Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:34, контрольная работа
Многие государственные органы (например, Министерство финансов Республики Беларусь и Белстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и ВВП страны. Считается, что для эффективного функционирования экономики он не должен превышать 30-50%.
Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплательщику) налоговая нагрузка – это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.
1. Показатели налоговой нагрузки, применяемые на различных уровнях управления: на уровне предприятий, отрасли, народного хозяйства в целом: сущность, варианты расчета, проблемы применения. Приведите расчет уровня налоговой нагрузки (номинального и реального) Вашего предприятия за квартал (год) 3
2. Косвенные налоги: сущность, значение для государства и налогоплательщика. Приведите перечень косвенных налогов, характерных для Вашей организации, рассчитайте их удельный вес в общей сумме уплачиваемых налогов, сборов 12
Задача 21
Список использованных источников 29
С развитием товарно-денежных
отношений развиваются и
Для увеличения доходной базы государственного бюджета, а также регулирования производства расширяются объекты обложения за счет взимания акцизов со все новых и новых товаров и услуг и повышения ставки акцизов. К обложению акцизами в зарубежных странах привлекаются товары массового потребления, различные коммунальные, транспортные, культурно-массовые и другие услуги.
В ряде стран обложению акцизами кроме таможенных пошлин подлежат и импортные товары. Наиболее распространенными объектами обложения являются: в Великобритании – вино, табак, бензин; в ФРГ – сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты; в Японии – сахар, бензин, нефть, табак, спиртные напитки и др.
Ставки устанавливаются:
- единые – на товары, сорта которых по качеству и ценам мало чем отличаются друг от друга (например, соль, сахар);
- дифференцированные – на товары, классифицируемые по различным признакам (например, вино, спирт – по крепости и качеству);
- средние – на однородные товары, сорта которых имеют разный уровень цен (табак).
В Беларуси (в составе России) в начале XX в. действовали разнообразные индивидуальные акцизы. Объектами обложения выступали предметы первой необходимости: соль, сахар, спички, нефть и нефтепродукты, а также другие товары массового потребления – водка, чай, одежда и др.
После Октябрьской революции взимание акцизов в связи с натурализацией хозяйства было приостановлено. С переходом к нэпу акцизы получили развитие как важный доходный источник бюджета, и они составляли 20% всех доходов государства. В это время были введены акцизы на вино, табачные изделия, спирт, нефтепродукты, пиво, мед, квас, соль, сахар, чай, кофе; несколько позднее, с целью ограничения потребления, – на текстильные изделия. Плательщиками выступали государственные предприятия. По мере роста производства и укрепления доходной базы бюджета ставки акцизов снижались, а некоторые акцизы на предметы первой необходимости отменялись. Одновременно были введены акцизы на предметы роскоши. Постепенно роль акцизов снижается, и возникает необходимость объединения их с другими платежами. В конце 1929 г. они слились с промысловым налогом. Налоговая реформа 1930–1932 гг. полностью ликвидировала все акцизы, их возрождение как косвенных налогов в нашей стране относится к началу 90-х годов.
К основным косвенным налогам, которыми облагаются как предприятия, так и население, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенная пошлина (налог на экспорт и импорт).
Рассмотрим налоговую нагрузку на примере предприятия автобусный парк № 1 г. Витебска.
НДС в настоящее время является основным косвенным налогом. НДС взимается по ставке 20% в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таблица 1
Годы |
Выручка предприятия Вн |
Сумма начисленных налогов и сборов |
Удельный вес, % |
2009 |
16686215,712 |
3003519 |
82,3 |
2010 |
20299179,251 |
3653852 |
88,8 |
2011 |
26375321,307 |
4747558 |
89,2 |
Таким образом, как видно
из таблицы удельный вес косвенных
налогов в общей сумме
Более наглядно это продемонстрировано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика удельного веса косвенных налогов
Задача
Произвести расчет налогов, сборов и отчислений, причитающихся к уплате в бюджет и целевые бюджетные фонды за отчетный квартал (3 месяца).
Определить удельный вес налогов в валовой выручке. Сделать выводы о величине и структуре налоговой нагрузки предприятия. Исходная информация представлена в таблице.
Таблица 1 – Исходные данные
Показатели |
Значение показателя, тыс. руб. |
1. Выручка от реализации продукции, услуг, облагаемых НДС по ставке: |
|
20% |
175680 |
10% |
0 |
2. Выручка от реализации
товаров, приобретенных для |
60000 |
3. Учетная стоимость
товаров (без НДС), приобретенных
и реализованных в отчетном пер |
38900 |
4. Сумма НДС, оплаченная по приобретенным материалам, товарам, услугам |
40000 |
5. Затраты на производство
и реализацию продукции, |
|
5.1 Материальные затраты |
65700 |
5.2 Затраты на топливо и энергию |
6850 |
5.3 Амортизация основных
средств и нематериальных |
2050 |
5.4 Прочие затраты |
20400 |
6. Данные для расчета
фонда заработной платы и |
|
6.1 Заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам |
15050 |
6.2 Премии, начисленные за производственные показатели |
3000 |
6.3 Материальная помощь к отпуску |
1100 |
6.4 Оплата трудового отпуска |
7000 |
6.5 Пособие по временной нетрудоспособности |
1500 |
7. Данные для расчета налога на недвижимость |
|
7.1 Первоначальная стоимость зданий и сооружений – всего, в том числе: |
785000 |
7.2 Стоимость очистных сооружений |
6000 |
7.3 Сумма начисленного
износа по зданиям и |
345000 |
7.4 в том числе: по очистным сооружениям |
3200 |
8. Данные для расчета
отчислений в инновационный |
|
8.1 Себестоимость реализованной
продукции за предыдущий |
133000 |
8.2 Себестоимость (издержки обращения) реализованных товаров за предыдущий период за вычетом отчислений в инновационный фонд |
9600 |
9. Данные для расчета внереализационных доходов и расходов |
|
9.1 Получены проценты
банка за пользование |
168 |
9.2 Уплачены штрафы за нарушение условий договора |
20 |
9.3 Потери от уценки товаров |
0 |
9.4 Сумма кредиторской
задолженности, по которой |
80 |
9.5 Затраты на содержание социально-культурных объектов, находящихся на балансе организации |
0 |
Решение
1. Определим налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции
1.1. Расчет суммы налога
на добавленную стоимость,
где В – выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущества, включая налоги из выручки, тыс.руб.
– ставка налога на добавленную стоимость, %.
∑ НДС реализ. = 175680 * 20 / 100 + 60000 * 20 / 120 = 45136,00 тыс. руб.
Выручка от реализации
продукции, облагается по
2. Определение налогов, отчислений, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитываемых при налогообложении
2.1. Расчет отчислений, исчисляемых от фонда заработной платы:
а) Отчисления в фонд социальной защиты населения:
åО фсзн = ФЗП х Ст О фсзн / 100 – Пособие по врем. нетрудосп-ти,
где ФЗП – фонд заработной платы для целей налогообложения, тыс.руб.;
СтОфсзн – ставка отчислений в фонд социальной защиты населения (в соответствии с действующим законодательством), %;
Пособие по врем. нетрудосп-ти – пособие по временной нетрудоспособности (больничные листы оплачивают работникам из средств, предназначенных для ФСЗН), тыс. руб.
åОфсзн = (15050 + 3000 + 1100 + 7000) * 34 / 100 – 1500 = 7391,00 тыс. руб.
Материальная помощь к отпуску включается в ФОТ, а не включается в ФОТ – материальная помощь ликвидаторам аварии на ЧАЭС и по семейным обстоятельствам.
б) Обязательные взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (отчисления в БРУСП «Белгосстрах»).
åС = (15050 + 3000 + 1100 + 7000) * 0,6 / 100 = 156,90 тыс. руб.
Для иных страхователей,
в том числе бюджетных
2.2. Расчет отчислений в инновационный фонд
Оиннов. = НБ * Ст.иннов = С/с * Ст.иннов,
где Ст.иннов – ставка отчислений в инновационный фонд, %
С/с – себестоимость реализованной продукции за предыдущий период (за вычетом отчислений в инновационный фонд).
С с 1 января 2012 г. вступило в силу Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. N 60, которым утверждены дифференцированные размеры отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры Республики Беларусь для организаций.
Что касается отчислений в инновационный фонд при производстве продукции, товаров, то в зависимости от вида производимой продукции установлены следующие ставки отчислений: 0,25%, 4,5% и 10,5%. Т.к. в условии задачи вид производимой продукции не указан – воспользуемся минимальной ставкой 0,25%.
О иннов. = (133000 + 9600) * 0,25 / 100 = 356,50 тыс. руб.
2.3. Определение суммы налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (Ннедв.)
;
– ставка налога на
ОС остат= ОС восстан – Износ = (785000 – 6000) – (345000 – 3200) = 437200 тыс. руб.
– восстановительная стоимость основных средств на начало отчетного периода, тыс.руб.;
– сумма износа основных
средств, начисленного на
Н недв = ОС остат * Ст Н недв / 100 = 437200 * 1 / 100 / 12 * 3 = 1093,00 тыс. руб.
Ст Н недв – ставка налога на недвижимость, %
3. Определение суммы затрат по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитываемых при налогообложении прибыли:
å З н/о = Зм + За + Зтэр + Ззп + Зпроч. + Зтов + Нзем. + Нэкол. + åОфсзн + Обг + Оиннов.+ åНнед.,
где Зм – затраты на материалы;
За – амортизационные отчисления;
Зтэр – затраты на топливо, энергию;
Ззп – затраты на оплату труда;
Зпроч – прочие расходы;
Зтов – затраты на приобретение товаров для продажи;
Нзем – земельный налог;
Нэкол – экологический налог;
åОфсзн – сумма отчислений в фонд социальной защиты населения, относимая на затраты по производству и реализацию продукции (работ, услуг), учитываемые при налогообложении прибыли;
О бг – сумма отчислений в БРУСП «Белгосстрах»;
Оиннов. – отчисления в инновационный фонд;
åНнед. – сумма налога на недвижимость по зданиям и сооружениям за отчетный месяц.
å З н/о = 65700,00 + 6850,00 + 2050,00 + 20400,00 + 25050,00 + 7391,00 + 156,90 + 356,50 + 1093,00 = 129047,40 тыс. руб.
4. Расчет налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли.
4.1. Определение прибыли
от реализации продукции (
Преал.прод. = В – åНДСреал. – å З н/о,
Преал.прод. = 175680,00 – 40000,00 – 129047,40 = 6632,60 тыс. руб.
4.2. Определение валовой прибыли (Пвал.):
Пвал.= Преал.прод. + Двнер. – Рвнер.,
где Двнер. – доходы по внереализационным операциям;
Рвнер. – расходы по внереализационным операциям.
Пвал. = 6632,60 + 168,00 – 100,00 = 6700,60 тыс. руб.
4.3. Определение прибыли, облагаемой налогом на прибыль (Побл.)
Побл. = Пвал. -Пльгот.,
где Пльгот. – сумма льгот по налогу на прибыль.
4.4. Определение суммы налога на прибыль (Нпр.)
где Ст.Нпр – ставка налога на прибыль, %
Н пр = П обл. * Ст н / 100 = 6700,60 * 18 / 100 = 1206,11 тыс. руб.
5. Расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за квартал (НДС бюдж)
НДС бюдж = НДС реал – НДС приобр = 45136 – 40000 = 5136 тыс. руб.
6. Определение показателей налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка организации определяется по формуле:
где Ун.н. – уровень налоговой нагрузки, %;
∑Н – общая сумма налогов, сборов и отчислений, подлежащих уплате в бюджет, тыс.руб.
∑Ввал. – сумма валовой выручки, тыс.руб.
Ун.н. = (5136,00 + 1206,11 + 1093,00 + 356,50 + 156,90 + 7391,00 ) / 175680,00 * 100,00 = 8,73 %
Анализ структуры налоговой нагрузки проводят по группам налогов, сборов, отчислений.
Произведем анализ структуры налоговой нагрузки по группам налогов, сборов и отчислений
1. налоги, сборы, отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (5136,00 тыс.руб.) – 33,48%;
2. налоги, отчисления, включаемые в себестоимость продукции (8997,40 тыс.руб.) – 58,66%;
3. налоги, уплачиваемые из прибыли (1206,11 тыс.руб.) – 7,86%.
Таким образом, уровень налоговой нагрузки составляет 8,73%. Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40 % от дохода4. А значит сложившийся в настоящее время в Республике Беларусь уровень налоговой нагрузки создает условия для устойчивого экономического роста, снижения теневого сектора экономики, повышения предпринимательской и инвестиционной активности, а за их счет – расширения бюджетного финансирования социально-значимых направлений.