Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:47, курсовая работа
В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность.
В налоговой сфере остаётся ещё множество нерешённых проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России ещё весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными (и нередко противоречащими друг другу) нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.
Еще одна методика разработана и применяется Министерством по налогам и сборам в г. Москве. Она была предложена для применения всеми вышестоящими инспекциями МНС, осуществляющими вертикальный (ведомственный) контроль. С помощью этой методики исследуются и сравниваются уже не только количественные показатели, но и качественные16. Предполагается, помимо вышеуказанных, сравнение еще и по следующим показателям:
Количественные показатели |
1. Удельный вес дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений. |
2. Рост дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений (как в абсолютных цифрах, так и по удельному весу в общей сумме налоговых поступлений). |
3. Удельный вес финансовых санкций в сумме дополнительно начисленных платежей. |
4. Удельный вес доначислений по камеральным и документальным проверкам (отдельно) в общей сумме дополнительно начисленных налогов и платежей. |
5. Рост дополнительно начисленных сумм по документальным проверкам (в абсолютных цифрах и по удельному весу в общей сумме доначислений). |
6. Процент взыскания (удельный вес взысканных в общей сумме доначислений). |
Качественные показатели |
1. Сумма доначислений на одного работника налоговых органов. |
2. Сумма доначислений на одного документально проверенного налогоплательщика. |
Методика, разработанная в Министерстве по налогам и сборам г. Москвы (методологическим отделом под руководством профессора. Д. Черника), лежит в основе многих методик региональных ИМНС, которые иногда дополняют ее «своими» показателями.17
К третьей группе относятся Собственные методики управлений МНС по субъектам РФ и по федеральным округам.
Взяв за основу предложенную профессором Д.Г. Черником методику оценки эффективности контрольной работы налоговых органов, Министерство по налогам и сборам РФ разрабатывает и ежегодно уточняет общие рекомендации, содержащие в основном количественные показатели. Многие налоговые инспекции субъектов Федерации рассчитывают такие показатели по предлагаемой методике и применяют их для рейтинговой оценки нижестоящих налоговых инспекций.18
Для оценки работы управлений МНС России по субъектам Федерации предусмотрены следующие критерии, которые представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Критерии, используемые управлением МНС РФ при оценке налогового администрирования.
Дальнейшее развитие налоговой системы и эффективное ее функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и от добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания всех законодательных актов и некорректного их толкования, большой трудоемкости в подготовке необходимой налоговой отчетности и других видов взаимодействия с налоговыми органами. Для решения этих проблем предусматривается осуществить целый комплекс мероприятий, в том числе разработку концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, разработку концепции оказания консультационных услуг налогоплательщикам.
По нашему мнению эффективная методика должна содержать в себе пункты, которые приведены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Методы повышения эффективности налогового администрирования.
Повышение эффективности работы контролирующих органов должно сопровождаться повышением ответственности налоговых органов за принимаемые ими решения. Внедрение в налоговую сферу практики компенсации ущерба налогоплательщикам, причиненного незаконными действиями или решениями контролирующих органов, безусловно, повысит ответственность государственных органов.
Список использованной литературы
1 Парменков, К.И. Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышенной конкурентоспособности/ К.И.Парменков. - М: ИНФРА-М.-2009.-с.500.
2 Щербинин А.Т. Проблемы повышения эффективности налогового контроля [Электронный ресурс]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.10 – М.: РГБ, 2002.
3
Абалкин, Л.И. Экономическая энциклопедия/Л.
И. Абалкин.-М.-Экономика.-1999.-
4 Мишустин М.В Повышение качества и эффективности налогового администрирования//Российский налоговый курьер. - №13. - 2010
5 Крылов Д.В. Экономическая оценка организации налогового администрирования. – Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук / ИГТУ: Научн. рук. М.Н. Горинов. – Ижевск: Б. и.. - 2000. – 27 с.
6 Крылов Д.В. Экономическая оценка организации налогового администрирования. – Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук / ИГТУ: Научн. рук. М.Н. Горинов. – Ижевск: Б. и.. - 2000. – 27 с.
7 Крылов Д.В. Экономическая оценка организации налогового администрирования. – Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук / ИГТУ: Научн. рук. М.Н. Горинов. – Ижевск: Б. и.. - 2000. – 27 с.
8Мишустин М.В Повышение качества и эффективности налогового администрирования//Российский налоговый курьер. - №13. - 2010
9
Абалкин, Л.И. Экономическая энциклопедия/Л.
И. Абалкин.-М.-Экономика.-1999.-
10 Парменков, К.И. Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышенной конкурентоспособности/ К.И.Парменков. - М: ИНФРА-М.-2009.-с.500.
11
Абалкин, Л.И. Экономическая энциклопедия/Л.
И. Абалкин.-М.-Экономика.-1999.-
12 Щербинин А.Т. Проблемы повышения эффективности налогового контроля [Электронный ресурс]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.10 – М.: РГБ, 2002.
13 Крылов Д.В. Экономическая оценка организации налогового администрирования. – Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук / ИГТУ: Научн. рук. М.Н. Горинов. – Ижевск: Б. и.. - 2000. – 27 с.
14 Крылов Д.В. Экономическая оценка организации налогового администрирования. – Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук / ИГТУ: Научн. рук. М.Н. Горинов. – Ижевск: Б. и.. - 2000. – 27 с.
15 Карташова Г.Н. Об оценке эффективности функционирования налоговых органов или налогообложения // Налоговый вестник. - 1998 – № 1.
16 Куницын Д.В Методики оценки эффективности деятельности налоговых органов. [электронный ресурс]
17 Куницын Д.В Методики оценки эффективности деятельности налоговых органов. [электронный ресурс]
18 Куницын Д.В Методики оценки эффективности деятельности налоговых органов. [электронный ресурс]