Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:28, реферат
В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.
Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.
Бюджетное регулирование - это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечения равенства его доходной и расходной статей.
Закрепленные налоги - это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.
Регулирующие налоги - это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего в нижестоящий в целях сбалансирования последнего.
Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов, так и из регулирующих доходов.
Определение налога, в качестве
регулирующего производится при
утверждении соответствующего бюджета.
Для регулирования местных
В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.
Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.
Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.
Формирование налоговой системы Республики Казахстан можно разделить на следующие периоды:
Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 -98 г. - второй, создание новой налоговой системы.
На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс, закладывающий базовую основу новой системы.
Перед принятием, в апреле 1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое. Не работали вовсе, либо функционировали с неполной неделей или с большими перерывами до 60% промышленных предприятий. В списке кандидатов в банкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственного бюджета (т.к. налогов в казну практически никто не платит). Сколько налогов в республике толком никто не знал. По одним данным их всего 43 (из них 16 общегосударственных, 10 обязательных местных, 17 разрешенных местных), по другим 47 налогов (и 8 видов отчислений во всякого рода фонды). Схемы налогообложения ставили в более выгодное положение не производителя благ, а того, кто этими товарами торговал или распределял финансирование инвестиций под товары.
Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:
Предполагалось сократить
количество налогов до 40-45%, а подоходного
налога с граждан до 40%, чтобы не
ослаблять стимулы деловой
Налоговые отношения укрепились
практикой. С 1 июля 1995 г. В Казахстане
действует новый Налоговый
Итак, с 1995 г. - “года перелома”
в налоговой политике - началась
меняться налоговая система, хотя до
совершенства еще нужно много
и много изменять. Изменения налогообложения
вызваны реальным состоянием экономики,
которое и в 1996 году сложное. Только
за январь недоимка в целом по всем
налогам и платежам возросла на 4,8
млрд. тенге, но с 1 июля 1995 года появилась
возможность расширить
Появилось понятие совокупного
годового дохода, из которого вычисляются
все расходы, связанные с его
получением. Значительно упростили
порядок амортизационных
Но в любом случае распоряжение Президента - один из примеров той деятельности главы государства, в русле которой он принимает меры по повышению ответственности органов власти перед нардом. В соответствии с этим распоряжением правительству дано задание в десятидневный срок разработать и внести в парламент законопроект представляющий обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества всеми без исключения. Так что, налоги все-таки платить придется. В конце 1997 г. поступление налогов в бюджет плохое и все попытки фискальных служб изменить ситуацию малоэффективны. Об этом говорилось на заседании правительства страны, на котором обсуждался доклад о поступлении налогов и обязательных платежей в бюджет, пенсионный и другие фонды, а также отчет о работе налоговой полиции за 10 месяцев текущего 1997 г., представленный Государственным налоговым комитетом.
Было доложено, что на
1 ноября 1997 г. в целом по республике
собрано налогов и других платежей
89% от прогнозируемой цифры, недополучено
13,5 млрд. тенге. В основном за счет недобора
подоходного налога с юридических
и физических лиц, акцизов. Причинами
этого явления ясны: кризис неплатежей,
представление возможности
Но от таких мер не всегда есть немедленная отдача, говорил на заседании премьер-министр А. Кажегельдин. Он же подчеркнул, что попытки ухода от уплаты налогов, наверное, будут продолжаться еще долго, в силу различных причин и сегодня речь надо вести об уменьшении их количества, если такие попытки невозможно исключить полностью.
К концу 1998 г. должна завершилась работа (второй этап построения налоговой системы республики Казахстан 1996-1998) по созданию налоговой системы отвечающей в полном объеме условиям рыночной экономики. Однако, несмотря на определенные достижения, налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения. Мы только-только вступили на тернистый путь создания усовершенствованной налоговой системы.
В соответствии с налоговым законодательством в Казахстане действуют налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов.
В соответствии с Налоговым кодексом с начала 2009 г. в Республике Казахстан действуют:
Ставки налогов для субъектов, работающих в общеустановленном порядке:
№ |
Наименование налога |
Ставка |
1 |
корпоративный подоходный налог |
20% |
2 |
налог на добавленную стоимость |
12% |
3 |
индивидуальный подоходный налог |
10% |
4 |
акцизы |
Ставки по видам отечественной
и импортируемой продукции |
5 |
социальный налог |
11% |
6 |
земельный налог |
Сумма налога зависит от размера земельного участка, его качества и целевого назначения |
7 |
налог на транспортные средства |
От 2 до 117 МРП* |
8 |
налог на имущество |
Физическим лицам 0,05-1% |
9 |
налоги и специальные платежи недропользователей |
Ставка налога зависит от вида добываемого минерального сырья |
*МРП (месячный расчетный показатель) – 1 731 тенге. |
Месячный расчетный показатель МРП) устанавливается Законом Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий год. Согласно Закону "О республиканском бюджете на 2013- 2015 годы", с 1 января года размер месячного расчетного показателя (МРП) составил 1 731 тенге.
Месячный расчетный показатель (МРП) применяется для исчисления: