Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:15, курсовая работа
Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
Введение 3
Глава 1. Понятие косвенных налогов, виды и их характеристика 4
1. 1. Определение косвенных налогов 4
1. 2. Виды косвенных налогов и их характеристика 7
Глава 2. Анализ изменения налоговых ставок 9
2. 1. Косвенные налоги как ценообразующий фактор 9
2. 2. Акциз и налог на добавленную стоимость 11
Глава 3. Практическое задание 17
Заключение 18
Список использованной литературы 20
В - третьих, потребление более - менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.
В - четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения. С одной стороны, якобы лучше установить акциз на товары не первой необходимости, например, алкогольные напитки. А с другой, тогда для государства выгоднее продавать именно эти изделия. Такое противоречие полностью природное и выражает диалектику нашей жизни.
В - пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества. Такое регулирование также никогда не сможет удовлетворить все слои населения.
2. 2. Акциз и налог на добавленную стоимость
Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.
Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость. Акцизы бывают адвалорными и специфическими.
Адвалорные акцизы устанавливаются в процентах к стоимости продукции, определяемой в соответствии со ст. 40 и 187 Налогового кодекса РФ без учета акциза, НДС и налога с продаж. Примером адвалорного акциза может быть акциз на ювелирные изделия, составляющий 5% от их стоимости.
Однако большинство акцизов — специфические акцизы, которые устанавливаются в абсолютных (денежных) суммах на единицу измерения, например акциз на пиво (с содержанием этилового спирта в пределах от 0,5 до 8,6% по объему) составляет 1 руб. 75 коп. за литр продукции. Основными объектами налогообложения являются реализация подакцизной продукции производителями, а также реализация подакцизной продукции с акцизных складов алкогольной продукции. Розничные продавцы акцизы не платят.
Важно отметить, что ставки специфических акцизов могут изменяться в связи с инфляцией (или дефляцией). Индексация ставок может быть единой для всех подакцизных товаров (облагаемых по специфической ставке), а может меняться по - разному для каждого вида продукции. Со временем изменяется и список подакцизных товаров.
Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут быть не только юридические, но и физические лица. Закон РФ "Об акцизах" распространен на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая реформа, с либерализацией цен. В связи с этим акцизы устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинстве стран, а методом процентных надбавок к розничной цене товаров. Подакцизными являются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ и некоторые виды минерального сырья. В общем достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. В 1993 — 1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен, начало которой совпало по времени с введением данного налога, и развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В связи с этим ставка была снижена до 20%. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары, например, на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой политики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики.
Ставки НДС адвалорные, т. е. выражаются в процентах к цене продукции без учета НДС. Основная ставка, по которой происходит обложение налогом, составляет 18%. Часть товаров (продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, медицинские товары) облагается по льготной ставке в 10%. Это самые необходимые продовольственные товары. Введением этого списка были компенсированы доходы, выпадающие из бюджета в связи с отменой специального налога. Перечень товаров, облагающихся НДС по льготной ставке, приводится в ст. 164 Налогового кодекса РФ. Кроме того, некоторые товары, например вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также связанные с этим работы и услуги вовсе не облагаются налогом.
Налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам. Например, бюджет г. Москвы стал получать сначала 17%, затем 20%, а потом — 25% от общей суммы поступлений. Кстати, мировой опыт свидетельствует, что косвенный налог на потребление чаще всего служит региональным налогом. Значительные отчисления от него направляются в бюджеты субъектов Федерации. По многим из них норматив составляет 50% и выше.
Налогом на добавленную стоимость должна облагаться лишь добавленная стоимость, а не весь оборот. Поэтому производится возмещение плательщикам НДС налога, уплаченного по ценностям, приобретенным для производства товара.
Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника и продажная цена оптового посредника. Сельскохозяйственная продукция не облагается ни акцизами, ни НДС. Поэтому структура закупочной цены будет еще проще: она состоит только из себестоимости и прибыли. Если в цену продукции уже входит НДС, то его можно вычислить, используя расчетную ставку. Ставке налога в 18% соответствует расчетная ставка НДС в 15,25%, ставке 10% — 9,09%.
Объектом обложения НДС является оборот по реализации товаров (кроме экспортируемых), выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации.
Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) с учетом применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость. При расчете облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.
От НДС освобождены: услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом, квартирная плата, услуги учреждений культуры и искусства, народного образования, научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджета.
В налоговой практике сумма налога на добавленную стоимость, перечисляемая в бюджет, рассчитывается как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченного поставщиками за материальные ресурсы, топливо, услуги, стоимость которых включается в издержки производства и обращения.
Ставки налога на добавленную стоимость дифференцированы: установлена основная ставка, по которой облагается большинство товаров, работ и услуг, и пониженная, применяющаяся только по определенным товарам.
Средства от сбора НДС, как правило, направляются в центральный бюджет страны.
Налог на добавленную стоимость взимается с части стоимости, которая добавляется на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг).
Количественно добавленная стоимость — это разница между стоимостью проекта, произведенного товаропроизводителем, и расходами на приобретение промежуточных товаров у других товаропроизводителей. Добавленная стоимость включает заработную плату с начислениями на социальное страхование, амортизацию основного капитала, расходы на электроэнергию, транспорт, рекламу, проценты за кредит.
Рассмотрим в качестве примера выпечку хлеба. В целях упрощения расчетов разделим весь технологический цикл на четыре стадии производства и реализации хлебопродуктов: выращивание пшеницы — помол — выпечка — транспортировка и реализация хлеба в торговой сети.
Первая стадия: выращивание пшеницы. Допустим, для производства одной буханки хлеба необходимо вырастить пшеницы на 100 рублей.
Вторая стадия: помол зерна. Затраты на данную производственную операцию составят 300 руб.
Третья стадия: выпечка хлеба. Стоимость буханки хлеба “прирастает” еще на 600 руб.
Четвертая стадия: транспортировка и реализация хлеба в торговой сети. Хлеб после транспортировки поступает в розничную торговлю как конечный продукт. Розничный магазин, если он сам вывез хлеб, добавляет стоимость транспортировки и своих услуг по продаже на 200 руб.
Таким образом, итоговая добавленная стоимость составит 1200 руб.
Очевидно, что налог на добавленную стоимость, представляет собой косвенный многоступенчатый налог, удерживаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и кончая продажей товара потребителю. Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара. НДС добавляется к продажной цене и указывается отдельной строкой, следовательно, на каждом этапе производства и обращения товара НДС равен разнице между суммой налога, взимаемого при продаже, и суммой налога, взимаемого при покупке.
НДС и акцизы являются ценообразующими факторами. Они вызывают рост цен, делая отдельные товары недоступными для семей с низким достатком, перераспределяют средства из доходов потребителей в государственный бюджет, понижая спрос. Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.
Глава 3. Практическое задание
Условие задачи
Определить свободную отпускную цену на подакцизный товар, включая НДС, а также сумму акцизов и налога на добавленную стоимость. Исходные данные: оптовая цена, включающая издержки производства и прибыль, составляет 100 руб., ставка акциза - 40% к отпускной цене, налог на добавленную стоимость - 20%.
Решение
1. Налогооблагаемый акцизом оборот определяется по формуле:
Цот = (Цопт / (100 – Са)) × 100,
где Цот - отпускная цена (руб./ед.);
Цопт - оптовая цена (руб./ед.);
Са - ставка акциза (%).
Цот= (100/(100- 40)) х 100 = 166,6 (руб./ед.)
2. Величина акциза может быть определена двумя способами:
а) А = Са х Цот= (40 / 100) х100 = 66,64 (руб.);
б) А = Цот - Цопт = 166,6 - 100 = 66,6 (руб.)
3. Величина налога на добавленную стоимость определяется
следующим образом:
НДС = Цот х СНдс = 166,6 х (20 / 100) = 33,32 (руб.)
СНдс - ставка НДС 20 (%).
4. Свободная отпускная цена подакцизного товара определяется как
сумма оптовой цены и налогов, акциза и НДС:
Цот с НДС = 100 + 66,6 + 33,32 = 199,92 (руб./ед.).
Ответ
Цена - 199,92 руб., акциз - 66,6 руб., НДС - 33,32 руб.
Заключение
Отход от принципов административного управления экономикой и вступление на рыночный путь развития выдвигают на первый план проблему налогового регулирования экономических процессов. В этих условиях законодательным органам необходимо проводить гибкую налоговую политику, позволяющую оптимально сочетать интересы государственной казны с интересами отдельных предприятий, а также с интересами граждан - налогоплательщиков.
Система косвенных налогов должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количестве получаемых доходов. Такая социальная функция косвенных налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.
Косвенные налоги при умелом их использовании – эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Они характеризуются быстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать эти средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, а отсюда и вероятность их полного или почти полного поступления, так как товары народного потребления пользуются постоянным спросом.
Кроме того, вследствие более - менее равномерного потребления, косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов местных бюджетов.
Косвенные налоги имеют непосредственное влияние на само государство. Используя все свои возможности, оно должно способствовать развитию производства и тем самым увеличить объем реализации, а следовательно и поступлений в бюджет. То есть, можно утверждать, что косвенные налоги играют стимулирующую роль. Государство посредством косвенных налогов может регулировать процесс потребления.