Налог как экономическая и правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:18, реферат

Описание

В качестве целей реферата я выдвигаю следующие:
научиться комплексному восприятию и осмыслению сложных общественных отношений конца XX, начала XXI века в области налогообложения;
развить умения и навыки работы с учебной, научной, справочной литературой и работой в Интернете;
оценить свои возможности в работе, связанной с написанием реферата.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития налогов и налогообложения 5
1.1 История развития налогообложения с 4-го тыс. до н.э. по V в. н.э. 5
1.2 История развития налогов и налогообложения в Средние века (V—XVII в.в.) 6
1.3 История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII—XVIII вв. — конец XIX в.) 7
1.4 История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX—XXI вв.) 8
2. Взаимосвязь моделей рыночной экономики и системы налогообложения 10
2.1 Рыночная экономика в современных условиях 10
2.2 Основные модели рыночной экономики 12
2.3 Налогообложение в США 14
2.4 Налогообложение в Германии 17
3. Реформирование экономики России 19
4. Теоретические основы налогообложения 21
4.1 Признаки и функции налогов 21
4.2 Правовые основы налоговой системы 22
4.3 Сущность налогов и принципы налогообложения 24
Заключение 29
Литература 30
Приложение №1 31
Приложение №2 32
Приложение №3 33
Приложение №4 34

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное образовательное учреждение.docx

— 986.72 Кб (Скачать документ)

4. Теоретические основы  налогообложения

4.1 Признаки и функции  налогов

Признаки налогов:

а) императивность – субъект  налогообложения не вправе отказаться от возложенной на него обязанности  платить налоги, т.е. безвозмездно вносить  часть своего дохода в бюджет,

б) смена формы собственности  дохода – часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность  государства, где доход обезличивается,

в) безвозвратность –  субъект налога теряет на налоги право  после их уплаты в бюджет,

г) лигитивность – признание  налогов на основе права и взимание их только с законных операций.

Схема №2 Функции налогов.

4.2 Правовые основы налоговой  системы

Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение  представляет собой метод распределения  доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и  принципы их построения составляют налоговую  систему. Ее построение определяется уровнем  экономического развития страны и государственной  политикой. Российская налоговая система  введена 1 января 1992 года в соответствии с Законом «Об основах налоговой  системы в РФ” С января 2001 года начал действовать новый Налоговый  кодекс Российской Федерации, который  явился правовой основой для налогообложения  в России.

На стадии становления  налоговой системы, правовая форма  налоговой системы не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня  нельзя еще утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. К настоящему моменту  все же возобладало мнение о том, что экономическая основа налоговой  системы сформирована, и она не должна подвергаться в этом отношении  серьезным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения  его правовой формы; главным образом  за счет повышения роли законов в  регулировании налоговых отношений.

Важным направлением эффективного использования налогов является повышение их роли в стимулировании малого предпринимательства. Именно оно  формирует конкурентную сферу, создает  дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает  производство в зависимости от спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат.

Одним из ключевых звеньев  механизма поддержки и развития малого предпринимательства является налоговая система. Опыт стран с  развитой рыночной экономикой свидетельствует  о том, что необходима целенаправленная программа реформирования налоговой  системы, нацеленная на укрепление и  поддержку малого предпринимательства.

Мне кажется, что налоговая  политика, прежде всего, должна быть нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы позволит реально увеличить поступление  доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения  этой проблемы, невозможно обеспечить финансовую базу экономического роста. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное  стимулирование развития малого предпринимательства.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определение  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот и так далее, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики  к рыночным отношениям, а так же препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний  день - главная проблема налогообложения. Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный опыт взимания и использования налогов в  странах запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять  первостепенное внимание специфике  экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного  хозяйства.

4.3 Сущность налогов и  принципы налогообложения

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. Регулирующая функция государства  в сфере экономики проявляется  в форме бюджетно-финансового, денежно  – кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и  субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система  включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией” бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделения общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов чиновников и другие нужды.

Налоги, таким образом, - это порождение государства, и в  этом своём качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К  примеру, в некоторых докапиталистических  общественных формах главными доходами государства были различного рода натуральные  поборы. Кроме того, основная масса  населения вынуждена была выполнять  натуральные повинности.

Государство устанавливало  налоги в натуральном выражении  с учетом специализации того или  иного хозяйства, местности. С расширением  функции феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной  казны, в проведении протекционистской  политики. В эпоху становление  и развития капиталистических отношений  значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой  продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в  свою пользу определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного  взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего  продукта:

- работники, своим трудом  создающие материальные и нематериальные  блага и получающие определённый  доход;

- хозяйствующие субъекты  владельцы капитала.

За счет налоговых взносов  формируется финансовые ресурсы  государства, аккумулируемые в его  бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое  содержание налогов выражается, таким  образом, взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства – с  другой, по поводу формирования государственных  финансов.

Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинение  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения  всеобщность, справедливость, определённость и удобность. Подданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения  учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. Был принят Закон  РФ “Об основах налоговой системы  Российской Федерации”, в котором  система налогообложения России основывается на соблюдении следующих  основных принципов:

уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.

необходимо, чтобы налогообложение  носило однородный характер,

обязательность уплаты налогов,

система уплаты налогов  должна быть понятной, простой и  удобной для налогоплательщика,

налоговая система должна быть гибкой и легко перестраиваться  к изменениям в экономике,

налоговая система должна помогать выполнению выше перечисленных  функций налогов.

(смотри схему №3 в  Приложении №2).

Законодательством установлено, что объектами налогообложения  являются:

прибыль (доход);

стоимость определенных товаров;

добавленная стоимость  продукции;

имущество юридических  и физических лиц;

передача имущества (дарение, продажа, наследование);

операции с ценными  бумагами;

отдельные виды деятельности;

другие объекты, установленные  законом.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

По методу установления налоги подразделяются на прямые косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные  платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций (налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными  бумагами).

В развитых странах роль прямых налогов, доказавших свою эффективность, значительно возросла и составила: в США – 91,1%, в Японии – 71,2%, в  Англии – 54,3%, в Германии – 44,1%.

По мере повышения материального  благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления  косвенные налоги эволюционировались: от однократного налогообложения потребительских  товаров на стадии конечного потребления  к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, т.е. от акциза к налогу с оборота  и затем к налогу на добавленную  стоимость и акцизам.

В нашей стране платежи  государственных предприятий из прибыли не носили налогового характера. В 1913 г. государственное хозяйство, включая казённую винную монополию, обеспечивало 60% доходов бюджета, а  прямые налоги всего лишь 6%. В 1987 г. доля прямых налогов в доходах госбюджета СССР составляла 8,2%, а платежи госпредприятия из прибыли и налога с оборота  – 61%. Другими словами, налоговая  система в России хотя и видоизменилась по составу и значению отдельных  налогов, но по сути оставалась закостенелой.

Осуществление рыночных преобразований в экономике России активизировало работу по совершению налоговой системы. Вместо налога с оборота и его  новоиспеченного (в 1991 г.) «сателлита» - налога с продаж были введены два  других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 г. налога на добавленную стоимость  соответствует требованием рыночных отношений, ибо охватывает и потребительские  товары (которыми в основном ограничивался  налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех стадиях их производства и реализации вплоть до конечного  потребления. Налоги также можно  подразделить еще на две категории. Это налоги с физических лиц и  налоги с юридических лиц, что  отражено в Налоговом Кодексе  РФ части I и II, принятом в 2001 году (смотри схему №4 Приложение №3).

Заключение

В своей работе я раскрал  сущность налога как экономической  и правовой категории, показал необходимость  его своевременной уплаты и постарался воспитать в себе добросовестного  налогоплательщика, которому не безразлична  судьба своей Родины.

В процессе работы над рефератом  я глубже изучил теоретический и  фактический материал по заявленной теме. Более глубоко и подробно рассмотрел налоги именно с точки  зрения их экономического и правового  значения для общества и государства. Это позволило мне осмыслить  и проанализировать сущность налогов, их функции и признаки, узнать принципы налогообложения, разобраться в  различных моделях рыночной экономики  и их связи с системой налогообложения.

Я лучше узнал как  развитие и изменение форм государственного устройства сопровождаются преобразованием  налоговой системы, что из себя представляют различные модели рыночной экономики  и как они отражаются на налоговой  системе государства.

Полученные знания по этой теме в ходе работы над рефератом  дали мне возможность лучше усвоить  материал по курсу «Налоги и налоговая  политика”. Они позволили мне  также осмыслить сложные общественные отношения конца XX, начала XXI века в  области налогообложения.

Я получил определенные навыки работы с учебной, научной  и справочной литературой, приобрел дополнительные навыки работы в Интернете.

Считаю, что эти знания и навыки мне пригодятся в дальнейшей учебе и при поступлении в  ВУЗ. Данной работой в дальнейшем также могут воспользоваться  учащиеся 10-11 классов, изучающие элективный курс «Налоги и налоговая политика”.

Литература

  1. Бутова Т.А. Диалоги о налогах. Владивосток. Уссури. 1998.
  2. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации. М. Дашков и компания. 2003.
  3. Евстигнеев Е.Г.. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. С-Петербург. 2000.
  4. Журнал. Управление МНС России по Нижегородской области. Отчет о работе за 1991 год. Нижний Новгород. Деком. 1991.
  5. Журнал. Управление МНС России по Нижегородской области. Отчет о работе за 1998 год. Нижний Новгород. Деком. 1998.
  6. Комментарии к налоговому кодексу. Последний вариант.
  7. Липсиц И.В. Экономика в 2-х книгах. М., Вита-пресс, 2006.
  8. Налоговый кодекс РФ. Последнее издание.
  9. Парыгина В.А.и др. Налоги и налогообложение в России. М. Эксмо. 2006.
  10. Прикладная экономика. М., Поли-экспресс, 2003.
  11. Пономарев А.И.. Налоги. Ростов-на-Дону. Феникс. 2001.
  12. Черник. Д.Г.Налоги. М. Финансы и статистика. 1994.
  13. Юткина Т.Ф.. Налоги и налогообложение. М. Инфра – М. 2003.
  14. http://www.akdi.ru – Агентство консультаций и деловой информации “Экономика”.
  15. http://www.eeg.ru. – макроэкономическая статистика России на сайте экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации.
  16. http://www.nns.rn./analytdoc/anal2.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Национальной электронной библиотеки.

Информация о работе Налог как экономическая и правовая категория