Налог на имущество организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание

Имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения, прежде всего вследствие своей стационарности. Имущественные налоги имеют большой фискальный и регулирующий потенциал, одновременно обладая всеми достоинствами прямых налогов, и при эффективном управлении способны значительно увеличить доходы региональных и местных бюджетов.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 59.36 Кб (Скачать документ)

Налоговая реформа в 1930 – 1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила  методики их расчета и порядок  перечисления в бюджет. Например, налог  с оборота объединил 53 ранее действующих  платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков.

 В условиях перехода  к рыночному хозяйству одним  из важнейших рычагов, регулирующих  финансовые взаимоотношения предприятия  с государством, становится налоговая  система.

В процессе формирования системы  налогообложения предприятий и  организаций в России была осуществлена замена налога с оборота, был модернизирован налог на прибыль, был введен налог  на имущество предприятий.

С 1 января 1992 г. России стала действовать новая система налогообложения, общие принципы построения которой определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. Это стержневой закон в системе законодательных актов по налогам, разработанный в соответствии с налоговой реформой в России. Закон устанавливал перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, формирующих бюджетную систему страны. До введения в действие соответствующей главы раздела IX «Региональные налоги и сборы» части второй НК РФ налог на имущество предприятий исчислялся на основании Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. № 2030-1. Во исполнение этого Закона для разъяснения порядка исчисления и уплаты налога издана Инструкция Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 8 июня 1995 г. № 33.

Налогом на имущество предприятий  облагались как основные, так и  оборотные средства, в том числе  финансовые активы. Это стимулировало  ускорение оборачиваемости и  уменьшения остатков оборотных средств  на отчетные даты. Предоставлялись  многочисленные льготы, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В 2003 г. была принята соответствующая 30-я глава Налогового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой внесен ряд принципиальных изменений в порядок исчисления и уплаты налога. Из-под налогообложения выведены товарные запасы, готовая продукция, затраты и нематериальные активы, сокращен перечень налоговых льгот. В целях сохранения поступлений за последние годы увеличен предельный размер налоговой ставки по сравнению с действовавшей до введения данной главы Кодекса. В 2005 – 2007 гг. в гл. 30 НК РФ внесен ряд поправок, направленных на совершенствование методологии и налогового администрирования, решены важные вопросы, связанные с налогообложением основных средств, переданных во временное пользование, и основных средств, не прошедших государственную регистрацию.

Во избежание неоднозначного толкования норм закона при передаче имущества в совместную деятельность или доверительное управление установлен отдельный порядок определения  в этом случае налоговой базы.

Особый порядок определения  налоговой базы установлен для иностранных  организаций, имеющих недвижимое имущество  на территории России, но не осуществляющих деятельности в Российской Федерации.

Глава 30 НК РФ является главой прямого действия. Это означает, что все положения, установленные  в данной главе, применяются непосредственно  на всей территории РФ.

Исходя из статуса данного  налога, он вводится на соответствующей  территории законодательными органами власти субъектов РФ. Региональные органы власти устанавливают конкретные ставки налога, льготы для отдельных  категорий налогоплательщиков, порядок  и сроки уплаты налога.

В соответствии с таким  порядком установления налога в каждом субъекте РФ отдельные элементы налогообложения  могут значительно отличаться между  собой. И поэтому, если одинаковые объекты  имущества, подлежащие налогообложения, имеют фактическое местонахождение  на территориях разных субъектов, либо в территориальном море или в  исключительной экономической зоне России, в отношении указанных объектов налоговая база, налоговая ставка определяется отдельно и принимаются при исчислении в соответствующем субъекте РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Налог на имущество организации

2.1. Общая характеристика  налога

Налог на имущество организаций  введен во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах  и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Причем в  каждом из субъектов уплата налога на имущество введена своим отдельным  законом, в котором предусмотрены  региональные особенности.

Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций  закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины  для всех субъектов РФ, но при  этом региональные власти вправе устанавливать  некоторые особенности в рамках общих правил.

Налогоплательщиками налога признаются

-    российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Не признаются налогоплательщиками  организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Деятельность иностранной  организации признается приводящей к образованию постоянного представительства  в Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Объектами налогообложения  для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в  том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения  для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации  через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Иностранные организации  ведут учет объектов налогообложения  в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения  для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее  указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не признаются объектами  налогообложения:

1) земельные участки и  иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные  ресурсы);

2) имущество, принадлежащее  на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость  имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой  базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его  остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных  объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость  указанных объектов для целей  налогообложения определяется как  разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении  объектов недвижимого имущества  иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации  через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных  организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость  указанных объектов по данным органов  технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и  специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в  отношении имущества каждого  обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В случае, если объект недвижимого  имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение  на территориях разных субъектов  Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и  в территориальном море Российской Федерации, в отношении указанного объекта недвижимого имущества  налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества - инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого  имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно. Рассчитать налог на имущество должна бухгалтерия предприятия-налогоплательщика. Налоговая инспекция во время камеральных и выездных проверок проверяет правильность расчета.

 Средняя стоимость  имущества, признаваемого объектом  налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость  имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Налоговая база в отношении  каждого объекта недвижимого  имущества иностранных организаций, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого  имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого  объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела. Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для  целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику - участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество  товарищей, на 1-е число каждого  месяца соответствующего отчетного  периода и о доле каждого участника  в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения  налоговой базы.

Имущество, переданное в  доверительное управление, а также  имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением  имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.

Налоговым периодом признается календарный год.

Информация о работе Налог на имущество организации