Налог на прибыль организации – особенности исчисления и уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание

Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает третье место после налога на добавленную стоимость.
Мне интересен налог на прибыль, порядок формирования доходов и расходов для его начисления, а также методика расчета этого налога, к тому же эта тема сейчас очень актуальна, поэтому я решила выбрать именно эту тему для написания курсовой работы.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации как экономической категории и анализ действующей в России системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Сущность, место и роль налога на прибыль организаций в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов……………………………..5
2. Действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций…………………………………………………………………………12
3. Проблемы налогообложения прибыли организаций и пути их решения…….22
Заключение………………………………………………………………………… 30
Библиографический список……………………………………………..................31

Работа состоит из  1 файл

курсовая печать 32ст.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

  Расходами в соответствии со ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованностью расходов понимается экономическая оправданность затрат, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствующем порядке. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

  В ст. 270 НК РФ перечислены расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли.

  Налоговая база.

  Согласно  ст. 274 НК РФ налоговой базой для  целей налогообложения прибыли  признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. В том  случае, если прибыль облагается по разным ставкам, то налоговая база формируется отдельно под каждую ставку.

  Доходы  и расходы налогоплательщика  учитываются в денежной форме. Если доходы были получены налогоплательщиком в натуральной форме, то они учитываются  исходя из рыночных цен.

   При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.  В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток (отрицательная разница между доходами и расходами), то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

   Глава 25 НК РФ устанавливает особенности  определения налоговой базы по отдельным  сферам деятельности или по отдельным  операциям.

   Налоговые ставки.

  В соответствии со ст. 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением отдельных случаев10. При этом:

  сумма налога, исчисленная по налоговой  ставке в размере 2 процента, зачисляется  в федеральный бюджет;

  сумма налога, исчисленная по налоговой  ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

  Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для  отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

  Другие  налоговые ставки:

    1. 20% - по доходам, полученным иностранными организациями, не имеющими представительства на территории РФ;
    2. 10% - по доходам от предоставления в пользование (аренду) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;
    3. 9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации;
    4. 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций;
    5. 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;
    6. 9% - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;
    7. 0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года.

  Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"11, облагается налогом по налоговой ставке 0%.

  Налоговый и отчетный периоды.

  Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

  Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для  налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

  Порядок исчисления налога и авансовых платежей.

  Сумма налога определяется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Если иное не установлено НК РФ, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

  По  итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют  сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

  Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего  уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

  Если  рассчитанная таким образом сумма  ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

  Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

  При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

  Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей.

  По  истечении налогового периода подлежащий уплате налог должен быть уплачен  налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговых  деклараций, то есть до 28 марта следующего года.

  Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период, то есть не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

   По  итогам отчетного (налогового) периода  суммы ежемесячных авансовых  платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются  при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

  Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности  по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

  Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых  не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

    Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее  28 календарных дней со дня окончания  соответствующего отчетного периода.  Налогоплательщики, исчисляющие  суммы ежемесячных авансовых  платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. 
 
 
 

   3. Проблемы налогообложения прибыли организаций и пути их решения 

   Анализируя  последние изменения налогового законодательства, можно сделать  вывод, что концептуальных изменений  в практике налогообложения прибыли не произошло. В то же время очевидно, что такие изменения необходимы и будут проводиться в соответствии с разработанными Министерством финансов РФ концептуальными подходами формирования налоговой политики страны12.

   Среди предусматриваемых основными направлениями налоговой политики в РФ на 2008-2010 годы мер по совершенствованию налогового законодательства намечен ряд изменений, касающихся механизма налогообложения прибыли, в частности:

  • Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения;
  • Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами;
  • Совершенствование налогового законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков;
  • Создание стимулов для осуществления инновационной деятельности.

   Рассмотрим  некоторые из предполагаемых изменений более подробно.

   Проблема  регулирования ценообразования  в целях налогообложения актуальна  не только для налога на прибыль, но и для НДС, НДФЛ, НДПИ и ряда других налогов, расчет налоговой базы которых  базируется на цене сделки, поэтому решение проблемы должно положительно повлиять на величину налоговых поступлений. В настоящее время цена сделки регулируется ст. 40 НК РФ, в которой предусмотрены основные положения формирования этой цены, основанные на ее соответствии рыночной цене, определяемой по ряду параметров. Налоговые органы имеют право проверить цену сделки при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, перечень которых приведен в ст. 20 НК РФ. Практика показала, что круг взаимозависимых лиц крайне ограничен и в современных условиях не отражает действительного положения. Возможность признания лиц взаимозависимыми через судебное решение является крайне сложной и длительной процедурой.

   Для того чтобы предотвратить способы  минимизации налоговых платежей посредством занижения цен сделок между взаимозависимыми лицами или другими лицами, связанными возможностями влиять на экономические условия или результаты сделок, принято решение о пересмотре соответствующих действующих разделов общей части НК РФ. Для этого предусматривается отмена ст. 20 и 40 НК РФ и введение самостоятельного раздела кодекса, регулирующего соответствующие правоотношения13.

Информация о работе Налог на прибыль организации – особенности исчисления и уплаты