Налог на прибыль организации – особенности исчисления и уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание

Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает третье место после налога на добавленную стоимость.
Мне интересен налог на прибыль, порядок формирования доходов и расходов для его начисления, а также методика расчета этого налога, к тому же эта тема сейчас очень актуальна, поэтому я решила выбрать именно эту тему для написания курсовой работы.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации как экономической категории и анализ действующей в России системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Сущность, место и роль налога на прибыль организаций в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов……………………………..5
2. Действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций…………………………………………………………………………12
3. Проблемы налогообложения прибыли организаций и пути их решения…….22
Заключение………………………………………………………………………… 30
Библиографический список……………………………………………..................31

Работа состоит из  1 файл

курсовая печать 32ст.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

   Предполагается, что в состав вышеназванного раздела  НК РФ войдут шесть глав, в которых  будут определены круг взаимозависимых  лиц и порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации. Отдельные статьи НК РФ должны регулировать:

  • принцип определения соответствия цены сделки рыночным или регулируемым ценам;
  • методы, используемые при определении соответствия цены рыночной цене в контролируемых сделках;
  • перечень контролируемых сделок;
  • порядок определения величины налога исходя из оценки результатов контролируемых сделок на основе регулируемых или рыночных цен;
  • регламент заключения между налогоплательщиками и налоговыми органами соглашений о ценообразовании.

   Российское  налоговое законодательство предусматривает  возможность использования международного опыта в части заключения взаимозависимыми лицами до совершения сделки соглашений, в соответствии с которыми фиксируются методы определения соответствия цен рыночным параметрам. Выполнение условия соответствующего соглашения, то есть использование предусмотренных в нем цен реализации в контролируемой сделке, должно будет гарантировать налогоплательщикам отсутствие в дальнейшем претензий к ним в процессе проверки налоговыми органами.

   Еще одно важнейшее направление налоговой  политики ближайшей перспективы  по отношению к налогу на прибыль  – создание стимулов научно-технического прогресса, инновационной деятельности посредством главным образом амортизационной политики, поскольку полное освобождение средств, идущих на капитальные вложения, от налогообложения уже практиковалось и было отменено как неэффективное при введении налога на прибыль в состав налогов, регулируемых НК РФ.

   С 1 января 2009 г изменился размер так  называемой амортизационной премии. В соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ (в редакции, действующей до 31.12.2008 г.) налогоплательщики имели право  включить в состав расходов единовременно до 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов по их достройке, оборудованию, реконструкции и модернизации. Нововведения предусматривают, что амортизационную премию согласно п. 9 ст. 258 НК РФ в 2009 г. можно начислять до 30% по основным средствам, отнесенным к 3-7 амортизационным группам (срок полезного использования свыше 3 лет до 20 лет включительно). По остальным основным средствам размер амортизационной премии прежний – не более 10%14. Однако практика показала, что возможность применения амортизационной премии стала использоваться некоторыми организациями для получения необоснованной налоговой выгоды: владельцы основных фондов стали осуществлять последовательные операции по их продаже. Это вынуждает государство к введению ответных мер, наподобие тех, что применяются к малым предприятиям, использующим упрощенную систему налогообложения, которым разрешено единовременно списывать всю стоимость приобретенных основных фондов на затраты, но в случае их реализации ранее чем через три года амортизация должна быть восстановлена и соответственно сумма налога доплачена. Предполагается, что в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, она подлежит восстановлению и включению в налоговую базу. Эти положения применяются в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию с 1 января 2008 г.

  Принципиально изменился порядок начисления амортизации  при использовании нелинейного  метода. Амортизация теперь начисляется не в отношении отдельного основного средства или нематериального актива, а в целом по амортизационной группе15.

  Механизм  начисления амортизации при этом следующий. Стоимость всех объектов, включенных в амортизационную группу, формирует ее суммарный баланс (п. 2 ст. 259.2 НК РФ), который ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе амортизации. При этом для каждой из амортизационных групп установлена своя месячная норма амортизации. Если суммарный баланс амортизационной группы становится менее 20000 руб., в следующем месяце организация получает право ликвидировать данную амортизационную группу, и значение суммарного баланса при этом относится на внереализационные расходы (п. 12 ст. 259.2 НК РФ).

  Если  ранее можно было произвольно применять тот или иной метод начисления амортизации по каждому конкретному объекту амортизируемого имущества, то теперь такой возможности не будет. По всему амортизируемому имуществу применяется либо только линейный, либо только нелинейный метод (п. 3 ст. 259 НК РФ). Свой выбор налогоплательщик должен закрепить в учетной политике. Единственное исключение – здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, входящие в восьмую-десятую амортизационные группы (то есть сроком полезного использования свыше 20 лет). Амортизация по ним начисляется только с использованием линейного метода. С начала календарного года организации вправе изменить применяемый метод начисления амортизации, но переходить с нелинейного метода на линейный согласно п.1 ст. 259 НК РФ можно не чаще, чем один раз в пять лет. Для обратной ситуации такого ограничения не установлено, то есть, перейдя с нелинейного метода на линейный, организация вправе через год вновь вернуться к начислению амортизации нелинейным методом.

  С момента введения налога на прибыль  в НК РФ и до настоящего времени  идет последовательное изменение порядка  признания затрат для определения  налоговой базы по налогу на прибыль, как правило, в сторону снижения налогового бремени налогоплательщиков. В частности, принято решение о переносе убытков на будущий налоговый период без ограничений, которые существовали ранее. В ряде случаев такое решение не представляется целесообразным, поскольку оно стимулирует недобросовестных налогоплательщиков к получению убытка незаконным путем. Предполагается, что с 2010 года будет принято решение о том, что убытки реорганизуемых или поглощаемых организаций на будущий налоговый период новой организацией переноситься не будут, поскольку присоединение убыточных предприятий широко используется для минимизации полученной организацией прибыли.

  Как известно, НК РФ декларирует затраты  организации, учитываемые при налогообложении  прибыли как экономически оправданные. Понятие экономической оправданности  затрат более или менее подробно раскрывается в НК РФ. В перспективе предполагается, что критерии определения таких затрат будут последовательно расширяться. В частности, такое расширение предполагает включение в затраты всех экономически оправданных расходов на обучение, лечение, пенсионное обеспечение работников организации.

  Некоторые такие изменения уже были произведены. Расширился состав учитываемых затрат на обучение сотрудников. Если раньше в качестве расходов на обучение можно  было учесть только затраты на подготовку и переподготовку кадров, то теперь – и на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам16. К основным профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего, а также послевузовского профессионального образования17. Следовательно, организации вправе учитывать в расходах затраты на получение своими работниками среднего профессионального и высшего образования (что ранее было прямо запрещено НК РФ), на обучение сотрудников в аспирантуре. Кроме того, при получении образования, подготовке или переподготовке кадров в российском образовательном учреждении для признания расходов достаточно, чтобы у данного учреждения имелась лицензия, а наличие государственной аккредитации более не обязательно. Учитывать данные расходы с 2009 года в соответствии с п.3 ст. 264 НК РФ можно в отношении не только собственных работников, но также и тех лиц, с которыми заключен договор, предусматривающий их обязанность в дальнейшем, не позднее трех месяцев после окончания обучения (профессиональной подготовки либо переподготовки), поступить на работу к налогоплательщику и отработать не менее одного года. Однако если в течение года трудовой договор прекращается (за исключением обстоятельств, не зависящих от воли сторон, по ст. 83 Трудового кодекса) или же если он не будет заключен в течение трех месяцев после окончания обучения, организация должна будет включить суммы, признанные ранее расходами, во внереализационные доходы.

  Увеличен  норматив признания расходов на добровольное медицинское страхование работников18. Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату медицинских расходов застрахованных работников, останутся нормируемыми. Но при этом верхний лимит таких взносов в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ увеличился с 3% до 6% суммы расходов на оплату труда.

  Значение  развития ипотечного кредитования для  решения социальных проблем населения  предопределяет необходимость внесения изменений, связанных с отнесением в состав затрат расходов, связанных  с софинансированием организациями  выплат процентов по ипотечным кредитам своих работников. Теперь с 1 января 2009 г. возмещение работникам затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение жилья учитывается в расходах на оплату труда. Данные расходы учитываются для целей налогообложения в размере не более 3% от суммы расходов на оплату труда (п. 24.1 ст. 255 НК РФ).  Причем в пределах этих сумм проценты, компенсированные организацией, не облагаются ни единым социальным налогом, ни налогом на доходы физических лиц. Оплачивать проценты должен сам работник, а не организация. Поэтому ему необходимо самому прийти в банк и погасить свою задолженность или ее часть. Затем копии платежных документов, в которых сумма процентов выделена отдельной строкой, следует представить в организацию, если работодатель такие расходы возмещает. Необходимо отметить, что оплата подобных затрат является лишь правом работодателя, а не его обязанностью. В каком объеме и на каких условиях возмещать проценты, организация определяет самостоятельно19.

  Исполнение  налогоплательщиками правил налогового законодательства по налогу на прибыль является достаточно сложным и громоздким. Кроме налогового периода, когда налогоплательщик сдает годовую налоговую декларацию и соответствующую отчетность, предусмотренную законодательством, он сдает еще налоговые декларации по каждому отчетному периоду и расчеты, связанные с месячными авансовыми платежами. Предполагается значительно упростить положение налогоплательщиков, установив отчетный период по налогу, равным налоговому периоду, то есть календарный год. Не предполагается, конечно, отмена авансовых платежей, необходимых для обеспечения равномерности поступления средств в федеральный и региональный бюджеты, но их расчет будет базироваться на основании финансового результата предыдущего года без ежемесячного и ежеквартального определения налоговой базы. Конечно, такой механизм требует разработки отдельных положений, в частности связанных с расчетом авансовых платежей по налогу у организаций, получивших в предыдущем налоговом периоде убыток или имеющих убыток в текущем налоговом периоде.

  Из  вышеприведенного следует, что процесс  совершенствования налогового законодательства непрерывен и он будет продолжаться и дальше в тех направлениях, несовершенство которых будет проявляться в  процессе использования действующего порядка налогообложения прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Налог на прибыль организаций, пожалуй, единственный налог, который с момента его  принятия в 1991 году претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения. Достаточно сказать, что по этому налогу, как ни по какому другому, часто вводились и отменялись многочисленные налоговые льготы и преференции, пока, наконец, с принятием в 2001 году соответствующей главы НК РФ они вообще не были отменены с 2002 года. Именно по данному налогу за относительно короткий промежуток его существования была кардинально изменена налоговая база для отдельных категорий налогоплательщиков (банков, страховых организаций и т.д.), а также налоговая ставка.

   Вместе с тем данный налог играет существенную роль в экономике и финансах любого государства. В первую очередь следовало бы отметить, что указанный вид налогообложения, облеченный в форму или налога на прибыль, или налога на доход юридических лиц, или налога с корпораций, применяется во всех без исключения развитых странах мира.

   Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно  воздействовать на развитие экономики. Кроме того, трудно переоценить роль данного налога как источника дохода бюджета. В России налог на прибыль организаций является одним из основных доходообразующих налогов.

   Однако  практика показала, что система налогообложения  прибыли организаций имеет существенные недостатки, которые необходимо исправить для более эффективного использования государством такого налогового инструмента как налог на прибыль.  
 
 
 

  Библиографический список

  Правовые  акты

  1. Закон РФ №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»/ www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=32930

  2. Закон от 27.12.1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы»/ www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=45013

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.

  4. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. №216-ФЗ.

  / http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=52657

Информация о работе Налог на прибыль организации – особенности исчисления и уплаты