Механизмы налогообложения и их использование государством в целях стимулирования роста производства продукции и платных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:28, реферат

Описание

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Работа состоит из  1 файл

ГРЭ.docx

— 62.33 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Механизмы налогообложения и их использование государством в целях стимулирования роста производства продукции и платных услуг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В условиях рыночной экономики  налоги являются основным источником финансирования деятельности государства  и содержания его аппарата. Используя  налоговые рычаги, государство в  состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

 

Налогообложение –  это та сфера, которая касается практически  всех: и государства, и общества в  целом, и каждого налогоплательщика  в отдельности.

 

Механизм налогообложения - один из самых сложных в любой  экономической системе. Налогообложение  выступает важнейшим методом  государственного регулирования, от его  эффективности зависит успех  социальной и экономической политики.

 

Налоговый механизм нашей  республики в настоящее время  находится как бы в промежуточном  состоянии: его содержание не отражает административно-распределительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством прямого косвенного государственного регулирования экономики. Практика последних лет рыночных реформ показала, что основной источник бюджетного финансирования, каковым является налоги, явно оскудел. И не от того, что налогов стало меньше или их совокупная сумма уменьшилась, просто стало больше случаев так называемого " уклонение" от налогов. 
Сама система налогообложения дает тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями.

 

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Налоги выполняют роль своеобразного «топлива», приводящего в движение государственную машину. Недостаточное, а особенно чрезмерное налогообложение приводит к негативным последствиям в работе рынка, прежде всего, через искажение ценового сигнала: дефицит товаров, либо, напротив, чрезмерное накопление товарных запасов, инфляция, развитие теневой экономики и т.д. С другой стороны, гибкое использование налогов является тонким инструментом макрорегулирования.

 

 

Налоговые отношения  всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Обычно налоги являются доходом  бюджета, но могут быть использованы для формирования и других самостоятельных  денежных фондов, существующих и вне  бюджета. Вопрос о том, чьим доходом  являются те или иные доходы зависит  от строения финансовой системы государства. Но в любом случае налоги не формируют  самостоятельного денежного фонда, а выступают в качестве одного из видов доходов тех или иных фондов. В Казахстане в настоящее  время налоги выступают доходным источником бюджета в двух его  разновидностях: республиканского и  местного.

Значение налогов  как основного источника финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или же на государственной  собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими  экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при  всей его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла бы быть выражена в деньгах; в силу этого во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне, и проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов. Функции налогов не есть нечто заданное – они видоизменяются вместе с государством и той ролью, которую оно стремиться играть в экономике.

 

На данный момент структура  налоговой системы представляет собой наибольший интерес в области  налоговой политики государства. В  связи с этим тема работы является актуальной. За годы суверенитета в  республике апробировалось несколько  механизмов налогообложения и до сих пор происходит совершенствование  налоговой системы, адекватной требованиям  рыночной экономики.

 

Существует устойчивое мнение, что государство посредством  налогов обирает нас, поэтому  необходимо любым способом  защититься от него. 
К тому же  последнее время налоговый процесс резко усилился. 
Ставка на усиление налоговой политики оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицит государственного бюджета. 
Однако при этом упускается из виду один принципиальный момент: при наличии некоторых общих черт с экономическими кризисами в западных странах кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности. И главная из них - причиной нашего кризиса является отнюдь не перепроизводство, а наоборот, дефицитность экономики, носящая хронический характер. Даже если уровень инфляции, дефицитность бюджета удастся снизить, без позитивных изменений в производстве - это окажется кратковременным и обязательно за счет ухудшения социальной политики.

 

Налог – обязательный взнос  юридических и физических лиц  в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

Налоги – одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов.

 

В современных условиях налоги выполняют  две основные функции: фискальную и  экономическую. Фискальная функция  является основной. Используя ее, государство  формирует денежные фонды. Экономическая  функция предполагает использование  налогов в качестве инструмента  перераспределения национального  дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных  видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту  функцию налогов, государство оказывает  влияние на реальный процесс производства.

 

Право взыскать налоги всегда является одним из суверенных прав государства, такие же, как чеканка монеты и  отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем  порядке, однако противоречие между  согласием на установление налогов  и принудительным характером их взыскания  только внешнее.

 

Налоги, сборы и другие обязательные платежи исчисляются  и уплачиваются  в национальной валюте «тенге», поступают в доходы соответствующих бюджетов  в порядке, определенном Законом «О бюджетной системе».  Исключением  являются случаи,  когда  законодательными  актами  и   положениями   контрактов   на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или  в  иностранной валюте.

 

Освобождение от налога или  уменьшение налоговой  ставки  производится  в порядке внесения изменений и дополнений в  Закон,  а  также  на  основании контракта в соответствии с Законом  «О государственной  поддержке  прямых инвестиций».

 

Налоговая система активно  используется государством для воздействия  на экономику. При построении налоговой  системы руководствуются классическими  принципами, сформулированными еще  А. Смитом. Они состоят в следующем:

  1. Подданные государства должны поддерживать государство соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства (т.е платить налоги).
  2. Налог должен быть не произволен, а точно определен по сроку, сумме и способу платежа.
  3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Налоговая политика строится так, что сначала определяются расходы  государства, а потом уже доходы, которыми можно покрыть эти государственные  расходы. Эти расходы должны отражать интересы общества.

Государство располагает  различными инструментами воздействия  налоговой системы на экономику. Важнейший из них – это 1) налоговые  льготы. Они выражаются а) в пониженных ставках налогообложения для  некоторых предприятий. Их изменение  носит либо региональный характер, т.е. налоговые льготы применяются  для предприятий, действующих в  депрессивных районах, или селективный, избирательный характер, если они  касаются приоритетных (наукоемких или  экспортных) производств. Налоговые  льготы могут быть в виде б) налоговых  кредитов – это вычеты из величины начальных налогов, когда, например, от налогообложения освобождается  определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы НИОКР.

в) налоговой льготой является отсрочка уплаты налога или полное освобождение от него. Такой льготой  пользуются в основным малые и  вновь образованные предприятия  в течение первых 2-3 лет существования.

г) разновидностью налоговой  льготы является ускоренная амортизация, т.е ускоренное возмещение изношенного  капитала. Система ускоренной амортизации  дает возможность предприятиям вернуть  себе стоимость изношенного капитала до его морального износа, а амортизационные  средства использовать для обновления производственного аппарата.

2) манипулирование ставками  налогов- обязательный элемент  налоговой политики развитых  стран. В зависимости от сложившейся  экономической ситуации, решаемых  экономических задач, необходимости  стимулирования НТП и структурных  сдвигов и других проблем налоговые  ставки могут применяться как  в сторону снижения, так и в  сторону повышения. 

Разнообразные налоговые  меры могут иметь противоречивые последствия. С одной стороны, они  могут стимулировать НТП и  структурные сдвиги, экономический  рост, а с другой – госбюджет  недополучает огромные средства. Это  способствует появлению устойчивых бюджетных дефицитов, усиливающих  инфляцию.

Поэтому налоговая система  должна быть глубоко продуманной  и гибкой.

Классификация налогов —  это распределение налогов и  сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

 

В зависимости от объекта  обложения и взаимоотношений  плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные. Последние правильней было бы назвать вещными налогами, поскольку, с точки зрения гражданского законодательства Республики Казахстан, деньги, которые являются объектом обложения подоходным налогом, являются разновидностью имущества. Налоговое же законодательство под имуществом понимает то, что гражданское именует вещами, т.е. имущество в материально-вещественной форме.

 

К прямым относятся налоги, устанавливаемые непосредственно  на доход или имущество (подоходный налог, налог на прибыль).

 

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог - налог, где субъект  налогообложения перекладывает  бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его  плательщиком (носителем налога). Примерами  таких налогов выступают налог  на добавленную стоимость (НДС), акцизы. Хотя юридическим плательщиком НДС  и акцизов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку суммы  данных налогов включаются в его  цену. Поэтому эти налоги иногда называют налогами на потребление, в  то время как прямые налоги - налогами на потребление.

 

1. В зависимости от  формы уплаты налоги подразделяются  на натуральные и денежные.

 

Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование.

 

2. По субъектам можно  выделить налоги с юридических  лиц и налоги с физических  лиц. В последнее время наше  налоговое законодательство пошло  по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно как на юридических, так и на физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. Поэтому в точном юридическом смысле (как впрочем, и в экономическом) мы объективно наблюдаем в рамках общего налога два во многом различных налога, взимаемых с организаций и с граждан.

 

В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Информация о работе Механизмы налогообложения и их использование государством в целях стимулирования роста производства продукции и платных услуг