- Налог на добавленную стоимость
Экономическая сущность
косвенных налогов. Плательщики
налога на добавленную стоимость. Объекты
налогообложения. Налоговая база; особенности
определения налоговой базы налоговыми
агентами. Льготы. Освобождение от исполнения
обязанностей налогоплательщика.
Ставки, порядок исчисления.
Налоговый период.
Счета-фактуры. Налоговые
вычеты. Порядок и сроки уплаты
налога в бюджет. Порядок возмещения налога.
Особенности исчисления
налога на добавленную стоимость при
экспорте товаров (работ, услуг). Порядок
подтверждения права на возмещение налога
при ставке 0 процентов.
Введение
Экономическая сущность
косвенных налогов.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
1.
Понятие налога и сбора
Налог – одно из основных понятий финансов,
его следует рассматривать одновременно
как экономическое, социальное и политическое
явление. Налоги возникают на достаточно
высоком уровне развития общества существует
множество определений налогов.
Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт
1 даёт следующее определение налога:
«Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платёж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлеж3ащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных
образований».
Экономическая сущность налога заключается
в том, что они представляют собой
присвоение, централизацию и перераспределение
через бюджеты части произведённого национального
продукта.
Под налогообложением принято понимать
взимание налога. В экономической
теории понятие налога и сбора
часто принимают как синонимы,
однако, строго говоря, налог существенно
отличается от сбора. Налоговый Кодекс
РФ разделяет понятие налога и
сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового
Кодекса даёт следующее определение
сбора.
«Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в
отношении плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами
и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставлении определённых
прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Эк. сущность налогов – присвоение, централизация,
перер-ие через бюджеты части произв. нац.
продукта.
Налогообложение – взимание налогов.
Главное отличие налога от сбора
состоит в том, что налог является
абстрактным платежом и обычно не
имеет целевого ориентирования, при
уплате же сбора всегда присутствует
специальная цель или особые интересы.
Сходство налога и
сбора:
- И налог и сбор обязательны
- И налог и сбор принудительны
- И налог и сбор взимаются в пользу государства.
Можно выделить следующие
отличительные признаки налогов
от других финансовых категорий:
- Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
- Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.
- Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
- Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
- Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
2.
Функция налогов
Функция налогов – проявление его сущности в действии
и способ выражения его свойств.
Выделяют следующие
функции:
- Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.
- Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
- Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
- Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.
- Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.
Все функции налогов тесно взаимосвязаны
и реализуется в совокупности.
3. Элементы налогообложения
По налоговому кодексу РФ считается
установленным лишь в том случае,
когда определены налогоплательщики
и элементы налогообложения.
Налогоплательщики и плательщиками
сборов - организации и физические лица, на которые
в соответствие с налоговым кодексом возложены
обязанности, соответственно налоги и
(или) соборы.
К элементам налогообложения
относятся:
- Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог
- Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например – стоимость имущества.
- Налоговый период. Налоговый период – период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисл сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например – один год.
- Налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы
- Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.
- Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.
4.
Принципы и методы налогообложения
Принцип – базисное положение теории, идеи, системы.
Существует множество принципов налогообложения. Основные:
- Принцип справедливости. Он означает, что налоговая система должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.
- Принцип определённости. Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и любому другому лицу. Не допускается неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и оперативности взимания налогов. Налог должен являться предсказуемым элементом при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.
- Принцип удобства. Он означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется в упрощении подачи налоговой декларации и в совершенствовании работы налоговых органов.
- Принцип дешевизны. Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на сборы, а также научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговый промоушен.
- Принцип однократности налогообложения. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только единожды.
- Принцип гибкости налога. При изменении экономической ситуации в обществе и потребности государства в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться.
- Принцип политической ответственности. Налоговая система должна быть построена для убеждения налогоплательщика в том, что они платят налоги для своего же блага. Политическая система должна точно выражать предпочтения налогоплательщиков. Если налогоплательщик не чувствует возмещения от уплаченных налогов со стороны государства, то они стремятся уклониться от уплаты налога.
Методы налогообложения.
Под методами налогообложения понимается
порядок изменения налоговой
ставки в зависимости от роста
налоговой базы. В теории известны четыре
метода налогообложения:
- Равный. Он подразумевает, что для каждого налогоплательщика принимается равная сумма налогов.
- Пропорциональный. Для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога (налог на прибыль организации)
- Прогрессивный. С ростом налоговой базы растёт базовая ставка
- Регрессивный. С ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.
5.
Способы уплаты налога
Существует четыре
основных способа уплаты налога:
- Уплата по декларации. Декларация – документ, в котором налогоплательщик приводит налоговой базы и соответствующей ей величины налога. Особенность этого способа, является то, что выплата налога производится после получения налога.
- Кадастровый способ. Кадастровый налог взимается в том случае, если когда объект налогообложения дефиринцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп указывается в специальных кадастрах. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога. Такой способ характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (транспортные налоги)
- Уплаты налога у источника. Здесь налог вноситься лицом, выплачивающим налог, по этому уплата налога производиться до получения люлей. (налог на доходы физических лиц). Он удерживается работодателем за физическое лицо и перечисляется в бюджеты, а налогоплательщик получает заработную плату уже уменьшенную на величину налога.
- Уплата в момент расходования. Такой способ характерен для косвенного налога.
6.
Классификация налогов
Существует множество подходов
классификации налогов, основные из
них следующие:
- По субъектам налогообложения:
- Налоги с организации
- Налоги с физических лиц
- Универсальный налог.
- По объектам налогообложения:
- Прибыль или доходы
- Налоги на добавленную стоимость
- Налоги на отдельные виды деятельности
- Налоги на пользование природных ресурсов
- Налоги на имущество
- По видам налоговых ставок:
- Представленные процентной ставкой
- Взимаемые в абсолютной сумме с единицы налогообложения
- Комбинированные ставки.
- По уровню восстановления:
- Федеральные налоги. Они устанавливаются федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней а также в государственные внебюджетные фонды.
- Региональный налог. Налоги, которые устанавливаются федеральным законодательством и вводятся в действия законами субъектов РФ, после чего становятся обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Органы власти субъектов федерации в праве вводить эти налоги, регулировать налоговые ставки в определённых налоговым кодексом пределе, а также устанавливать налоговые льготы и порядок взимания этих налогов. Всего 3 таких налога.
- Местные налоги. Налоги, которые устанавливаются федеральным законодательством, производные действия решения местных органов управления, после чего они становятся обязательными к уплате на территории соответствующего муниципального образования. В настоящий момент два таких налога.
- По способу взимания:
- Прямые. То есть налоги, которые взимаются с доходов или имущества налогоплательщика, организации или физических лиц.
- Косвенные налоги. Налоги на товары, работы и услуги, которые взимаются путём включения налога в цену товара. Уплата налогов осуществляется продавцом, но он «перекладывается» на покупателя товара.
Плательщики налога на добавленную
стоимость
В соответствии
со ст. 143 НК РФ плательщиками
налога на добавленную стоимость
являются:
- организации,
- индивидуальные предприниматели;
- лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ;
- иностранные организации, реализующие товар на территории РФ.
Обособленные
подразделения организации уплачивают
НДС в бюджет по месту нахождения
головного подразделения.
Освобождаются
от уплаты НДС организации
и индивидуальные предприниматели:
- перешедшие на упрощенную систему налогообложения;
- уплачивающие единый налог на вмененный доход, по тем видам деятельности, которые облагаются этим налогом;
- если общая выручка за каждые три предшествующих освобождению месяца не превысила 2 млн. руб., без учета НДС (за исключение реализации подакцизных товаров и ввозе товаров на таможенную территорию РФ).
При применении
упрощенной системы налогообложения
и уплате единого налога на
вмененный доход НДС уплачивается
при ввозе товара на таможенную
территорию РФ.
Объекты налогообложения.
Налогоплательщики
НДС
Согласно ст. 143 НК налогоплательщиками
НДС признаются организации, индивидуальные
предприниматели и лица перемещающие
товары через таможенную границу Российской
Федерации. Они должны делать расчет НДС, уплачивать его в установленные сроки,
выписывать счета-фактуры и вести книгу
продаж и книгу покупок.
Не являются плательщиками
НДС налогоплательщики перешедшие
на упрощенную систему налогообложения
(УСН).
Не признаются налогоплательщиками
НДС организации, являющиеся иностранными
организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских
игр в Сочи 2014 года.
Объект
НДС
Согласно ст. 146 НК Объектом налогообложения
по НДСпризнаются:
- Реализация товаров (работ, услуг), в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
- Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
- Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
- Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.