностей.
Генезис НДС таков. В годы первой
мировой войны многие развитые страны
в связи с огромными военными
расходами ввели налог с
Налог с оборота до 1991 г. был в Беларуси, как и в СССР в целом, основной формой мобилизации доходов в госбюджет. Принципы его взимания восходят к налоговой реформе 1930 г. Основная часть налога формировалась в отраслях легкой и пищевой промышленности, и высокая доля его поступлений была обусловлена тем, что наряду со стоимостью прибавочного продукта, созданного здесь, таким образом реализовывалась часть стоимости прибавочного продукта, производимого и в других отраслях материального производства: тяжелой промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Этот налог взимался также в нефтяной и газовой промышленности, в электроэнергетике и по отдельным видам продукции машиностроения.
Налог с оборота рассчитывали: в виде разницы между розничными и оптовыми ценами предприятия за вычетом торговых скидок; по твердым ставкам (в рублях) с единицы объема продукции; в процентах к обороту. Основная доля поступлений налога с оборота в бюджет приходилась на разницу в ценах. Удельный вес налога с оборота в доходах бюджета в разные годы составлял от 38 до 49%.
Однако, облагая налогом с оборота лишь отдельные отрасли, государство теряло часть доходов. Для бюджета выгоднее многократное обложение налогом с оборота. Кроме того, государство лишалось возможности воздействия на. всех стадиях движения товара, поскольку налогом облагался лишь розничный товарооборот, а сам процесс производства и оптовая торговля уходили из-под его влияния. Тогда и зародилась идея НДС, который был лишен отмеченных недостатков. Положительно, что им облагалась лишь добавленная стоимость в одном звене, зато он взимался на каждой стадии и становился многократным, давая возможность государству контролировать весь процесс производства и дальнейшего движения товара.
Изобретение налога на добавленную стоимость принадлежит М. Лоре (Франция), который в 1954 г. описал схему его действия, и доказал, что новый налог способен заменить налог с оборота, функционировавший в тот период в стране. Но еще долгие годы он в чистом виде не действовал ни в одной стране.
В 1968 г. НДС был введен во Франции,
и с этого времени его
Кроме всех европейских стран, он функционирует в Латинской Америке, Турции, Индонезии. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.