Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:44, курсовая работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее весомых источников поступления средств в доходы федерального бюджета. За пять лет (2002 – 2007 гг.) его доля колебалась от 29,7% до 39,1%. На период с 2008 по2010 годы без преувеличения можно сказать, что этому налогу отводится ведущее по фискальной значимости в доходах федерального бюджета. Об этом свидетельствуют данные Минфина РФ на указанный период, исходя из которых удельный вес НДС на 2008, 2009, 2010 годы составили соответственно 39%, 46% и 41%.
Столь высоко значимый в фискальном отношении налог, несмотря на активный процесс его реформирования, порождает в правоприменительной практике еще немало острых проблем, которые требуют неотложного решения. Значительная часть этих проблем вытекает из самого устройства рассматриваемого налога, что создает в условиях современной российской действительности немалые трудности в работе налоговых органов по обеспечению полноты его собираемости. Так в названии налога четко обозначен объект налогообложения - добавленная стоимость, а законодательно установленный механизм взыскания сориентирован на иной объект, в основу которого положена стоимость реализуемых товаров, работ, услуг, предопределяемая по рыночным ценам. В соответствии с этим определяется налоговая база НДС, поскольку последняя согласно статье 53 Налогового кодекса РФ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Таким образом, по причине
метаморфозы объекта
Следовательно, по вышеназванной
причине на начальном этапе налогообложени
Основной недостаток НДС заключается в его неравномерности и обременительности для малоимущих слоев населения, так как тяжесть обложения налогом обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большая часть его направляется на потребление. Поскольку, с ростом доходов доля НДС в доходе его реального плательщика уменьшается, НДС можно относить к группе регрессивных налогов. Проблема регрессивности как раз и состоит в том, что НДС затрагивает значительную долю дохода малообеспеченного человека. Тот же, кто получает высокие доходы, часть этих доходов сберегает, и они не облагаются НДС.
Регрессивный характер налога может быть уменьшен двумя путями: с помощью самого налога или посредством других мер, не связанных с его взиманием. Регрессивность НДС снижается, если правовая база на лога устанавливает ставки ниже стандартных (или даже нулевые) на важнейшие потребительские товары, которые в большей мере потребляются слоями населения, имеющими низкий уровень дохода. И наоборот, могут быть установлены налоговые ставки выше стандартных на предметы роскоши, которые приобретают главным образом лица с высоким уровнем доходов. Налоговое бремя по НДС на малообеспеченные слои населения может быть снижено путем установления необлагаемого подоходным налогом минимума доходов, или регрессивной налоговой шкалы, или системы пособий, выплачиваемых государством малообеспеченным слоям населения.
В предпринимательском сообществе России НДС уже давно называют "криминальным" налогом и ратуют за его отмену или радикальную модернизацию. Однако представители власти зачастую относятся к возможности кардинальных изменений в данной области крайне негативно, указывая, что в настоящее время за счет НДС формируется значительная часть бюджета страны. Но на практике ситуация такова, что сотрудники структур, обязанных следить за сбором этого налога, наполняют не государственный, а свой собственный карман при помощи различных нелегальных сценариев по его возврату. При этом предпринимателям с чисто прагматической точки зрения приходится сотрудничать с коррупционерами. Бизнес постоянно находится под дамокловым мечом налогового криминала. К любому бизнесмену при желании можно предъявить финансовые претензии и с помощью силовиков заставить вести дела по нужной схеме.
Отмена НДС привела бы к сокращению количества российских компаний в три-четыре раза. Перестали бы существовать те фирмы, которые нужны только для налоговых возвратов. Зато существенно возросла бы собираемость налогов на прибыль предприятий, налогов на доходы физических лиц, а также единого социального налога. Высвободились бы миллионы людей, которых можно было бы задействовать в реальном секторе экономики. Компании начали бы платить зарплаты "вбелую". Именно НДС загоняет предпринимателей в криминал, и при его отмене большая часть бизнеса будет выведена из тени.
Минфин России подготовил в рамках цикла проекта федерального бюджета основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011-2013 годов (далее - Основные направления). В трехлетней перспективе 2011-2013 годов приоритеты России направлены на создание эффективной налоговой системы.
В ходе обсуждения мер основных направлений налоговой политики были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.
Законодательство внесет ряд изменений в порядок оформления счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость и их заполнения. Основное направление Правительства направлено на создания системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде, что повлечет за собой взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов между собой. Проводимые мероприятия не повлекут значительных изменений и вопрос, о единой ставке налога на добавленную стоимость, обсуждаемый еще в прошлом году, остается пока без изменений.10
В рамках работы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации основные усилия в ближайшее время будут направлены на урегулирование порядка возмещения НДС с тем, чтобы контроль за правомерностью возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков, а также на создание стимулов для инновационной активности российских организаций. Вместе с тем необходимо внести изменения в Кодекс по следующим направлениям.
Помимо этого, продолжится работа по внедрению системы электронного документооборота счетов-фактур. В частности, планируется создать нормативную правовую базу (включая поправки в Налоговый кодекс), в соответствии с которой будет осуществляться функционирование данной системы.
Напомним, пилотный проект был проведен в 2009 году. Принципиальных недостатков предложенной технологии в его ходе выявлено не было, а вот преимущества налицо. К ним относятся снижение затрат налогоплательщиков на почтовые услуги, ведение архива документов на бумажном носителе (затраты на бумагу, печать, аренду площадей для архива и т. д.), возможность оперативного поиска нужного документа в электронном архиве. По мнению законодателей, использование счетов-фактур в электронном виде существенно повысит качество и оперативность сбора информации в интересах налоговых органов, упростит и ускорит процедуры проверок деятельности налогоплательщиков и в целом положительно скажется на эффективности администрирования НДС.
Данная работа посвящена исследованию НДС - одного из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования.
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС является единым на все территории РФ.
Изучив данный налог можно заключить, что он обладает некоторыми преимуществами и недостатками. К преимуществам относятся:
Недостатки:
Обобщая весь материал курсовой работы, делаем вывод:
Во-первых, налог на добавленную стоимость является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Данный налог устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он выполняет фискальную, распределительную и стимулирующую функции.
Во-вторых, введение НДС в нашей стране обусловлено началом внедрения в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг. За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. В федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.
В-третьих, объектами обложения по НДС выступают обороты по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ, а также ввозимые товары в соответствии с режимом импорта. Налогооблагаемая база выступает основой при исчислении суммы налога, подлежащего внесению в бюджет. В соответствии с принятым в Российской Федерации налоговым законодательством обложение НДС производится по основным налоговым ставкам: нулевая ставка НДС, 10%. - ная, 18% -ная. Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в определенном порядке.
Информация о работе Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы