Налог как экономическая и правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:18, реферат

Описание

В качестве целей реферата я выдвигаю следующие:
научиться комплексному восприятию и осмыслению сложных общественных отношений конца XX, начала XXI века в области налогообложения;
развить умения и навыки работы с учебной, научной, справочной литературой и работой в Интернете;
оценить свои возможности в работе, связанной с написанием реферата.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития налогов и налогообложения 5
1.1 История развития налогообложения с 4-го тыс. до н.э. по V в. н.э. 5
1.2 История развития налогов и налогообложения в Средние века (V—XVII в.в.) 6
1.3 История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII—XVIII вв. — конец XIX в.) 7
1.4 История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX—XXI вв.) 8
2. Взаимосвязь моделей рыночной экономики и системы налогообложения 10
2.1 Рыночная экономика в современных условиях 10
2.2 Основные модели рыночной экономики 12
2.3 Налогообложение в США 14
2.4 Налогообложение в Германии 17
3. Реформирование экономики России 19
4. Теоретические основы налогообложения 21
4.1 Признаки и функции налогов 21
4.2 Правовые основы налоговой системы 22
4.3 Сущность налогов и принципы налогообложения 24
Заключение 29
Литература 30
Приложение №1 31
Приложение №2 32
Приложение №3 33
Приложение №4 34

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное образовательное учреждение.docx

— 986.72 Кб (Скачать документ)

На рынке финансовых ресурсов проявляются экономические  отношения между хозяйствующими субъектами, населением и государством по поводу мобилизации и перераспределения (через банковскую систему и другие кредитные учреждения) временно свободных  денежных ресурсов для кредитных  целей.

Все три рынка находятся  в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования. Вместе с  тем именно рынок товаров и  услуг определяет параметры функционирования рынка труда и рынка финансовых ресурсов. К примеру, сокращение платежеспособного  спроса населения способствует снижению производства потребительских товаров, высвобождению работников с предприятий  и их «попаданию” на рынок труда. Для этих рынков общей формой реализации экономических отношений является соотношение спроса и предложения, в котором связующим звеном выступают  цена, прибыль, заработная плата, процент. Спрос и предложение представляют собой взаимосвязанные стороны  экономического процесса. Связи эти  характеризуются постоянной возобновляемостью (с разной степенью взаимоотношения), выражая тем самым экономический  закон спроса и предложения.

 

Схема №1. Круговорот денег, ресурсов, товаров и услуг с  участием государства.

2 .2 Основные модели рыночной экономики

В мировой практике развитых стран выделяют две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический  и социальный прогресс общества. Это  либеральная модель и модель социально-ориентированного рынка. Они различаются между  собой, прежде всего по степени государственного регулирования экономики. Характерные  признаки либеральной модели, основанной на незначительном вмешательстве государства:

- минимум предприятий  государственного сектора;

- максимальная свобода  хозяйствующих субъектов;

- минимальное участие  государства в решение социальных  задач;

- монетарный характер  регулирования экономики, ограничивающийся  в основном макроэкономическими  процессами.

Такая модель при достижении исходного высокого уровня развития экономики позволяет обеспечить достойный уровень жизни большинству  граждан. Государственный пантернализм охватывает только бедные слои населения, гарантируя и обеспечивая им довольно приличные условия жизнеобеспечения. Эта модель действует в США, Франции  Великобритании.

Социально-ориентированная  модель отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Здесь характерны следующие признаки:

довольно значительный госсектор предприятий;

рыночные “правила игры”  отличаются высокой степенью регламентации;

государством регулируются не только макроэкономические процессы, но и отдельные сферы деятельности хозяйствующих субъектов;

государственный пантернализм охватывает практически всех членов общества, гарантируя определенный уровень  удовлетворения потребностей населения  в жилье, услугах здравоохранения, образования и культуры;

обеспечение занятости  населения.

Эта модель характерна для  Германии, Швеции, Австрии. Она показывает жизненность этой экономической  модели, механизм которой обеспечивает сочетание экономической эффективности  и социальной ориентации хозяйства. С этой моделью много общего имеет  японская модель, которая также базируется на политике активного вмешательства  государства в экономику, но ориентирована  не на интересы отдельного человека, а  приоритеты коллектива (благополучие компании) и семьи.

Разумеется, каждая модель, принятая государством на вооружение, имеет свои исторические корни, учитывает  традиции хозяйствования и управления, новые явления и т. д.

2.3 Налогообложение в  США

Налоги зависят от типа государства и особенностей страны. Когда в США приступили к налоговой  реформе, то ставили перед собой  цель существенно упростить систему  налогообложения, сделать её справедливой и стимулирующей рост производства. Если бизнесмен создаёт новое производство или расширяет старое (а значит, увеличивает число рабочих мест), он вправе рассчитывать на льготы по налогообложению.

В Соединённых Штатах вместо прогрессивного подоходного налога от 15 до 50 процентов был введён налог  с фиксированной ставкой 15 и 28 процентов. Налог на прибыль был снижен с 46 до 34 процентов.

Акциз на алкоголь может  составлять 20 процентов - в штате  Гавайи с оптовых продаж или 48 процентов, как в штате Алабама, - от розничных  продаж. Американцы платят косвенный  налог. Когда они покупают бензин на автозаправке, они знают, что в  стоимость топлива заложены отчисления на дороги. Чем больше они ездят, тем больше платят налогов. Это кажется  рациональным и справедливым.

В Соединенных Штатах каждый человек платит три вида подоходного  налога (федеральный, штатный и местный), два вида поимущественного налога, три налога на наследство и дарение  и т.д. Например, в штате Массачусетс  платят сорок два вида налогов. В  разных штатах – разное налоговое  законодательство. В шести американских штатах (Флорида, Невада, Южная Дакота, Техас, Вашингтон и Вайоминг) подоходный налог на уровне штата не взимается.

Если доходы меньше определенной суммы (минимума), то налог не платиться. Для одиноких налогоплательщиков до 65 лет налогооблагаемый минимум  составляет 5500 долларов в год; для  супругов, совместно заполняющих  декларацию – 10000 долларов; для главы  семьи, не имеющего супруга, но воспитывающего детей или содержащий родителей  – 7150 долларов. После 65 лет сумма  налогооблагаемого минимума несколько  возрастает. Подоходный налог штату  платят его жители и граждане, получающие здесь доходы. Например, люди, работающие, но не живущие в Нью-Йорке, уплачивают здесь налог с заработной платы, а с остальных доходов платят по месту жительства. Все физические лица не зависимо от того, платят они  налоги или нет, обязаны ежегодно до 15 апреля представлять налоговые  декларации (если только они не освобождены  от их подачи законом). Каждому налогоплательщику  присваивается федеральный идентификационный  номер.

Неуплата налогов - это, пожалуй, одно из самых серьезных  правонарушений. Американцы любят повторять  в ситуации, когда они сталкиваются с государственными служащими: «Я –  честный налогоплательщик».

В системе наказаний  важную роль играет моральное осуждение. Репутация человека, не платящего  налоги, является одной из самых  не желательных. Как правило, множество  политических скандалов и связанных  с ними разоблачений начинаются с  проблем с налогами. На Западе не платить налоги считается делом  постыдным.

За не уплату налога инспекция  налагает арест, вначале на счет в  банке. Обычно этого достаточно. Если нет, то может наложить налог на имущество. Автомобиль могут прямо забрать  с автостоянки. Запрещено изымать  жилище. После изъятия налога инспекция  должна в любом случае оставить налогоплательщика  прожиточный минимум – примерно 200 долларов в месяц.

Тюремное заключение ждет тех, кто отказывается платить, имея деньги, или сделал под присягой лживое заявление, что денег у  него нет.

В США поощряется, если человек  сообщит о том, что кто-то уклоняется от налогообложения. Если проверка подтвердит сведения, информатор может получить 15 процентов от суммы, скрытой нарушителем.

Даже в США с их развитой системой электронных платежей, компьютеризацией и отсутствием  расчетов «по бартеру или наличкой»  трудно проверить все налоговые  декларации. Вот почему налоговые  службы страны сделали упор на пропаганду доверия налогоплательщика к  государству, а не на политику запугивания. Каждый гражданин США имеет возможность  в любое время бесплатно получить от налоговой службы копию «Билля о правах налогоплательщика» - закона, в котором изложены права, предоставленные  плательщику налогов.

Используя налоговое законодательство, правительства США сумело справиться даже с некоторыми знаменитыми гангстерами. Так, полиция никак не могла посадить в тюрьму Аль Капоне – известного мафиози, на счету банды которого было множество жертв. Свое богатство  он нажил на контрабандной торговле спиртным во время действия «сухого  закона» в 20-е годы. Следственным органам не удавалось доказать причастность Аль Капоне к преступлениям –  свидетелей не находилось. Но то, что  не сумела криминальная полиция, получилось у сотрудников министерства финансов США, которое специализировалась на борьбе с нарушениями налогового законодательства. Они доказали, что  знаменитый и богатый гангстер не платил налогов, и его «упрятали» в тюрьму.

2.4 Налогообложение в  Германии

В Германии действует социально-ориентированная  модель налогообложения. Это значит, что при высоких налоговых  ставках граждане этой страны понимают, что бюджетные средства будут  израсходованы на них же самих. Поэтому  уровень жизни в этой стране –  один из самых высоких в мире.

Всего в Германии действует 45 видов налогов. Подоходный налог  с физических лиц – основной источник государственного дохода. Его ставка колеблется от 25,9 до 53 %. На уплату налогов  немецкая семья тратит почти половину своих доходов. На втором месте по удельному весу в бюджете страны – налог на добавленную стоимость. Действует также налог на доходы корпорации. Основной местный налог  – промысловый. Им облагаются предприятия, товарищества, предприниматели, которые  занимаются промышленной, торговой или  другой деятельностью.

Одним из самых старых является налог на собственность. Он был учрежден в VIII веке королем фон Габсбургом.

В разные времена в Германии вводились самые экзотичные налоги. Так, прусский король Вильгельм Фридрих I установил налог на ношение париков. В VIII веке придумали налог на воробьев. Каждая семья должна была уничтожить по 12 птиц. Выполнившему «норму” платили 6 крейцеров, а тот, кто не справился, должен был внести в казну 12 крейцеров. При Фридрихе Великом был введен налог на кофе. Это привело лишь к тому, что любители напитка стали  пить его тайком.

Хотя налогов в Германии много, каждый человек платит только несколько из них. Например, церковный  налог платят только прихожане церкви. Налог на противопожарную охрану собирается с сумм при страховании  от пожара. существует необлагаемый минимум, льготы на детей, льготы на случай болезни. Есть льгота для тех, кто имеет  земельный участок и т.д.

Чтобы ориентироваться  в сложной системе налогообложения, надо быть специалистом. Вот почему в США и в Германии человек  помимо собственного адвоката, имеет  и налогового консультанта. Он не просто помогает заполнить налоговую декларацию, но и консультирует, как правильно  и в рамках закона снизить уровень  налогооблагаемого дохода.

высокие налоговые ставки подоходного налога заставляют многих известных деятелей искать «убежища”  в странах с долее мягким налогообложением. Немецкие футболисты, сыграв в родной стране, уезжают в Бельгию, США  или другие государства. Это дает им право не платить налоги в Германии. Также поступают знаменитые теннисисты Борис Беккер и Штефи Графт. По некоторым подсчетам, ежегодный  ущерб германской казны от разного  рода ухищрений неплательщиков налогов  составляет от 150 до 400 млрд. долларов.

В германии крупные налоговые  льготы получают фирмы, инвестирующие  капитал в восточные земли (бывший ГДР). Поддерживается налоговыми льготами Рурская область, где расположена  сталелитейная промышленность. Этим самым проявляется стимулирующая  функция налогов. В Германии с  помощью налогов поощряют создание рабочих мест, а также подготовку или переподготовку специалистов. Налоговое  законодательство германии стремится  оптимизировать налоги. они не должны препятствовать развитию свободного бизнеса  и одновременно призваны служить  государственным приоритетам.

3. Реформирование экономики  России

Реформирование экономики  России с самого начала было ориентировано  на переход к либеральной модели рынка. Первые практические действия в  этом направлении выразились в либерализации  хозяйственной деятельности и цен, снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных  предприятий. Имелось в виду, что  именно саморегулируемый механизм нарождающейся  рыночной системы расставит всех и вся по своим «нишам” и  создаст новую структуру хозяйства, новую систему разделения труда  в российской экономике.

Первые годы рыночных преобразований в России характеризуются значительным спадом производства, сокращением инвестиций, разладом финансовой системы, снижением  уровня жизни подавляющей части  населения. Инфляционные процессы, обусловленные  ростом цен и неплатежей, негативно  сказались на устойчивости денежного  обращения и финансово-кредитной  системы. Вносимые коррективы в монетаристскую стратегию осуществления реформ ощутимых перемен не принесли: стабилизация в экономике и финансах пока не наступила.

Учитывая сложившуюся  ситуацию, правительством России было решено эффективно преобразовать налоговую  систему, имея в виду, что она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать  инвестиции.

В 1990 году в стране создана  государственная налоговая служба Российской Федерации, а также Государственные  налоговые инспекции краев, областей и республик. Им в свою очередь  подчинялись государственные налоговые  службы городов и районов. Цель создания ГНС - совершенствование системы  контроля за соблюдением налогового законодательства, а также полнотой, правильностью и своевременностью перечисления платежей в бюджет. В 1998 году ГНС насчитывает в своих  рядах 200 тысяч человек.

В 2001 году произошла реорганизация  ГНС России, и в итоге в Нижегородской  области было создано Управление МНС России, которое с 1997 года и  по сей день, возглавляет Государственный  советник налоговой службы РФ III ранга  Николай Федорович Поляков. Область  была поделена на четыре региона: Восточный, Западный, Северный и Южный, в которых  была создана 61 налоговая инспекция (смотри Приложение № 1).

Тогда же (в 1990 году) была создана  и государственная налоговая  инспекция по Перевозскому району, весь коллектив которой состоял  из восьми человек. В результате реорганизации  налоговых органов в 2001 году создали  межрайонную инспекцию министерства Российской Федерации по налогам  и сборам №11 по Нижегородской области  на базе инспекций по Перевозскому, Бутурлинскому и Вадскому районам  с центром в г. Перевоз. С первых дней ее возглавляет советник налоговой  службы II ранга Вера Николаевна Коробова. Сегодня эта инспекция – большой  коллектив из 90 человек, которые  трудятся в 9 отделах и не мало прилагают  сил для пополнения бюджетов всех уровней (смотри Приложение №2).

Информация о работе Налог как экономическая и правовая категория