Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:15, курсовая работа
Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
Введение 3
Глава 1. Понятие косвенных налогов, виды и их характеристика 4
1. 1. Определение косвенных налогов 4
1. 2. Виды косвенных налогов и их характеристика 7
Глава 2. Анализ изменения налоговых ставок 9
2. 1. Косвенные налоги как ценообразующий фактор 9
2. 2. Акциз и налог на добавленную стоимость 11
Глава 3. Практическое задание 17
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие косвенных налогов, виды и их характеристика 4
1. 1. Определение косвенных налогов 4
1. 2. Виды косвенных налогов и их характеристика 7
Глава 2. Анализ изменения налоговых ставок 9
2. 1. Косвенные налоги как ценообразующий фактор 9
2. 2. Акциз и налог на добавленную стоимость 11
Глава 3. Практическое задание 17
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Введение
Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Но основная роль налогов заключается в том, что они призваны формировать финансовые ресурсы государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.) То есть все налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, входящие в налоговую систему РФ, “питают” бюджетную систему.
В зависимости от места формирования источника выплаты налогов последние подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.
В своей курсовой работе я хочу определить понятие косвенных налогов и проанализировать изменения налоговых ставок. Для этого нужно определить, что такое вообще налоги, косвенные налоги, их виды.
Глава 1. Понятие косвенных налогов, виды и их характеристика
1. 1. Определение косвенных налогов
Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента[1].
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами).
При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Таким образом, производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога.
Более того, многочисленные косвенные налоги, благодаря которым решаются социальные проблемы в центре и на местах (особенно на местах), заменили собой прежнюю централизованную систему перераспределения прибыли предприятий. В эпоху административно - командной системы эти поборы централизованно осуществляло государство, а в условиях перехода к рыночной экономике эти функции выполняют местные власти. И они же занимаются дележом тех средств, которые поступают в местный бюджет, что не может не порождать систему протекционизма и коррупции.
Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.).
Косвенные налоги подразделяются на:
1. косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
2. косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально - значимых, товаров.
Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы.
Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.
К основным косвенным налогам, которыми облагаются как предприятия, так и население, относятся:
1. налог на добавленную стоимость (НДС);
2. акциз;
3. таможенная пошлина (налог на экспорт и импорт)[2].
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков.
Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.
Недостатки косвенных налогов - увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.
1. 2. Виды косвенных налогов и их характеристика
Акциз - косвенный налог на товары или услуги[3]. Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты.
Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф.
В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во - первых, это один из важных источников дохода бюджета, во - вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров.
Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем.
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, которым облагаются все товары и услуги, поэтому его иногда называют универсальным акцизом.
Налог на добавленную стоимость введен в России с 1 января 1992 года вместо налога с оборота и налога с продаж. Введение в России НДС обеспечивает равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно - правовых форм собственности.
НДС обеспечивает стабильность налоговых поступлений в бюджет, имея широкою базу обложения (охватывая практически все виды товаров и услуг). Универсальный косвенный налог очень трудно “обойти”, поскольку скрыть покупку сложнее, чем утаить прямые доходы. НДС стимулирует экспортную деятельность компаний, поскольку не распространяется на экспортируемые товары. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Таможенные пошлины - косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины являются источником государственного бюджета. Они регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы внутреннего рынка. Влияют на торговый и платежный балансы. С экономической точки зрения, как любой косвенный налог, таможенная пошлина поддается переложению путем включения в цену товара. Собственник ввозимого и вывозимого товара, подлежащего обложению таможенной пошлиной, вносит государству причитающуюся сумму за счет выручки от реализации товаров. Конечным плательщиком выступает покупатель, приобретающий товар по цене, включающей таможенные пошлины. В результате таможенная пошлина, увеличивая цену ввозимого товара, снижает его конкурентоспособность. Этим достигается защита внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей, обеспечивается постепенность перехода к мировым ценам на сырье и энергоносители во внутренней торговле.
В настоящее время в России существует два вида косвенных налогов, выделяемых в составе цены товара:
1. акциз;
2. налог на добавленную стоимость (НДС).
Глава 2. Анализ изменения налоговых ставок
2. 1. Косвенные налоги как ценообразующий фактор
В настоящее время в России существует два вида косвенных налогов, выделяемых в составе цены товара: акциз, налог на добавленную стоимость (НДС).
Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально — экономическую роль:
1. налоги, реализуемые в цене, – это основной источник доходов государственного бюджета;
2. налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;
3. налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;
4. налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.
Косвенные налоги представляют собой налоги на потребляемые товары и услуги. С изменением уровня доходов граждан структура их потребительских расходов претерпевает определенные изменения. Существуют такие виды расходов, которые люди должны делать независимо от уровня благосостояния. К ним относится приобретение товаров первой необходимости (важнейших продуктов питания, медикаментов), оплата жилищно - коммунальных услуг и др. Однако, при росте благосостояния их доля в структуре потребительских расходов снижается. Более динамично растут расходы на товары длительного пользования и услуги. Но наиболее чувствительны к уровню доходов размеры сбережений. В доходах обеспеченных граждан сбережения имеют высокий удельный вес, в то время как низкодоходные слои населения в основном используют доход на приобретение товаров и услуг. Поскольку сбережения не являются объектом косвенного налогообложения, бремя косвенных налогов в большей степени ложится на малообеспеченных граждан.
Расширение косвенного налогообложения может быть более удобным для государства, поскольку не требует жесткого контроля за доходами граждан и затрудняет уклонение от уплаты налогов. Увеличение ставок косвенных налогов ощущается гражданами опосредованно, в форме повышения цен товаров, а значит и порождает меньшее недовольство в обществе, чем манипулирование прямыми налогами. Однако, оно имеет негативный социальный эффект за счет переложения налоговой нагрузки на менее обеспеченных граждан, снижает прозрачность налоговой системы и затрудняет контроль граждан над действиями государства.
При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.
Во - первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.
Во - вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или другое предприятие может и не получить.