Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:14, контрольная работа
Цель исследования состоит в изучении российского налогообложения недропользователей и его роли в федеральном бюджете, а также в выработке предложений по совершенствованию механизма налогообложения добычи полезных ископаемых в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
- рассмотреть российское налогообложение добычи полезных ископаемых и его федеральный бюджет;
- определить роль данного налога в федеральном бюджете;
- разработать предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи полезных ископаемых.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика налога на добычу
полезных ископаемых……………………………………………………...4
2. Значение налога на добычу полезных ископаемых
для федерального бюджета………………………………………………14
3. Совершенствование налога на добычу полезных
ископаемых в современных условиях…………………………………...17
3.1 Последние изменения в законодательстве…………………………..17
3.2 Дальнейшее совершенствование НДПИ…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………..23
Налогообложение по ставке 6,0 процента - при добыче: горнорудного неметаллического сырья; битуминозных пород; концентратов и других полупродуктов, содержащих золото; иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;
Налогообложение по ставке 6,5 процента производится при добыче: концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота); кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;
Налогообложение по ставке 7,5 процента - при добыче минеральных вод и лечебных грязей.
Налогообложение по ставке 8,0 процента производится при добыче: кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов); редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых; многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов; природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней.
Налогообложение по ставке 446 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно) и 470 рублей (начиная с 1 января 2013 года) производится за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), которые определяются в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи.
Налогообложение по ставке 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) производится за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.
Налогообложение по ставке 509 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 582 рубля (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 622 рубля (начиная с 1 января 2014 года) производится за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом налогообложение производится по ставке, установленной настоящим подпунктом, умноженной на коэффициент 0,493 (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 0,455 (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 0,447 (начиная с 1 января 2014 года), при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья следующими категориями налогоплательщиков:
- налогоплательщиками, не являющимися в течение всего налогового периода собственниками объектов Единой системы газоснабжения;
- налогоплательщиками, не являющимися в течение всего налогового периода организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов.
Налогообложение по ставке 47 рублей взимается за 1 тонну добытого антрацита.
Налогообложение по ставке 57 рублей взимается за 1 тонну добытого угля коксующегося.
Налогообложение по ставке 11 рублей взимается за 1 тонну добытого угля бурого.
Налогообложение по ставке 24 рубля взимается за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого.
Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации (Р), и деления на 261:
Кц = (Ц – 15) * Р/261
Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком в порядке, установленном настоящим пунктом.
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:
Кв = 3,8 - 3,5 * N/V,
где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;
V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.
В иных случаях, не указанных в абзацах втором и шестом настоящего пункта, коэффициент Кв принимается равным 1.
Коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз). В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле:
Кз = 0,125 * Vз + 0,375,
где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до 3-го знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.
В случае, если определенные в порядке, установленном настоящим пунктом, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.
В случае, если сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) превышает начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) к сумме превышения применяется коэффициент Кз, равный 1.
Порядок определения коэффициента Кз по формуле не применяется в отношении нефти, облагаемой по ставке 0 рублей. При этом коэффициент Кз принимается равным 1.
2. Значение налог на добычу полезных ископаемых для федерального бюджета
Налог на добычу полезных ископаемых
подлежит уплате в бюджет по месту
нахождения участка недр, на котором
ведется их добыча. Именно по месту
нахождения участка недр, предоставленного
налогоплательщику в
Местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр. Если участок недр находится на территории двух и более субъектов РФ, то общая сумма налога должна распределяться между субъектами Федерации пропорционального доле полезного ископаемого добытого на территории каждого региона в общем объем добычи. Однако это не означает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.
НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:
НДПИ в виде: |
В федеральный |
В бюджеты |
Газа горючего природного |
100% |
- |
Углеводородного сырья (кроме газа горючего природного) |
100% |
- |
Общераспространенных |
- |
100% |
Добытых на континентальном |
100% |
- |
Природных алмазов |
- |
100% |
Прочих видов полезных |
40% |
60% |
Рассмотрим структуру поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов за январь - апрель 2011 года.
Рисунок 1 – структура налоговых поступлений за январь-апрель 2011
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-апреле 2010−2011 гг. приведена на следующем графике.
Рисунок 2 – Динамика налоговых поступлений за январь-апрель 2011
Налога на добычу полезных ископаемых в апреле 2011 года поступило 170 млрд. рублей – в 1,5 раза больше, чем в апреле 2010 года, в том числе на добычу нефти – 154 млрд. рублей, газа горючего природного – 13 млрд. рублей, газового конденсата – 0,8 млрд. рублей.
По сравнению с январем-апрелем 2010 года поступления НДПИ выросли на 38%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 74,6$ в декабре 2009 года – марте 2010 года до 99,0$ в декабре 2010 года – марте 2011 года, или на 33%).
Основной объем поступлений налога приходится на углеводородное сырье - нефть, газовый конденсат и природный газ, что предопределяет пристальное внимание к нефтегазовой отрасли. Три крупнейших нефтегазовых субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО и Республика Татарстан - обеспечивают порядка 80% совокупных поступлений налога.
Действующий порядок определения объекта налогообложения не в полной мере учитывает ситуацию, когда в результате разработки месторождения получается ряд продуктов одного и того же вида полезного ископаемого.
Кроме того, существует проблема определения стадии, на которой продукция будет признаваться добытым полезным ископаемым.
Еще одной проблемой определения
объекта налогообложения
3. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях
3.1 Последние изменения в законодательстве
Произошли следующие изменения для НДПИ, взимаемого при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа):
- принят Федеральный закон
от 27 ноября 2010 г. N 307-ФЗ "О внесении
изменений в статьи 342 и 361 части
второй Налогового кодекса
- принят Федеральный закон
"О внесении изменения в
статью 342 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации",
предусматривающего
- проект федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливающего понижающий коэффициент к базовой ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на участках недр, с начальными извлекаемыми запасами нефти до 5 млн. тонн 5 апреля 2011 года рассматривается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении;
- проект федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", предусматривающего установление ставки НДПИ в размере 0 рублей в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого АО 5 апреля 2011 года принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении;
- проект федерального
закона "О внесении изменения
в статью 342 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации",
предусматривающего